Фотографии из коллекции центра «Петербургская иудаика»
Давид Ноевич Гоберман (1912–2003), выдающийся художник и замечательный искусствовед, был последним, младшим сыном в великой семье классического русского авангарда. Его биография почти хрестоматийна. Он учился в хедере и в Академии художеств. Ученик Н. Тырсы, друг Н. Альтмана и А. Каплана, Гоберман духовно принадлежал началу 1930-х годов, когда русское искусство еще пыталось остаться частью общеевропейского художественного процесса.
Интерес к народному искусству, входивший в «символ веры» его учителей, был присущ Гоберману со студенческих лет. Его профессиональное обращение к народному искусству произошло в конце 1940-х годов, когда в советском профессиональном искусстве все живое было запрещено, уничтожено, растоптано. Народное искусство стало тогда для художников тем, чем для поэтов стал художественный перевод. Гоберман собирал, исследовал, публиковал и популяризировал народное искусство и архитектуру Молдавии и Украинских Карпат. Достаточно сказать, что он впервые серьезно изучил и сделал широко известной косовскую керамику, лучшую жемчужину в короне украинского народного искусства.
Путешествуя по Украине и Молдавии, Давид Гоберман, начиная с 1950-х годов, фотографировал резные надгробные стелы на старых еврейских кладбищах — тысячи памятников, большинство из которых впоследствии были уничтожены. Вот как он сам написал об этом:
«Изучая народное творчество Украины и Молдавии, я, таким образом, оказался в зоне концентрации замечательных памятников еврейского искусства. С энтузиазмом фиксировал я в зарисовках и фотографиях неповторимую пластику рельефов, сохранив тем самым ценнейший материал о надгробиях, пощаженных войной, но позднее варварски уничтоженных режимом, одержимым ненавистью к религиозному и нравственному чувству людей. Я полюбил эти кладбища. Вооруженный фотокамерой, петлял меж надгробий, следя за движением солнца, то терпеливо выжидая, пока оно своим живительным лучом коснется рельефа, то, бросаясь туда, где свет уже выхватывал резные изображения, каждое из которых, словно возникнув из небытия, вызывало трепет новооткрытия». (Д. Гоберман. Художник о себе. СПб, «Литера», 1998)
Гоберман стоит у истоков изучения декорированных еврейских надгробных стел. Но его взгляд на эти памятники был, в первую очередь, взглядом художника. Он не уставал радоваться работам народных мастеров. Надгробные памятники стали для Гобермана предметом не только научного, но и художественного осмысления. В этом он наследовал традициям Н. Альтмана, Л. Лисицкого, И.-Д. Рыбака, С. Юдовина. Заметное место в его графике, созданной по мотивам надгробных рельефов, занимает графика, посвященная резным надгробиям старых кладбищ.
Фотографии Гобермана — не только и не столько фотофиксация памятников, большинство из которых на сегодня утрачено, но и самостоятельные значимые произведения фотоискусства. Каждую фотографию он не только сам печатал, но и сам ретушировал. По существу, законченным произведением является именно авторский отпечаток. В настоящее время фотоархив Гобермана, посвященный еврейским надгробиям, находится в Центре «Петербургская иудаика». Он содержит несколько тысяч фотографий, сделанных в 1950-х — 1960-х годах.
Фотографии надгробий были опубликованы в четырех альбомах. В 2000 году большая выставка фотографий Гобермана Carved Memories прошла в Бруклинском музее (Brooklyn Museum). Тем не менее, петербургский зритель пока мало знаком и с этим видом народного искусства, и с запечатлевшим его художником.
Центр «Петербургская иудаика» провел в течение 2012 года серию выставок, посвященных 100-летию художника. Они отражают разные стороны творческого наследия Давида Гобермана. Представленная экспозиция стала важной частью этой юбилейной программы.
Валерий Дымшиц
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: