Создание сводного (общенационального) каталога дагеротипов — важнейшая составляющая исторической части федеральной «Программы сохранения фотодокументов, входящих в составы государственных фондов Российской Федерации».


Выявление и сбор данных для каталога открыли новое направление в изучении и представлении национального документального фонда и в то же время показали, насколько этот материал, в отличие от живописных или графических произведений, еще мало оснащен научным инструментарием. Отсутствие полномасштабной и разнообразной литературы по истории фотографии 1840-х — 1860-х годов, справочников о мастерах-дагеротипистах, как русских, так и работавших в России, часто затрудняет атрибуцию и датировку снимков. Этому же препятствуют и проблемы сохранности дагеротипов, связанные с дефектами химического свойства и физическими утратами.

Но все это не помешало составителям каталога «Дагеротип в России» подготовить к публикации весь корпус обнаруженных на сегодняшний день уникальных «металлических снимков», не только спасая их от забвения и «угасания», но и давая импульс к дальнейшему углубленному изучению этого бесценного наследия отечественной истории и культуры.

Издание сводного научного каталога «Дагеротип в России» осуществляется Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО в рамках программы по сохранению отечественного фотонаследия. Каталог знакомит читателей и специалистов с дагеротипными снимками, хранящимися в музеях, архивах и библиотеках Российской Федерации. Все эти изображения на металле были выполнены с помощью самого раннего в истории фотографического процесса, изобретенного в 1839 году во Франции Л. Ж. М. Дагером на основе исследований Ж. Н. Ньепса и на протяжении 1840-х —1860-х годов совершенствовавшегося и развивавшегося энтузиастами «светописи» во многих странах.


К созданию каталога привлекались не только учреждения Москвы и Петербурга, но и региональные музейные и архивные учреждения. Впервые при работе над этим проектом все государственные музеи, архивы и библиотеки, хранящие дагеротипы, использовали единые методики оцифровки и описания фотодокументов.

В состав редколлегии каталога вошли сотрудники РОСФОТО и приглашенные специалисты — историки, искусствоведы и архивисты.

Руководители проекта: З. М. Коловский (РОСФОТО, генеральный директор), А. В. Максимова (РОСФОТО, директор выставочных и издательских программ, председатель Совета)

Редакционный совет: Е. В. Бархатова (РНБ), Т. Г. Сабурова (ГИМ), О. Ф. Уйманен (РОСФОТО)

Начало публикации собраний дагеротипов было положено в 1999 году, когда в Государственном Историческом музее в Москве состоялась выставка «У истоков фотоискусства», сопровождавшаяся изданием полного каталога этой самой обширной в нашей стране коллекции «металлических снимков». Каталог следующего собрания дагеротипов, хранящегося в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, был издан в 2012 году. Ему предшествовал каталог прошедшей в этом крупнейшем мировом музее выставки избранных произведений «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России» (2011).

Кроме этих наиболее значительных по объему столичных собраний, планомерно изучаемых и публикуемых, немало редких образцов ранней «серебряной светописи», находящихся во многих других российских музеях, архивах и крупных библиотеках, впервые появились именно на страницах данного каталога. Собранные воедино и введенные в научный оборот в каталоге они, несомненно, обогатили потенциал самых разных областей как гуманитарного, так и технического знания, а также помогли по-новому взглянуть на эволюцию отечественного изобразительного искусства.

Отдельные тома, сохранив основные принципы и общую структуру описания предмета, различаются между собой — одни посвящены нескольким небольшим коллекциям, другие полностью представят только одно собрание.

_DSC8484.tif-2

На данный момент из печати вышло семь томов, два сборных и пять, посвященных отдельным коллекциям. Общее число уже опубликованных дагеротипов достигло 1000.


Первый том каталога объединил коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Государственного музея Л. Н. Толстого (Москва), Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“» (Тульская обл., Ясная Поляна), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва), Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки (Москва), Национального музея Республики Татарстан, Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ имени Ф. И. Тютчева», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-усадьбы «Архангельское» (Москва).

Во второй том вошли коллекции Иркутского областного краеведческого музея, Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов, Государственного музея А. С. Пушкина (Москва), Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, Красноярского краевого краеведческого музея, Музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского (Саратов), Государственного литературно-мемориального музея Н. А. Добролюбова (Нижний Новгород), Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного музея А. М. Горького (Нижний Новгород), Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, Русского музея фотографии (Нижегородская область), Музея Органической Культуры (Коломна), Мультимедийного комплекса актуальных искусств (Москва), Политехнического музея (Москва), Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева (Владивосток), Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева, Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ульяновского областного краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), Государственного мемориального музея А. В. Суворова (Санкт-Петербург), Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург), Свердловского областного краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), Российской государственной библиотеки (Москва), Российской государственной библиотеки искусств (Москва), Ивангородского музея, Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО (Санкт-Петербург), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва), Кировского областного краеведческого музея, Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино», Историко-мемориального музея-усадьбы П. Е. Щербова (Гатчина).

Том ГИМ представляет Собрание Государственного исторического музея (Москва), включены новые, полученные в ходе продолжающихся научных исследований и реставрационных работ сведения.

В третьем томе публикуется собрание Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН в Санкт-Петербурге. Коллекция Пушкинского Дома является третьей по численности после собраний Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки.

Четвертый том знакомит с коллекцией Государственного литературного музея — крупнейшего литературного музея России и одного из крупнейших литературных музеев мира, призванного документировать и представлять на своих экспозициях всю историю русской литературы от ее возникновения до наших дней. Столь масштабная задача может быть реализована лишь при наличии богатейшей музейной коллекции, и Государственный литературный музей такой коллекцией обладает. Доля дагеротипов в музейном собрании невелика. Но, как и вся коллекция музея, они так или иначе — сюжетами, происхождением, историей — связаны с литературной летописью России.

В пятом томе, посвященном коллекции Российской государственной библиотеки, РОСФОТО продолжает публикацию наиболее крупных государственных собраний РФ. Этот том по-своему уникален — большинство снимков, представленных в нем, были созданы одним автором — талантливым фотографом-любителем С. Н. Корсаковым. Работая в собственной домашней лаборатории, автор уже в 1841 году, когда большинство и не помышляло о съемке, уделял большое внимание совершенствованию процесса, стремясь достичь художественной выразительности и максимального качества изображения. Таким образом, главной темой в работах фотографа стали быт семьи и близкое окружение. Его дагеротипы отличает удивительная образность — непосредственность натуры и интимность. Сохранились заметки автора и его домочадцев, о проведении съемок и результатах задуманных экспериментов.

В шестом томе публикуется собрание Государственного Эрмитажа, являющееся одним из самых интересных и разнообразных. Оно включает произведения практически всех видов и жанров: портреты, интерьеры, пейзажи, репродукционную съемку — и позволяет проследить историю светописи в России с 1840-х до начала 1860-х годов.

«Особенности эрмитажной коллекции дагеротипов определяются двумя фактами, но глубинно для нее важными. Император Николай I был одним из первых правителей Европы, увлекшимся новыми технологиями светописи. Именно ему Дагер направил в подарок первые образцы своего изобретения. Этот комплект уникальных снимков, не переданных, вопреки приказу царя, в Эрмитаж, сегодня хранится в Академии художеств. Император Николай II очень любил фотографию, постоянно снимал, в результате этого русская императорская семья была самой фотографируемой среди королевских дворов Европы. Коллекция сложилась из многих источников, путешествовала из музея в музей».

М. Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа


Cедьмой — заключительный том проекта объединил в себе весь справочный аппарат: указатель дагеротипистов, указатель изображенных лиц, библиографию — и оставшиеся неопубликованными предметы из Архива Российской академии наук (Москва), Музея-заповедника «Александровская слобода» (г. Александров), Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск), Российского государственного архива Военно-Морского Флота (Санкт-Петербург), Государственного мемориального музея А. В. Суворова (Санкт-Петербург), Российской государственной библиотеки (Москва) и Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО (Санкт-Петербург). Этим томом заканчивается работа над публикацией памятников ранней российской фотографии в государственных фондах Российской Федерации.


Уникальность данного проекта заключается не только в выявлении и атрибуции, создании референтной базы для атрибуции, введении в научный оборот новых методов изучения дагеротипов, но и в том, что он дал возможность впервые опубликовать многие особо ценные фотографические памятники общенационального масштаба, что стало начальным этапом формирования Реестра особо ценных фотографических объектов, входящих в состав государственных фондов Российской Федерации.


Фестиваль «Интермузей 2017»:

лучший межмузейный проект


Вернуться

Последнее изменение 14.06.2022