Цифровая реставрация
Фотоэкспертный сектор отдела фототехнологической работы специализируется на изучении памятников материальной культуры, преимущественно документов на бумажных носителях: иконографических, текстовых, письменных и рукописных. Фотостудия сектора оснащена профессиональным оборудованием, позволяющим производить бесконтактную оцифровку фотографий, стеклянных негативов и дагеротипов. Репродукционная фотосъемка используется для получения цифровых фотокопий музейных плоскостных объектов, археологических артефактов, контроля за хранением и реставрацией.
Комплекс изучения музейного объекта сотрудниками фотоэкспертного сектора включает:
- фотосъемку и цифровую фиксацию в видимой области спектра в прямом, проходящем и косопадающем свете;
- фотосъемку в инфракрасной области спектра и в отраженных ультрафиолетовых лучах.
Благодаря комплексному подходу удается выявить:
- слабовыраженный рельеф поверхности изучаемого объекта;
- вдавленные штрихи от подписей и оттисков;
- частично угасшие или угасающие тексты и изображения;
- следы производства и бытования;
- залитые, сильно загрязненные, частично выцветшие тексты и изображения.
Полученные и зафиксированные результаты фотосъемки анализируются в графическом редакторе Adobe Photoshop.
Цифровая реставрация в графическом редакторе используется для атрибуции, реставрации, а также для презентационных целей. Выполненная музейными специалистами, часто она дает лучшие результаты, чем физическая реставрация, если нет требований восстановить оригинальный снимок, а только изображение.
Съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах
Съемка в косопадающем свете
Съемка в инфракрасной области спектра
Один из примеров сотрудничества фотоэкспертного сектора и сектора реставрации — реконструкция защитного стекла дагеротипа для изготовления консервационной упаковки по Программе сохранения. На тонированное с оборотной стороны стекло нанесена рамка, имитирующая паспарту. Стекло имеет скол и повреждения красочного слоя, что и явилось основанием для замены. Ввиду сложности нанесения изображения на стекло, сотрудники секторов приняли решение о создании имитации на реставрационной бумаге с применением методов цифровой реконструкции. Реконструкция проводилась по фотокопии защитного стекла, что позволило добиться близости к оригиналу контуров и цветопередачи. Имитация, выполненная подобным образом, имеет преимущество перед реставрацией, выполненной на стекле. Красочный слой, расположенный на стекле, недолговечен и осыпается со временем, повреждая поверхность дагеротипа. Реконструкция с применением компьютерных методов в графическом редакторе Adobe Photoshop позволила создать имитацию защитного стекла, в том числе реконструировать утраченные участки узора и фона рамки. Было принято решение не отрисовывать рамку в цифровом виде, а реконструировать, чтобы максимально сохранить ее идентичность, в том числе некоторые следы бытования.