Свыше 80 отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции Музея истории Армении в Ереване
В год тридцать первый от рожденья века Я возвратился, нет — читай: насильно Был возвращен в буддийскую Москву. А перед тем я все-таки увидел Библейской скатертью богатый Арарат И двести дней провел в стране субботней, Которую Арменией зовут. О. Э. Мандельштам
В год тридцать первый от рожденья века Я возвратился, нет — читай: насильно Был возвращен в буддийскую Москву. А перед тем я все-таки увидел Библейской скатертью богатый Арарат И двести дней провел в стране субботней, Которую Арменией зовут.
О. Э. Мандельштам
На выставке представлены более 80 отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции Музея истории Армении в Ереване. Фотографии были сделаны в начале ХХ века в ходе археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии в городах Ани (замок и крепость V–VIII веков, с X–XIII веков — столица Армении, крупнейший экономический и культурный центр) и Ван (первая столица Армянского царства, основанного династией Ервандидов в VI веке до н. э.). В состав экспедиций под руководством академика Николая Яковлевича Марра входили известные армянские ученые и фотографы: архитектор Торос Тораманян, искусствовед и историк архимандрит Гарегин Овсепян, археологи и историки Смбат Тер-Аветисян, Ашхарбек Калантар, Ерванд Лалаян и фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.
Фотографии, запечатлевшие историко-архитектурные памятники Западной и Восточной Армении IV–XVII веков, являются единственным свидетельством уникального культурного наследия, полностью или частично уничтоженного временем или в ходе драматических событий начала XX века.
Замечательная идея соединить в едином художественном проекте прекрасные, наполненные историческим и художественным контекстом визуальные образы памятников армянской архитектуры, и глубокие, яркие поэтические образы цикла стихотворений «Армения» Осипа Эмильевича Мандельштама принадлежит Анелке Григорян, много лет работавшей с этими материалами в Музее истории Армении. Проект представлен зрителю в год 125-летия со дня рождения выдающегося русского поэта и завершает цикл мемориальных действий, посвященных памяти трагических событий в истории армянского народа.
В Армению фотография проникла сразу после ее изобретения, и занимались ею, помимо профессиональных фотографов, ученые — архитекторы, историки, археологи. Представленные на этой выставке фотографии сделаны в период с 1878 по 1920-е годы, в годы организованного, массового уничтожения армян по всей Малой Азии, когда беспримерные погромы оставили после себя сотни тысяч убитых, десятки тысяч разрушенных домов и памятников. В 1915 году Османская Турция осуществила свой дьявольский план геноцида, унесшего полтора миллиона жизней. «Окно в мир», открытое фотографией, стало для армянских фотографов, переживавших трагедию своей страны, магическим оружием для спасения образа страны от реальности ужасов мира и реального времени. Фотография по сути своей соответствовала тонкой, скрупулезной документации. Выхваченное, оторванное от оригинала, от своего «начала», фотографическое изображение обладало неподвластным времени присутствием, становясь абсолютно правдивым и верным свидетельством и одновременно памятью оригинала. Позирование перед фотокамерой является принципом и нормой этих фотографий, как состояния представительности и ощущения себя в будущем. Сосредоточенность на торжественном «предстоянии» перед фотообъективом ценностей страны — пейзажей, архитектурных памятников, старинных надписей — и народа, анонимного этноса — на фоне монументов своей деятельности, является основным их достоинством. Как бы следуя духовному завету Хоренаци, армянские фотографы создавали «богоданный и богоугодный» образ страны, дух и красота которой озвучены гениальным словом Осипа Мандельштама об Армении, поддерживающим «яркий свет рассудка прекрасными мыслями», услаждая тем Первообраз, то есть Бога. Директор Музея истории Армении Григор Григорян
В Армению фотография проникла сразу после ее изобретения, и занимались ею, помимо профессиональных фотографов, ученые — архитекторы, историки, археологи. Представленные на этой выставке фотографии сделаны в период с 1878 по 1920-е годы, в годы организованного, массового уничтожения армян по всей Малой Азии, когда беспримерные погромы оставили после себя сотни тысяч убитых, десятки тысяч разрушенных домов и памятников. В 1915 году Османская Турция осуществила свой дьявольский план геноцида, унесшего полтора миллиона жизней.
«Окно в мир», открытое фотографией, стало для армянских фотографов, переживавших трагедию своей страны, магическим оружием для спасения образа страны от реальности ужасов мира и реального времени. Фотография по сути своей соответствовала тонкой, скрупулезной документации. Выхваченное, оторванное от оригинала, от своего «начала», фотографическое изображение обладало неподвластным времени присутствием, становясь абсолютно правдивым и верным свидетельством и одновременно памятью оригинала.
Позирование перед фотокамерой является принципом и нормой этих фотографий, как состояния представительности и ощущения себя в будущем. Сосредоточенность на торжественном «предстоянии» перед фотообъективом ценностей страны — пейзажей, архитектурных памятников, старинных надписей — и народа, анонимного этноса — на фоне монументов своей деятельности, является основным их достоинством.
Как бы следуя духовному завету Хоренаци, армянские фотографы создавали «богоданный и богоугодный» образ страны, дух и красота которой озвучены гениальным словом Осипа Мандельштама об Армении, поддерживающим «яркий свет рассудка прекрасными мыслями», услаждая тем Первообраз, то есть Бога.
Директор Музея истории Армении Григор Григорян
Выставка посвящена 25-летию Дня независимости Армении и 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.
В церемонии открытия приняли участие генеральный директор РОСФОТО Захар Коловский, Генеральный консул Армении в Санкт-Петербурге Грайр Карапетян, директор Музея истории Армении (Ереван) Григор Григорян, глава Армянской Апостольской церкви по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону иеромонах Погос Варданян, председатель «Армянского национального центра – Армения» (Санкт-Петербург) Карен Мкртчян.
Проект был подготовлен совместно с Музеем истории Армении и при непосредственной поддержке Карена Мкртчяна, председателя «Армянского национального центра — Армения» (Санкт-Петербург).
Еще
В Парадном корпусе РОСФОТО открыта выставка «Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века» (Вечерний Петербург)
Уникальные фотографии начала XX века покажут на выставке «Армения по Мандельштаму» в РОСФОТО (ART1)
Армения по Мандельштаму: как в РОСФОТО соединили две темы в один проект (Невские новости)
19 выставок осени, ради которых надо ехать в Петербург (Собака.Ru)
Снимки старой Эривани и древних армянских столиц (Афиша)
Афиша. 12 октября 2016 года (телеканал «Культура»)
Все самое важное об экспонатах, их собирателях и легендах древних руин
Стихотворения из цикла Осипа Мандельштама об Армении — стране, возвратившей автору поэтический голос
Интерактив для детей от 7 до 13 лет
Фотографии конца XIX — начала XX века из собраний Российской национальной библиотеки, Государственного центра фотографии и Института истории материальной культуры РАН
Фотографии конца XIX — начала ХХ века из коллекции РОСФОТО
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: