Творчество Сергея Фалина удивительно многообразно. Собрав вместе его работы разного времени, трудно представить, что их автор – один и тот же человек. Главное, что объединяет их все — эксперимент, поиск новых форм художественной выразительности. Фотограф много и довольно активно пробует разные приемы, жанры, использует дополнительные визуальные эффекты, активными элементами в его работах являются новые смысловые связи привычных объектов и сложно отрефлексированные актуальные сюжеты, уже знакомые нам по современным ему же произведениям зарубежных авторов.
Работы Фалина трудно отнести к традиционной и довольно консервативной «Петербургской школе фотографии», представителем которой он бесспорно является. Совсем молодым Сергей попал в круг петербургских авторов (в числе которых — Леонид Богданов, Олег Бахарев, Олег Полищук), участвовал в первых групповых выставках. Но уже первая персональная выставка в Театральном институте, сделанная в соавторстве с Энвером Бакеевым, выходит за пределы традиционного представления о формате выставок фотографии — это, скорее, продолжение экспериментов Лисицкого с его проунами, новая попытка вырваться за пределы плоскости и заставить работать весь объем выставочного пространства.
Творчество Сергея Фалина — характерный пример трудного пути в искусстве. Уже несколько десятков лет художник идет своей дорогой, все более углубляясь в сложные и неразрешимые изобразительные проблемы, которые увлекли его еще юношей. Как у всех талантливых художников поиски Фалина не умещаются в рамки традиционных форм: интуитивно опережая время, он пытается выйти за эти рамки и сформулировать что-то иное. Многое из найденного им еще в 1970-е годы сейчас, спустя десятилетия, активно эксплуатируется как новое и актуальное.
В 1980-е — 1990-е годы фотограф активно и плодотворно работает с разными издательствами, много снимает, готовит макеты книг. В это время он создает произведения, использующие как форму книжный разворот, т. е. сопоставленные и взаимодействующие между собой работы, а также активно экспериментирует с техникой коллажа. C большим увлечением и явным удовольствием фотограф работает с обнаженной натурой, использует техники двойной экспозиции, наложения, монтажа, соляризации — весь арсенал имеющихся средств.
Фалин не является фотографом в обычном понимании, он, в первую очередь, художник. В его работах фотография по сути таковой не является, а используется скорее как фоновое, базовое произведение.
Летнее кафе
. .
Фалин С.
Армения, 1970 – 90 –е гг.
. Фалин С.
. Женский портрет.
. 1970–90–е гг.
. Фалин С. Из цикла «Магия превращения». Без названия 1979 г
Сергей Фалин
Без названия. Из цикла «Соединение»
1980‑е
Бромосеребряный отпечаток, тонирование
. Сергей Фалин
. Без названия. Из цикла соединение «Соединение»
. 1970-1980‑е
Сергей Александрович Фалин родился 2 ноября 1955 года в деревни Кутани Тверской области, куда мать на время рождения сына приехала в гости к родственникам. Фотографией заинтересовался в пятом классе школы, когда родители приобрели фотоаппарат «Смена 8». Основы фотографии изучил самостоятельно, прочитав одно из многочисленных массовых пособий для начинающих фотолюбителей — книгу Д. З. Бунимовича. К 14 годам увлечение переросло в серьезный интерес к фотографии, требующий дополнительных знаний.
В 15 лет, в 1970 году, Сергей пришел в Ленинградский городской фотоклуб Выборгского Дворца культуры, где на правах вольнослушателя посещал лекции по эстетике, слушал доклады, участвовал в просмотрах и обсуждениях выставок и творческих отчетов. По достижении шестнадцатилетнего возраста он был официально включен в состав клуба.
На одном из клубных заседаний 1971 года Фалин познакомился с только вернувшимся из армии молодым фотографом Леонидом Богдановым, в то время руководившим детским фотокружком Дворца культуры работников пищевой промышленности. По приглашению Богданова, Сергей стал посещать занятия кружка. Благодаря возможности регулярно работать в фотолаборатории и советам Л. Богданова, Фалин хорошо освоил технику печати фотографий.
Здесь же, в фотокружке, завязались знакомства с группой ленинградских фотографов: Б. Смеловым, Б. Кудряковым, О. Корсуновой, О. Полещуком — часто собиравшейся в помещениях фотокружка в неурочное время. В их среде это «популярное место в центре города» получило неофициальное название «Лавка» и до 1980 года служило альтернативной площадкой подцензурным ленинградским фотоклубам.
Жизнь Выборгского фотоклуба в начале семидесятых определила становление Сергея Фалина. Сильное влияние оказали выставки молодых, но уже состоявшихся воспитанников клуба: Г. Копосова, Л. Шерстенникова, О. Полищука, С. Тимофеевой, О. Макарова — прошедшие в этот период в Выборгском ДК.
В 1973 году Сергей Фалин был призван на действительную военную службу. Он служил автокрановщиком в строительных войсках и вместе с тем не прекратил заниматься и фотографией. Во время службы выполнял фотографирование для замены комсомольских билетов, делал фотографии сослуживцев для дембельских альбомов и армейские зарисовки для себя.
Вернувшись в Ленинград весной 1975-го, Сергей при содействии Л. Богданова принят фотографом в фотолабораторию Ленинградского государственного института физической культуры им. Лесгафта. Но тяга к образованию привела его на кинофотоотделение Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Там он учился в мастерской у Г. Л. Аронова. Изучал режиссуру, историю кино, основы сценарного и актерского мастерства.
В то же время Фалин продолжал посещать заседания фотоклуба, встречи в «Лавке» и заниматься художественной фотографией. Осенью 1976 года в Выборгском ДК Фалин провел совместную с Л. Богдановым выставку «Летний сад».
В 1977 году он посетил в Москве выставку американского фотографа Анселя Адамса в выставочном зале Московского объединенного комитета художников-графиков (МОКХГ) на Малой Грузинской улице. Творчество Адамса сильно повлияло на Сергея, подтолкнуло к идее съемки форматными камерами и дало толчок к конструированию и переделке различных моделей форматных камер под творческие и профессиональные нужды.
В 1978 году произошло очередное значимое событие. В фотоклуб ВДК приехал известный литовский фотограф Витас Луцкус. На творческой встрече он продемонстрировал необычные и эффектные снимки, выполненные широкоугольным объективом, фотомонтажи, авторский макет книги, составленный из нескольких частей. Увиденное впечатляет Фалина и приводит его на путь интенсивных экспериментов в области творческих приемов печати.
По окончании института в 1980 году Фалин получил квалификацию руководителя кинофотостудии, по распределению был направлен на должность заведующего фотолабораторией в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Следующие десять лет работы в фотолаборатории института стали для С. Фалина наиболее успешными в творческом плане.
Первая персональная выставка Сергея Фалина состоялась в 1980 году в фойе учебного театра театрального института. Пространственная композиция, предложенная Энвером Байкеевым, однокурсником Фалина по институту культуры, состояла из перекрещивающихся веревок, на которых висели экспериментальные фотографии Фалина, не загнанные в строгий порядок. Развеска работ гармонично сочеталась с названием выставки «Узелки на память» и одновременно выводила ее за рамки традиционных фотографических экспозиций. Выставка вызвала неоднозначную реакцию в среде ленинградских фотографов. Но сюжет, показанный по ленинградскому телевидению в выпуске программы «Ракурс», придал ей значительный резонанс и сделал ее заметной в художественной среде Ленинграда. Сотрудничество с Э. Байкеевым положило начало разнообразным экспериментам Фалина с фотографическим изображением. В разное время фотография использовалась для коллажей, создания объектов, переводилась в изобразительное полотно путем сверхувеличений или раскраски фотографий масляными красками.
К 1983 году была подготовлена вторая масштабная экспозиция «Под музыку Вивальди». Премьерный показ выставки прошел в театральном институте. В 1984–1985 годах выставка была показана на разных площадках в пригородах Ленинграда: Лисьем носу, Ольгино, Колпино. Позже Л. Богданов представил автора и выставку в редакции издательства «Аврора». Проект был хорошо принят; именно с него началось сотрудничество Сергея Фалина с лучшим ленинградским издательством.
В 1986 году на Курсах повышения руководящих работников прошла третья персональная выставка Сергея — «Магия превращения». Экспозиция выставки включала 200 фоторабот в технике соляризации и была посвящена Санкт-Петербургу, неуловимая сущность которого подчеркивалась трансформациями, происходящими с фотографиями в момент обработки фотоматериала, «когда получается не то, что видел и задумал автор». В 1987 году в фотоклубе «Зеркало» прошел последний крупный показ работ С. Фалина. За ним наступил длительный перерыв. Сергей ушел из творческой фотографии в профессиональную деятельность в области издательства и полиграфии.
Во второй половине 1980-х Фалин, совмещая должностные обязанности заведующего институтской фотолабораторией, работал фотографом в Театре юного зрителя. Тогда же он начал выполнять съемку для ленинградских и московских издательств. В 1985 году в московском издательстве «Изобразительное искусство» после двух лет работы фотографа над материалом подготовлен альбом «Николай Никогосян». В 1986-м в Ленинграде «Художник РСФСР» выпускает книгу «Каргапольская глиняная игрушка», а в издательстве «Советский художник» выходит альбом «Искусство Армении». В 1990 году в издательстве «Аврора» выходит фотоальбом «Ленинград. Искусство и архитектура», страницы которого объединили работы многих из ленинградских профессиональных фотографов разных поколений. Весомое место среди них заняли фотоработы С. Фалина.
В 1991 году в результате сокращения Сергей Фалин покидает театральный институт и входит в состав редколлегии журнала «Санкт-Петербург» (ЮНЕСКО), становится членом Международного Союза художников-графиков ЮНЕСКО. В 1994–1996 годах выступает организатором рекламного агентства «Фото-Арт-Контакт», становится его президентом и в качестве куратора организует выставку фотоагентства в Центральном выставочном зале «Манеж». С 1999 года Фалин выступает в роли свободного фотографа.
Начиная с персональной выставки «Позитив / Негатив», организованной автором в петербургской галерее «ФОТОimage» в 2000 году, фотографии Сергей Фалина вновь включаются в выставочный процесс.
Признанием ценности авторского наследия Сергея Фалина стала юбилейная выставка, организованная Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО в 2006 году. В экспозицию, посвященную 50-летию автора, вошли работы, находившиеся в коллекции петербургского фотографа Олега Полищука, которая была приобретена музеем в 2005 году.
В 2007 году работы Сергея Фалина вошли в выставку «Ленинградский фотоандеграунд», организованную в Санкт-Петербурге Русским музеем.
1983–1985 «Под музыку Вивальди». Ленинградский театральный институт, Лисий нос, Ольгино, Колпино; 1986 «Магия превращения». Курсы повышения руководящих работников. Ленинград; 1987 Фотоклуб «Зеркало»; 1996 Постоянно действующая выставка. ПТС, отдел внешнего развития, Санкт-Петербург; 1996 Выставка (совместно с В. Егоровским). Культурный центр, Свободная галерея, Гамбург; 2000 «Позитив/негатив — фотографические измерения». Галерея «ФОТОimage», Санкт-Петербург; 2002 «Фотография 70-х». Галерея 103 / Пушкинская обсерватория. Санкт-Петербург
Ретроспективная выставка к 50-летнему юбилею автора
Последнее изменение 8.10.2020
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: