Энтропия как мера «беспорядочности» в проекте Сергея Свешникова — интересное исследование разрушения традиционного языка визуальных образов
Энтропия (от греч. entropia) – поворот, превращение. Трудно найти понятия более общего для всех наук (не только естественных) и, вместе с тем, иногда носящего оттенок загадочности, чем энтропия. Отчасти это связано с самим названиям. Если бы не звучное название, «энтропия» осталась бы с момента рождения всего лишь «интегралом Клаузиуса», вряд ли она бы рождалась вновь и вновь в разных областях науки под одним именем. Кроме того, ее первооткрыватель Клаузиузус первым же положил начало применению введенного им для, казалось бы, узкоспециальных термодинамических целей понятия к глобальным космологическим проблемам (тепловая смерть Вселенной). С тех пор энтропия многократно фигурировала в оставшихся навсегда знаменитыми спорах. В настоящее время универсальный характер этого понятия общепризнан, и она плодотворно используется во многих областях – физике, химии, биологии и теории информации.
Энтропия – как мера «беспорядочности» в проекте Сергея Свешникова – интересное исследование разрушения традиционного языка визуальных образов до минимального «дискрета», обладающего собственной глубиной контекстов и являющегося художественным отражением реальности. Предметы узнаваемы, а их форма и фактура для нас законченный образ, они несут в себе признаки и результат человеческой жизни, их сформировавшей. Это современные «реди-мейды».
«Культурные растения и животные – не конкуренты вольным хищникам. Вещи превратятся в тлен и ржу. Идеи забудут или, хуже, исказят до неузнаваемости. Творения людей неспособны развиваться сами. Их ждет разрушение. Раньше или позже. На городской свалке явление разрушения – безболезненно и быстро. В музее или курятнике – трагикомично. Римляне противопоставляли свободе не рабство, а порядок, стоическое сопротивление энтропии. Но ее неизбежный приход будет главным событием в сознательной жизни каждого. А ее облик, образы таят для наших сердец неизъяснимое наслажденье. Отчасти потому что смерть – удел живого. Известные литейных дел мастера – баллы – закапывали металл в землю лет на 50. Не съеденное ржой первоклассное железо затем превращали в стружку и скармливали гусям, в желудках которых оно обогащалось азотом – результатом становилось отменное колюще-режущее оружие. Это – промышленная технология. Уместно вспомнить финансовую – долгосрочные вклады и, конечно, детскую, преимущественно девичью, игру в «секретики». Таких секретиков вокруг нас – пруд пруди. И неважно, что их никто сознательно не планировал. Мы вполне можем даровать ошметкам нашего большого супермаркета, находящимся в приемлемой стадии разложения, вторую жизнь. Жизнь в искусстве».
«Культурные растения и животные – не конкуренты вольным хищникам. Вещи превратятся в тлен и ржу. Идеи забудут или, хуже, исказят до неузнаваемости. Творения людей неспособны развиваться сами. Их ждет разрушение. Раньше или позже. На городской свалке явление разрушения – безболезненно и быстро. В музее или курятнике – трагикомично.
Римляне противопоставляли свободе не рабство, а порядок, стоическое сопротивление энтропии. Но ее неизбежный приход будет главным событием в сознательной жизни каждого. А ее облик, образы таят для наших сердец неизъяснимое наслажденье. Отчасти потому что смерть – удел живого.
Известные литейных дел мастера – баллы – закапывали металл в землю лет на 50. Не съеденное ржой первоклассное железо затем превращали в стружку и скармливали гусям, в желудках которых оно обогащалось азотом – результатом становилось отменное колюще-режущее оружие. Это – промышленная технология. Уместно вспомнить финансовую – долгосрочные вклады и, конечно, детскую, преимущественно девичью, игру в «секретики». Таких секретиков вокруг нас – пруд пруди. И неважно, что их никто сознательно не планировал. Мы вполне можем даровать ошметкам нашего большого супермаркета, находящимся в приемлемой стадии разложения, вторую жизнь. Жизнь в искусстве».
Выставка проходила в галерее кинотеатра «Джем-Холл» в рамках фестиваля «Открытая фотография».
Сергей Свешников (1959–2012) жил и работал в Санкт-Петербурге. Обучался фотографии у одного из ведущих ленинградских мастеров 70-х годов О. Н. Бахарева.
Автор пятнадцати персональных выставок и участник более пятидесяти коллективных в России и за рубежом, в том числе:
Работы С. Свешникова находятся в собрании Зверевского центра современного искусства (Москва), а также в музеях и частных собраниях Германии, Испании, Франции, Шотландии.
Работая на Ленинградской студии научно-популярных фильмов в 1983–89 годах, Сергей Свешников в качестве звукооператора участвовал в создании виниловых пластинок Сергея Курехина и Олега Бутмана и более двадцати документальных фильмов (режиссеры Д. Делов, А. Сидельников, А. Карпушев, Н. Макаров и другие).
Издательство «Планета» (Москва) опубликовало работы С. Свешникова в фотоальбомах «Ладога. Пока не поздно» (1987) и «Трагический декабрь» (1989).
С 2007 по 2011 год фотограф работал в РОСФОТО, где вел мастер-классы по ручным техникам печати и создавал запоминающиеся художественные проекты.
Персональная выставка известного санкт-петербургского фотографа
Лучшие оригинальные фотографии, поступившие в собрание с 2002 по 2017 год
Тимур Новиков, Денис Егельский, Андрей Медведев, Егор Остров, Станислав Макаров, Сергей Свешников, Денис Александров, Сергей Климов
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: