Художники конца XIX века полагали, что появление фотографии может привести к бесследному исчезновению живописи. Однако светопись, незримая история которой началась задолго до того, как мир охватила дагеромания, стала важным подспорьем в развитии искусства. Фотография, как говорил Брассай, воплотилась в "сознание живописи". "Она постоянно напоминает о том, что живопись делать не должна", и делает живопись "ответственной". "Ультрапамять" – проект, представляющий творчество пяти молодых французских авторов, работающих на стыке этих видов искусства.


Прототипами фигуративных образов Мишеля Кастанье нередко становятся персонажи старых любительских снимков, которые автор собирает по всему миру. Его сознательно упрощенный стиль с использованием широкого мазка усиливает зрительскую способность распознавать фотографический сюжет в неоконченных формах и очертаниях.

"Я стараюсь выражаться прямо, идти самым простым путем, — полагает художник. — Я ищу дилемму. Я отказываюсь от эффектов. Для меня изображение — это воспоминание, из которого нам, за исключением нескольких деталей, останется главное. Банальность фотографий, которые я использую, делает моих персонажей универсальными".

Жозеф Чой, французский живописец корейского происхождения, использует в своем творчестве фото и видеоматериалы. Проект /Люди #/ основан на изображениях, взятых из последней видеозаписи Джона Ф. Кеннеди. Полотна Чоя населены анонимными персонажами, существующими в неопределенном пространстве. Инкрустируя в живописную поверхность прозрачную смолу и фрагменты кружева, автор имитирует на холсте структуру цифровой фотографии, придает своим живописным работам фотографический вид.

Живопись Эрве Икa, живущего и работающего между Парижем и Брюсселем, исследует процессы изменений, сопровождающих человека в ходе его эволюции. В своем творчестве автор рассматривает отношения человека с историей через стилевые эпохи, через психологические особенности, отмечающие то или иное время, и становится объемом, рельефом, сущностью времени настоящего.

По мнению Фердинанда Корте, "точность, тщательность, упрямство, одержимость определяют его живописное воздействие. Глубина, осознанность, скромность и деликатность определяют его мысли. Он освобождает реальность и создает гармонию между ее различными измерениями. Нанося на холст один за другими слои изображений, создавая эффект квази-насыщения пространства, превращая живописную поверхность в экран, он совершает психологические открытия, которые повествуют в его творчестве о сейчас".

Творчество Натальи Лях обращается к скрытым аспектам нашей повседневной жизни. Сформированный под влиянием ее научной карьеры нейролингвиста художественный взгляд, подобно взгляду оптика, физика или психоаналитика, превращает фото или видеокамеру то в телескоп, то в калейдоскоп или же в микроскоп. Неожиданные интерпретации внешнего мира, созданные с помощью фотографии и видео и воплощенные в различных материалах (оргстекло, алюминий или холст), — это образы, обнаруживающие абстракции в обыденной жизни. По словам автора, фотопроект "Ветровое стекло" — "размышление о наших отношениях с коллективной памятью". Снимки XIX и начала XX веков, помещенные в зеркала заднего вида автомобилей, несущихся по автостраде, предлагают задуматься о том, как наши предки могли бы воспринять стремительное ускорение современного образа жизни.

Для создания каждой стереоскопической фотографии Сирила Атта необходимы сотни кадров. Снимки объектов, запечатленных с разных точек зрения, накладываются один на другой и создают иллюзию рельефа, превращаются в объемную скульптуру. При простоте средств (цифровая камера, обычный принтер, рулон ленты, степлер) и огромном терпении он воспроизводит с большим приближением то, что попадается "на глаза" его объектива. Образы, окружающие нас в повседневной жизни, объекты соблазнов и объекты зависимости могут стать героями произведения и быть превращенными в иллюзию. "Обесценивания" объекты потребления современного мира, помещая их в мир тишины и ожидания, Сирил Атт возвращает им жизнь на территории искусства.

Творчество каждого из авторов, представленных галереей "Ниве-Карзон" по программе Года Франции-России в выставочных залах РОСФОТО, представляет собой оригинальную версию совмещения и взаимодействия живописи и фотографии. Столь непохожие друг на друга вариации одной темы, обусловленные разностью смыслов и индивидуальностью авторов, становятся особенно интересными при экспонировании в одном пространстве, и предоставляют петербургским зрителям возможность познакомиться с целым направлением современного французского искусства.


При поддержке Французского института в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Российской Федерации