Берлин. Май
Вместе с войсками Красной армии в Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях участвовали особые бригады, созданные в 1943 году при Военно-медицинском музее для фиксации работы военных медиков на фронтах Великой Отечественной войны. В состав бригад входили военные медики, фотографы и художники. Так оказалась продолжена традиция, существовавшая еще в дореволюционной России, когда мастера светописи и живописцы совместно освещали ход боевых действий и военных экспедиций. Для участия в последних наступательных операциях Советской армии в январе 1945 года были сформированы две бригады. Первая бригада состояла из художников Е. А. Львова и Н. Г. Козлова, фотографа В. С. Фаминского и майора медицинской службы С. М. Рогачевского; во вторую бригаду входили фотограф Е. С. Микулина, художник Н. Г. Яковлев и гвардии полковник медицинской службы Н. Д. Струнин. Художники были привлечены по рекомендации Московской организации Союза художников. Читать далее
Данный проект позволяет расширить наши знания о повседневной жизни военных медиков и других военнослужащих Красной армии, а также местного населения в трагические и в то же время героические дни мая 1945 года. Наравне с этим, мы возвращаем память о событиях, людях, подвиге тех, кто приближал Победу 75 лет назад.
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА КРАСНОЙ АРМИИ
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА КРАСНОЙ АРМИИ — специальная организация, объединяющая силы и средства, предназначенные для осуществления возложенных на военную медицину задач. В годы Великой Отечественной войны лечебно-эвакуационная работа медицинской службы была построена в соответствии с учением Н. И. Пирогова об этапном лечении с эвакуацией по назначению. Битва за взятие Берлина потребовала от медицинской службы напряженной работы по созданию мощной группировки сил и средств, которая могла бы обеспечить боевые действия, по мере приближения к войскам госпитальных баз армий и фронтов. Кроме этого необходимо было наладить лечение раненых и больных на месте до полного излечения в пределах армейских и фронтовых госпитальных баз и сократить число эвакуируемых за пределы фронта. Для успешного розыска и выноса раненых во время уличных боев в некоторых армиях были созданы специальные «группы розыска» из санитаров, которые обходили и тщательно осматривали все здания, развалины и подвалы домов. Медсанбаты (МСБ), полковые медицинские пункты (ПМП) и госпитали во время штурма Берлина развертывались в зданиях, которые медицинские работники сами ремонтировали и восстанавливали. Госпитальные базы армий и фронтов непрерывно перемещались за наступающими войсками. Благодаря самоотверженному труду военных врачей, фельдшеров и санитаров, продолжавших выполнять свой профессиональный долг, несмотря на разрывающиеся поблизости снаряды, медицинская помощь большинству раненым оказывалась своевременно и в полном объеме.
Медицинская служба 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, войска которых вели упорнейшие бои за взятие Берлина, потеряла соответственно 7,5 % и 5,4 % численности своего личного состава. В знак признания огромных заслуг медиков перед фронтом многие из них были награждены орденами и медалями.
МЕДИКО-САНИТАРНЫЕ БАТАЛЬОНЫ
МСБ (медико-санитарный батальон) – отдельная часть войсковой медицинской службы. В конце 1935 года МСБ, объединивший в своем составе перевязочный, санитарно-эпидемиологический и эвакуационный отряды дивизии и значительно укрепленный силами и средствами для хирургической работы, впервые был включен в состав стрелковой дивизии военного времени.
В Великую Отечественную войну перед МСБ стояли следующие задачи: развертывание дивизионного медицинского пункта; вывоз сюда раненых и больных из полкового медицинского пункта, а в отдельных случаях — и из батальонных медицинских пунктов; организация и проведение в частях дивизии и в дивизионном районе войскового тыла санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий; усиление медицинской службы полков медицинским составом, санитарами-носильщиками и санитарным транспортом по указанию дивизионного врача; снабжение частей дивизии медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.
СТУДЕБЕККЕР — машины повышенной проходимости. В январе 1941 г. военные автомобили для военно-морских сил и корпуса морской пехоты США начала производить корпорация «Дженерал моторс» (GMC), затем к производству привлекли известную фирму «Студебеккер». «Студебеккеры» несколько отличались от машин GMC, прозванных «джимми», формой капота и крыльев. На них устанавливался двигатель «Геркулес JXD» рабочим объемом 5,24 л, тогда как GMC-270 был снабжен 4,42-литровым мотором. Поэтому основным грузовиком армии США стал «джимми», а «студебеккеры» решили отправлять в армии союзников. Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа «студебеккер»; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли в Москве.
В Красной армии чаще всего применялись длиннобазные «студебеккеры» типа US-6 с цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки с колесной формулой 6×6 весила 4 505 кг. Максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас хода составлял 390 км. Во фронтовых условиях «студебеккеры» зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т. «Студебеккеры» не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами… В суровые годы Великой Отечественной войны автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш».
МСБ являлись центрами оказания первой хирургической помощи раненым и сыграли важную роль в выполнении задач квалифицированной медицинской помощи и приближении ее к линии фронта. В них оперировали 50–60 % всех раненых, нуждавшихся в хирургическом вмешательстве. Оказание хирургической помощи в наиболее ранние сроки создавало благоприятные условия для успешного лечения раненых на последующих этапах медицинской эвакуации.
В 1942 году при МСБ были созданы «команды выздоравливающих» для содержания и лечения раненых и больных, нуждавшихся в амбулаторном лечении на срок не более 10–12 дней.
Из медицинского состава в штат МСБ входили врачи, фармацевты, фельдшеры, медицинские сестры и санитарные инструкторы. Большинство врачей составляли хирурги. Начальник зубоврачебного кабинета — зубной врач. Командир санитарного взвода — врач-эпидемиолог, выполняющий обязанности дивизионного эпидемиолога. Медицинское снабжение возглавлял фармацевт, являющийся начальником медицинского снабжения дивизии. Командир МСБ подчинялся непосредственно дивизионному врачу, первым заместителем которого он являлся.
Развертываемые средствами МСБ дивизионные медицинские пункты оправдали свое назначение и были центром квалифицированной медицинской помощи и хирургической работы в районе войскового тыла.
ПОЛКОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПУНКТЫ
ПМП – ПОЛКОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПУНКТЫ — это первый этап медицинской эвакуации, на котором осуществляется оказание первой врачебной помощи. Кроме того здесь происходит прием раненых и больных, сортировка, осмотр, регистрация раненых, заполнение медицинских карточек передового района, амбулаторное лечение раненых, не подлежащих эвакуации, организация отправки раненых и больных на следующий этап эвакуации. Первая врачебная помощь, осуществляемая на ПМП, включает устранение асфиксии, временную остановку наружного кровотечения, наложение герметической повязки при открытом пневмотораксе, иммобилизацию при переломах и другие неотложные мероприятия). В составе ПМП обычно развертываются приемно-сортировочное, перевязочное и эвакуационное отделения, изолятор и аптека. При штурме Берлина полковые медицинские пункты, перемещаясь вслед за войсками, размещались не только в палатках, укрытиях, но и в зданиях самого города. Читать далее
В частности на ПМП 2-го Белорусского фронта было осуществлено (в процентах к общему числу поступивших): 20,4 % иммобилизаций переломов, 4,8 % переливаний крови, 2,4 % вагосимпатических блокад, 4,4 % футлярных анестезий. На ПМП 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта 68,2 % раненым были сделаны перевязки (в том числе 15,7 % первичных).
АНТИСЕПТИКА — предупреждение и ликвидация раневой инфекции с помощью антисептических средств, губительно воздействующих на микробы и относительно безвредных для тканей человека. Антисептические средства вводят либо непосредственно в рану, либо пропитывают ими тампоны, салфетки и прочие перевязочные материалы. Иногда антисептическими средствами обрабатывают окружность раны. Непременным условием хирургических вмешательств является обеззараживание рук хирурга тщательным мытьем и обработкой спиртом или спирт-танином в качестве дубящих веществ. В Великую Отечественную войну при перевязках, первичной обработке ран или больших операциях использовались 4 группы предметов и материалов, обеспечивающих асептику: белье, перевязочные материалы, лигатурный материал, растворы, инструменты и хозяйственные предметы. В качестве антисептических средств применялись карболовая кислота, лизол, сулема, перекись водорода, борная кислота, хлорамин и другие.
1-й Белорусский фронт. МСБ № 32. Подготовка к операции. В операционной ведущий хирург
Село Вилоча на Висле, Польша, август 1944
М.Н. Рабинович
В операционной дивизионного медицинского пункта
1943
Классическая палатка предназначена для размещения до 80 человек на двухъярусных нарах. Длина 9 760 мм, ширина 6 260 мм, высота боковой стенки 1750 мм, высота до гребня 3550 мм. Общая площадь пола 61,1 м2. Масса 500 кг. Палатка используется для медико-санитарных целей, для временного проживания людей в полевых условиях, для работы и хозяйственных нужд, а также для ремонтных мастерских, пунктов приема пищи и других назначений. Также может использоваться как баня при 16 душевых отверстиях. Одновременно могут мыться 74 человека, удобна в применении в зонах стихийных бедствий.
ХИРУРГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ХИРУРГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ в бою и последующее лечение раненых до конечного исхода во время Берлинской операции были организованы на принципах этапного лечения с эвакуацией по назначению.
Стремительное наступление советских войск, ожесточенные бои на улицах Берлина вызвали новый приток раненых. В структуре поражений преобладали тяжелые ранения верхней половины тела, головы и шеи. Так, в 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, принимавшей активное участие в штурме Берлина, удельный вес раненных в голову и шею достиг 18 % от общего числа раненых.
Потребовалось огромное напряжение сил и средств военных медицинских учреждений различного уровня по оказанию неотложной, квалифицированной и специализированной хирургической помощи в полном объеме и в наиболее оптимальные сроки. Читать далее
Санинструктор медико-санитарной части Нечипорчукова оказывает помощь раненым при форсировании реки Одер
1945
ВОЕННЫЙ ВРАЧ — высокопрофессиональный специалист в области профилактической, клинической и военной медицины, состоящий на действительной военной службе. Он должен быть хорошо подготовлен в вопросах тактики и оперативного искусства, являться умелым организатором, оперативно решающим задачи по медицинскому обеспечению личного состава войск, и непосредственно лечить раненых с поражениями, полученными во время боевых действий. Упоминание о лекаре, постоянно состоящем при русском войске, относится к 1615 г. А сведения о первых штатных полковых лекарях в русской армии — к 1711 г. В 1716 г. «Уставом воинским» предусматривались в дивизии дивизионные лекари штаб-лекари, в полку — полковые лекари, а в ротах — цирюльники. В «Своде военных постановлений» 1869 г. впервые лекари в армии стали называться врачами. В XV–XVI вв. появились военно-морские врачи, а в XX в. — врачи авиационные. Постановлением ГОКО от 2 января 1943 г. существовавшие до этого звания военного врача 1-го, 2-го, 3-го ранга были заменены на звания военно-медицинского состава: от младшего лейтенанта до генерал-полковника медицинской службы. Во время Берлинской операции укомплектованность военными врачами на 2-м, 1-м Белорусских и 1-м Украинском фронтах составила соответственно 89,0 %, 89,2 % и 92,1 %. От военных врачей во время этой операции, главной целью которой было взятие Берлина, потребовалась мобилизация всех сил и знаний по оказанию высококвалифицированной помощи раненым и больным воинам, гражданскому населению, немецким военнопленным.
МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ в годы Великой Отечественной войны самоотверженно работали в учреждениях военно-медицинской службы на фронтах и в эвакуационных госпиталях (ЭГ) в тылу, выполняя свои обязанности под руководством врача, главным образом, по уходу за ранеными и больными. Наиболее опытные из них назначались в медико-санитарные подразделения стрелковых полков и особенно специальных родов войск для выполнения фельдшерских обязанностей.
В полевых медицинских учреждениях медицинские сестры работали во всех функциональных подразделениях — сортировочных, перевязочных, операционных, в госпитальных палатах, в эвакоотделениях, занимались их свертыванием и развертыванием при передислокациях. В обязанности медицинских сестер входило быстрое развертывание операционных и перевязочных, а также и приемно-сортировочных отделений, поскольку дивизионный медицинский пункт или полевой подвижной госпиталь начинали прием раненых уже через 1–2 часа после прибытия на новое место дислокации. При напряженных боевых действиях медицинские сестры вместе с врачами сутками без отдыха работали в операционных и перевязочных.
Многие медицинские сестры, особенно работавшие в эвакоприемниках и сортировочных эвакуационных госпиталях (СЭГ), были отличными эвакуаторами; под руководством врачей они умело организовывали погрузку санитарных летучек и поездов в самые короткие сроки. Медицинские сестры сопровождали раненых в санитарных поездах, на санитарно-транспортных судах и самолетах.
Преданному уходу медицинских сестер тысячи наших воинов обязаны своей жизнью, о чем свидетельствуют десятки писем от фронтовиков, вернувшихся в строй.
17 медицинских сестер и санинструкторов были удостоены звания Героя Советского Союза, а 26 медицинских сестер награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста — медалью имени Флоренс Найтингейл.
ИММОБИЛИЗАЦИЯ — создание неподвижности (покоя) при различных повреждениях или заболеваниях. Имеет большое значение для предупреждения развития инфекции во всякой ране, особенно огнестрельной, а также для уменьшения болей и предупреждения шока. Иммобилизация создается при помощи мягких повязок, стандартных шин, затвердевающих повязок, а также вытяжения. Особенно важное значение приобретает иммобилизация при переломах. Она устраняет подвижность на месте перелома и создает покой. Иммобилизация может быть временной (транспортной) или постоянной (лечебной). Как подчеркивал Н. И. Пирогов, иммобилизация занимает важное место в военной хирургии. Сложность военной обстановки не всегда позволяет воспользоваться шиной стандартного типа. На поле боя могут использоваться всевозможные подручные средства: прутья, доски, палки, лыжи, винтовка и т. д. В Великую Отечественную войну по показаниям на БМП накладывались сетчатые и фанерные шины, шины Крамера, шина Дитерихса. На ПМП — транспортные шины, в том числе шины Крамера, Дитерихса, Томаса-Виноградова. На ДМП при переломах костей и при повреждении больших масс мягких тканей применялись те же транспортные шины, что и на ПМП, однако на этом этапе шины Томаса и Дитерихса часто комбинировались с гипсовыми лонгетами. Постоянная иммобилизация осуществлялась обычно во фронтовых госпиталях и госпиталях внутреннего района.
МЕДИЦИНСКИЙ ХАЛАТ как униформа до XIX в. не упоминается вообще. В отличие от сестер милосердия, для которых униформа существовала с давних пор (длинная роба в пол, поверх нее белоснежный передник и шапочка как знак чистоты и целомудрия), врачи не носили никакой спецодежды. Лишь в XIX в. хирурги стали надевать какое-то подобие костюма в виде фартука и нарукавников во время проведения серьезных операций.
Белый халат в медицине появился во второй половине XIX в. Согласно одной из версий, впервые белый халат был использован немцами в 1870 г. во время Франко-прусской войны. По другой версии белый халат ввел в 1860 г. английский врач Джозеф Листер, развивший теорию антисептики, для того, чтобы снизить вероятность сепсиса у пациентов во время операции.
Время первого использования белого медицинского халата в России также неизвестно. Одни историки считают, что халаты в России впервые стали использоваться в Крымскую войну и во время Русско-турецкой кампании. Другие датируют это событие 80-ми годами XIX в. В 1869 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая специально построенная детская больница, где К. А. Раухфусом была введена строгая гигиена и с этой же целью — ношение белых халатов и формы всем персоналом.
Массово врачебный мир перенял новшество лишь после окончания Первой мировой войны и страшнейшей мировой эпидемии испанского гриппа 1918 г., унесшей жизни десятков миллионов человек. Ношение халата и шапочки стало явлением повсеместным не только среди хирургов, но и врачей других специальностей.
В настоящее время одежда для медицинского персонала не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобной, функциональной, вызывающей уважение. По мнению докторов, медицинский халат оказывает благотворное воздействие на процесс лечения, придавая врачу уверенность, а в пациента вселяя веру. Уже давно белые халаты стали одним из символов самой гуманной профессии — врача.
Поступил со склада Народн. Комиссариата обороны № 320
1943
АСЕПТИКА — система и метод современной хирургии, имеющие целью предупреждение инфицирования ран. Она включает обработку рук хирургов и их помощников, осуществляющих оперативное вмешательство, а также всех предметов и материалов, используемых при хирургической обработке ран. Основным техническим средством асептики является стерилизация при помощи высокой температуры: кипячение, прокаливание сухим жаром, текучим паром или паром под давлением.
Во время операции все ее участники работают преимущественно инструментами, избегая прикосновения рук к перевязочному материалу, пользуются масками. По окончании рану тщательно закрывают асептической повязкой.