Работы белорусских фотографов поступали в музейное собрание в разное время и из разных источников. Приобретение первой работы относится к 2002 году — году основания музейно-выставочного центра и начала формирования фонда фотографии. Позднее наличие в собрании работ белорусских авторов послужило отправной точкой для расширения этой части коллекции и превращения ее в отдельный фонд, посвящённый современной фотографии Беларуси.
Самое большое поступление в собрание произошло в 2013 году. Тогда коллекция РОСФОТО пополнилась более чем 700 работами, представляющими творчество 14 фотографов из Минска. В коллекцию вошли работы многих ключевых для белорусской фотографии авторов. Это событие позволило говорить о коллекции как об объёмном, информативном срезе истории белорусской фотографии с середины ХХ до начала ХХI века.
Во время формирования коллекции музеем была предпринята попытка исследования большого временного отрезка с 1960 по 2010 год с целью анализа культурного явления, получившего название «Минская школа фотографии». Такой подход позволил рассмотреть «Минскую школу фотографии» в ретроспективе — от предпосылок её возникновения до современного состояния. Через сравнение творчества 20 авторов, относящихся к разным поколениям, — Е. Козюли, В. Бутры, А. Дудкина, М. Жилинского, С. Кожемякина, И. Савченко, В. Парфенка, В. Шахлевича, М. Гаруса, В. Журавкова, А. Цехановича, А. Угляницы, В. Каленика, А. Труфанова, И. Пешехонова, Д. Парнюка, А. Колесникова, Е. Гуртовой, А. Воскресенского, М. Боне — становятся видимыми взаимосвязи, позволяющие говорить о «Минской школе фотографии» как об исторически определенном явлении.
Использование термина «Минская школа креативной фотографии» иностранным куратором применительно к белорусским авторам не было случайным. В начале 1980-х годов термин «школа фотографии» все чаще применяется в области современного фотоискусства для определения активно работающих авторов, чье становление происходило или в рамках одного места (город, область, республика, учебное заведение) и/или под руководством одного преподавателя. Объединённые близкими подходами и методами решения творческих задач, а также схожей эстетикой, такие группы авторов работали на острие актуальных тенденций в фотографии, во многом определяя её будущее. Применение такого термина долго носило формальный характер, и только к началу 2000-х годов, в связи с возросшим вниманием специалистов в области истории фотографии к этому феномену, термин приобретает официальный статус.
Игорь Лебедев, руководитель выставочного проекта
Анатолий Дудкин
Деревенский художник Алексей Гамин
1980
РОСФОТО КП 289/131
Воспоминания
РОСФОТО КП 289/134
Виктор Каленик
Без названия
1992
Михаил Гарус
Из серии «Metaphotos»
РОСФОТО КП 320/030
1990
РОСФОТО КП 321/381
Владимир Шахлевич
Из серии «Танцкласс»
РОСФОТО КП 016/047
1989
РОСФОТО КП 320/010
1980‑е
1987
1984
1988
1991
РОСФОТО КП 321/358
1983
Михаил Жилинский
Право выбора
РОСФОТО КП 399/006
Победа
1979
РОСФОТО КП 399/008
Качели
Виктор Бутра
1986 год
РОСФОТО КП 321/275
Мария Боне
Из серии «Гурзуф» - 5
2012
РОСФОТО КП 401/005
РОСФОТО КП 321/321
Александр Угляница
Из серии «Гурзуф-2»
Крым, 2012
Гуммиарабиковый отпечаток
Стоматолог
1966
РОСФОТО КП 321/281
Без названия, 1960‑е
РОСФОТО
РОСФОТО КП 321/142
РОСФОТО КП 321/128
Из серии «Гурзуф» - 1
РОСФОТО КП 401/001
1990‑е
РОСФОТО КП 321/147
РОСФОТО КП 321/152
Евгений Козюля
Гончар Иван Бычко
1978
РОСФОТО КП 324/062
Андрей Воскресенский
Храм Архангела Михаила
2010
РОСФОТО КП 321/403
Портрет фотохудожника Владимира Нейхайчика
РОСФОТО КП 321/404
Марш Мира – 4
1982
РОСФОТО КП 324/065