Проект является частью юбилейной программы РОСФОТО, который в этом году отмечает свое 20-летие, и знакомит зрителей с творчеством талантливых современных художников и фотографов из различных регионов России. Программа включает серию персональных выставок таких авторов, как Владимир Горбунов, Владислав Третьяк, Дмитрий Провоторов и других. Работы авторов будут переданы в коллекцию РОСФОТО.

Дмитрий Провоторов «БРЕНДЫ»

Дмитрий Провоторов — петербургский художник, фотограф, известный экспериментами в фотографии и уникальным видением. Автор стремится к условности и намеренно акцентирует фотографическую природу черно-белого изображения. Его проекты были представлены на международных выставках искусства в Италии, США, Испании и России. С 2000 года начал активно работать в области черно-белой фотографии, используя возможности ручной печати и исторические техники.

Свои предыдущие проекты — «Крылья», «Берег», «Письма из Поднебесной» и другие — автор снимал на пленку и вручную печатал на бумаге, часто экспериментируя с техниками: мокрой печатью, контратипированием, вирированием и т. д.

Задуманный в конце февраля и воплощенный весной этого года проект «Бренды» — первый проект Провоторова, выполненный в технике амбротипии. Это фотографический процесс, изобретенный в середине XIX века и заключающийся в получении позитивного изображения на стеклянной пластине, предварительно покрытой коллодионной эмульсией. В результате получается уникальное, штучное изображение, обладающее той подлинной «аурой» старой фотографической техники, по которой так тосковал Вальтер Беньямин, — когда свет с усилием прорывается сквозь темноту.

«Амбротипией я начал заниматься около восьми лет назад, потом взял паузу на несколько лет — вернулся к работе с пленкой и бумагой. В прошлом году снова стал снимать на коллодий. Я давно думал сделать проект в этой технике, но мне не хотелось снимать натюрморты в классической питерской традиции — со старинными бутылочками, вилочками, перышками и прочим. Вначале была только идея сделать современную серию, не имитирующую изображения столетней давности, но однажды дома мне на глаза попалась обувная коробка Adidas. Как раз тогда бренды начали уходить один за другим: от общедоступных (H&M, IKEA, Pepsi) до люксовых (Gucci, Prada и т. д.) — начался повальный исход. Тогда и сложилась концепция проекта: снять на стекла серию лаконичных (в каждом кадре только один предмет) натюрмортов — даже не предметов, а именно упаковок. Показать, что внутри них всегда была пустота, они никогда в себе ничего не содержали», — описывает возникновение идеи автор.

В «Брендах» классическая эстетика амбротипа побеждает современный дизайн, высвечивая отчужденность изображенных предметов. Как пишет Александр Секацкий в «Дезертирах с острова сокровищ», «чучела покупаемых вещей набиты трухой времени». И если раньше это время «составляло плоть чьей-то особенной жизни», то сейчас «это стандартная начинка, пригодная для удовлетворения материальных и духовных запросов — разумеется, таких же стандартных». Это отчуждение, когда человек не узнает себя в творениях своей же материальной культуры и оказывается объектом их воздействия, и преодолевает Провоторов, снимая известные бренды в технике амбротипии. Другая сторона отчуждения — освоение; а лишение, говоря словами Секацкого, иногда позволяет «обрести содержательность более высокого рода, значительно превосходящую содержимое потребительской корзины».

Помимо фотографий в экспозиции также представлена инсталляция: картонные коробки, внутри которых фигуры неандертальцев крушат рекламные щиты: живое первобытное начало разносит искусственный современный мир.

«Мне бы не хотелось объяснять зрителю общий посыл серии. Кто-то, увидев эти работы, всплакнет, почувствовав себя изгнанным из рая; другой увидит насмешку над обывателем, страдающим от того, что больше не может покупать вещи с дорогими его сердечку логотипами; третий, возможно, испытает „катарсис избавления“», — комментирует автор.

mcdonalds 1
mcdonalds 1
nike2
nike2
IKEA 2
IKEA 2
adidas3
adidas3

«Это глубокое размышление над предельными вопросами. Что есть имя? Что есть форма? Является ли форма именем, а имя — формой? И что есть содержание? И есть ли вообще какое-то содержание? Есть ли означаемое у знака, либо знак сам и есть свое означаемое? Не может ли быть так, что содержание есть лишь форма, вывернутая наизнанку? Наша реальность состоит из форм и имен, за которыми мы предполагаем какую-то субстанцию вещества, но может статься так, что вещества никакого и нет. В квантовом пределе вещество исчезает, остается лишь имя вещества, а субстанции нет. Может быть, мы хотим прорваться, вырваться, выломаться из мира упаковок, которыми являются и наши собственные тела и имена, в иное, настоящее бытие, в чистое содержание, лишенное лжи, маркетинга и мерчендайзинга. Но только вот есть ли оно? И что нас там ждет? Сияющая нирвана или черная безоболочная пустота? Страшно».

Герман Садуллаев о проекте «Бренды»

Владислав Третьяк «Районвейв»

Владислав Третьяк — фотограф и графический дизайнер, финалист конкурса Makers of Siberia Photo Prize 2019 года. Автор родом из сибирского города Кемерово, суровые индустриальные ландшафты которого научили его находить уникальность в обыденных вещах, работать со сложными для съемки фактурами, освещением и монохромной гаммой пейзажа. Панельные дома, старые машины и вывески магазинов становятся главными героями полных лирики и романтизма снимков фотографа, выходя за рамки своего повседневного существования.

«В ночи привычные улицы не кажутся серой провинцией, приобретая свою романтику и спокойствие, которые все сложнее найти в больших городах. Этот проект был начат как поиск „nocturne americana“-эстетики в родном Кузбассе: неоновые вывески, тихие пригороды, классические машины, что-то, казавшееся таким далеким и притягивающим, что я видел только в кино и на картинках; параллелей на родных улицах можно провести множество», — объясняет автор название «Районвейв».

В экспозицию выставки вошли работы из проекта «Anytown. Siberia» (2016–2022). Неон, огни машин, теплый свет окон делают эти снимки притягательными и кинематографичными. На фотографиях передан собирательный образ сибирских улиц без привязки к конкретному месту, что дает зрителю свободу в размышлениях о том, насколько схожи или различны городские ландшафты регионов России.

Главный хранитель музейных предметов РОСФОТО Игорь Валерьевич Лебедев, принимавший участие в отборе работ на выставку, так описывает свои впечатления:

«Кажущаяся пустынность мест съемки на фотографиях Владислава Третьяка дает пейзажному пространству раскрыться, обращая внимание зрителя на обычно ускользающие от него моменты городской среды. Так, свечение уличной рекламы меняет окружение, делая его контрастным, и, за счет своей теплоты и яркости, трансформирует привычное нам восприятие темного неба, заснеженных улиц и холода, открывая город с новой стороны. При первом взгляде на работы фотографа сначала западаешь на пустоту в кадре и только потом начинаешь обращать внимание на странную жизнь внутри: ночные окна, продолжающие бодрствовать люди, спящие машины и движение на дороге в свете фонарей. Происходит переход от социальной среды, связанной с кипящей жизнью людей, в среду спящего города, где все, что раньше рождало движение, застыло, остановилось. Стимулируется ощущение жесткости и статичности заснятого пространства, которое погружено не просто в сон, а летаргию, свойственную северным зимним просторам — обездвиженным, но при этом прекрасным. Автор уловил это свойство маленького города легко погружаться в состояние оцепенения и спячки, что отличает его от улиц мегаполисов, чья жизнь не останавливается ни на секунду».

Больше информации на сайте Общество «А-Я»

Вход на выставку свободный.

image-14-06-22-01-19-4
image-14-06-22-01-19-4
Владислав Третьяк
image-14-06-22-01-19-1
image-14-06-22-01-19-1
Владислав Третьяк. Технопоинт
image-14-06-22-01-19-5
image-14-06-22-01-19-5
Владислав Третьяк
image-14-06-22-01-19-3
image-14-06-22-01-19-3
Владислав Третьяк. Без названия
image-14-06-22-01-19-9
image-14-06-22-01-19-9
Владислав Третьяк