Выставка проводится в Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии К 75-летней годовщине прорыва блокады
Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919–1998) — классик советской журналистики. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1937 году приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский электротехнический институт. Во время учебы Тарасевич увлекся фотографией и вскоре начал публиковать свои снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». С 1940 года фотокорреспондент ленинградского отделения фотохроники ТАСС. С начала Великой отечественной войны фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронта.
Почти всю войну Всеволод Тарасевич провел в блокадном городе, постоянно выезжая на фронт, в войска, защищавшие Ленинград. Много лет спустя, в начале 1990-х, уже будучи классиком советской фотографии, он напишет: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой „лейкой“, которую всегда носил в кармане. Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, помногу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук…»
В начале войны Тарасевичу было чуть больше двадцати лет, но, не зная этого, можно подумать, что работы выполнены зрелым мастером. Уже тогда его фотографии отличает прекрасное чувство композиции и тот гуманистический порыв, что впоследствии сделает его главным выразителем идей оттепели в советском фотографическом искусстве.
Тарасевич много снимает Ленинград с первых дней войны — прекрасный цветущий город в самый разгар белых ночей и людей, которые еще не могут осознать до конца, какая непоправимая беда пришла в их дом. Первые бомбежки, эвакуацию горожан, работу гражданского населения на строительстве оборонительных сооружений, блокадную зиму 1941–1942 годов, застывший город, умерших людей на улицах, реки и каналы, из которых обессилевшие жители брали воду. Эти снимки не получается смотреть мимоходом, каждая фотография требует от зрителя большой душевной работы.
Удивителен у Тарасевича блокадный город. Наверно, он главное действующее лицо этой трагедии. Фотограф много снимает Неву, улицы и проспекты Ленинграда. Любовь к нашему городу останется у Всеволода Тарасевича навсегда. В 60-е годы он снимет цикл самых романтичных фотографий Ленинграда.
Тарасевич входит в число отечественных мастеров фотографии, оставивших наиболее выразительные снимки войны. Он снимал военные действия на Ленинградском и Северо-Западном фронте с первых дней отступления, в период тяжелых оборонительных боев, участвовал в прорыве блокады и, наконец, в боях за полное снятие блокады. В самых лучших своих кадрах автор поднимается до философских обобщений о месте человека на войне.
Фотографическое наследие Всеволода Тарасевича очень объемно. Самая большая коллекция фотодокументов Всеволода Тарасевича (более 100 тысяч негативов) хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов (г. Красногорск, Московская область). В общем доступе находится более 2,5 тысяч фотодокументов. Остальная часть собрания проходит процедуру экспертизы ценности и научно-технической обработки с целью дальнейшего включения отобранных фотодокументов в состав Архивного фонда Российской Федерации. В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится около 12 тысяч негативов его военных фотографий. Несколько десятков авторских отпечатков военных фотографий Тарасевича хранит в своих фондах Государственный музей политической истории России. Цифровые копии с негативов и отпечатков из этих трех коллекций представлены в выставочном проекте «Всеволод Тарасевич. Ленинградская блокада. Город и фронт».
Организаторы Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Российским государственным архивом кинофотодокументов (Красногорск) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Место проведения: Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии
Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919–1998) — классик советской журналистики. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1937 году приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский электротехнический институт. Во время учебы Тарасевич увлекся фотографией и вскоре начал публиковать свои снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». В 1939 году ушел из института добровольцем на Советско-финскую войну.
С 1940 года Тарасевич — фотокорреспондент ленинградского отделения фотохроники ТАСС. С начала Великой Отечественной войны — фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронта. На войне Тарасевичем была сделана его первая известная серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941–1943). После окончания войны три года сотрудничал с газетой «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву — фотокорреспондент ВДНХ, журналов «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек» и других.
В середине пятидесятых Тарасевич начал снимать на цветную пленку, став первопроходцем в этом деле среди фотокорреспондентов. В 1961 году стал сотрудничать с образованным тогда же агентством печати «Новости» (АПН). В 1963 году награжден премией World Press Photo за снимок «Поединок» — одну из самых известных работ фотографа на сегодняшний день.
В 1970-х годах Всеволод Тарасевич стал деканом факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов. В конце 1970-х — 1980-х годах опубликовал фотокниги «Мы — физики», «Свет Нурека», «Море, люди, жизнь». В агентстве печати «Новости», позднее преобразованном в Российское информационное агентство «Новости», Всеволод Тарасевич проработал корреспондентом до самой смерти в 1998 году.
Фото: СПб военный институт войск национальной гвардии
Еще
К 75-летней годовщине прорыва блокады
Уникальные фотоматериалы из фондов РОСФОТО и личной коллекции дочери фотографа Анны Халдей
Фотографии военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО
К 70-летию прорыва блокады Ленинграда (18 января 1943 года)
Выставка из 96 работ, выполненных в период с середины 1930-х годов по 1942 год, раскрывает процесс отбора фотографий для печати в официальной прессе Советского Союза
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: