Уникальность выставки из коллекций Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF) определяется, в частности, тем, что заявленное громкое название в полной мере адекватно реальному содержанию экспозиции. Этот проект действительно охватывает десятилетия богатой именами и культурными сюжетами истории фотографии Италии, дает ясное представление о творческих группах, смене художественных тенденций, о замечательной модели взаимного влияния между итальянским кинематографом, философией, литературой и фотографией. Как отметил видный критик Чезаре Коломбо, сам факт существования богатейшего собрания еще не гарантировал кураторам успеха. Однако их выбор оказался безупречно продуманным.

Среди мастеров первых послевоенных лет, чьи работы предлагаются вашему вниманию, первым, видимо, должен быть назван Луиджи Кроченци – художник, сыгравший большую роль в становлении итальянской фотографии как искусства. По определению Вальтера Лива – одного из кураторов выставки, Кроченци положил начало «подлинному взаимодействию литературного и визуального текстов».

В 1946 году в театре Ла Скала состоялся исторический концерт оркестра под управлением великого Артуро Тосканини, посвященный освобождению Италии. Это событие запечатлел Туллио Фарабола на фотографии, которая вошла в настоящую экспозицию. (Фарабола известен и, в частности, циклом документальных работ о жизни Италии в эпоху Муссолини).

О том, каким образом развивалось искусство портрета, оказавшееся независимым по отношению к политической конъюнктуре, мы можем судить по работам Элио Луксардо и Гитты Карел. На выставке также представлены художники, чьи фотографии по существу формировали стиль таких влиятельных журналов как «Эпока» и «Мондо» в конце сороковых – начале пятидесятых годов. Среди них Джон Филипс и Марио де Бьязи, а также Вальтер Мори и Федерико Гаролла. Творчество группы La Bussola, воплотившей в своих изображениях идеи философии Б. Кроче, представлено именами Джузеппе Кавальи и Винченцо Балокки. Кавальи также являет собой характерный для итальянской фотографии образ художника, создавшего свою школу, талантливого теоретика и педагога. Другим примером равно убедительного осуществления различных творческих проектов является судьба И. Дзанньера, лидера фриулийской группы фотографов, автора ряда монографий или творческая и образовательная деятельность Роберто Сальбитани.

Послевоенный период итальянского фотоискусства позволяет говорить о нескольких принципиальных векторах развития, которые нашли отражение в нашей экспозиции. Начать стоит с идеи «долгого путешествия на Родину», осуществленной впервые группой художников, отправившихся в Калабрию и на Сицилию. Впоследствии расширилась не только география (впрочем, в пределах Италии), но к Ф. Ройтеру, К. Чизвенти, П. Бранци, А. Камизе присоединились такие мастера, как Герберт Лист, Уильям Кляйн, Пол Стрэнд, Вернер Бишоф, не говоря уже об Анри Картье-Брессоне. Так создавались работы, ставшие поистине символами Италии.

Послевоенное время отмечено родством устремлений не только географического свойства, едва ли не состязанием на территории неореализма, которую с одинаковой энергией осваивали кинематограф, фотография и литература. В этом контексте должна быть названа наиболее последовательная неореалистическая группа GFNF. В пятидесятые годы в нее входили Дж.Боргезан, И.Дзанньер, А.Бельтраме, К. Бевилаква, T. Дель Тин и Ф. Ройтер.

Однако социальный пафос, присущий неореализму, доминирование идеи «правды-нравственности», диктат содержания над формой компенсировались экспериментами в области языка фотографии.

В конце XX века Оливьеро Тоскани, работы которого также представлены на этой выставке, скажет: «Не изображения возмущают, а зафиксированная реальность. Люди негодуют, глядя на снимок истощенного ребенка, и сразу забывают о нем, когда отводят глаза от фотографии». Утверждение обладателя нескольких «каннских львов», создателя всепобеждающей стратегии бренда «Бенеттон», примечательно не только тем, что оно неоспоримо. Возможно, художник, вызвавший гнев Ватикана, спровоцировавший своими работами бесчисленные скандалы, снимая, например, смертников в американских тюрьмах, обязан своей славой в равной степени изобретательности и уникально острому взгляду.

А в первые послевоенные годы необходимая гармония поддерживалась, в частности, усилиями объединения La Gondola. Как пишет Вальтер Лива, «…участники кружка пытались примирить социальную злободневность и субъективизм, документализм и творческую интерпретацию, о чем свидетельствуют работы Паоло Монти, Джино Болоньини, Лучано Скаттоло, Тони Дель Тина, Альфредо Брешиани». История итальянской фотографии, как показывает эта выставка, в целом богата примерами художественных союзов, в которых при четко сформулированных манифестах, сохранялось необходимое для каждого из участников пространство свободы, позволявшее мыслить и развиваться индивидуально. «Под одной крышей» могли оказаться такие сильные и самобытные мастера, как Марио Джакомелли, Джузеппе Модер, Альфредо Камиза. Именно эти особенности эволюции итальянской фотографии сделали возможным целый ряд ярких художественных явлений.

Антонио Мильори, создавая неореалистической направленности работы, еще в 50-е годы предвосхитил появление жанра «граффити», а выдающийся мастер Марио Джакомелли, снимая «потенциально неореалистические» сюжеты вроде дома престарелых на юге Италии, создавал поэтические композиции, лишенные бытовых деталей, повествование в которых строится скорее по законам сновидений, чем реального мира.

Новые фигуры на карте итальянской фотографии возникали естественно, одновременно (или чуть раньше) с изменением окружавшего художника мира. Так, с началом эпохи благополучия в 50-е годы появился первый в истории папарацци Тацио Секкьярроли, с 1962 года ставший личным фотографом Софии Лорен. Появление нового слоя интеллектуальной богемы вызвало интерес Уго Муласа, который прославится позднее, снимая американских художников.

В 1960–1970-е годы у итальянских фотографов появляются новые задачи. Так, Джорджо Лотти в 1968 году осуществляет масштабное фотографическое описание всей страны, выявляя угрозы, которые несет природе индустриальная цивилизация, а объектом работ Роберто Сальбитани становится тотальная агрессия рекламы в урбанистической среде.

Традиция путешествия находит свое продолжение в работах Паоло Монти. Эта линия в истории итальянской фотографии окажется непрерывной и уже в 70-е воплотится в общем проекте Луиджи Гирри, Джованни Кьярамонте и Гвидо Гвиди.

В 1968 году Джанни Беренго Гардин доказывает верность традициям неореализма, фиксируя тяготы жизни людей в психиатрических клиниках страны. В том же году итальянцы открывают имя Франко Фонтана, художника, заслужившего впоследствии мировое признание неповторимо изощренной работой с цветом, а несколько позднее Гвидо Гвиди в своих пейзажах блестяще демонстрирует природу знака в фотографии.

Завершить эту заметку кратким и неполным перечислением нескольких имен заставляют исключительно соображения формата. Итальянская фотография предстанет перед зрителем уникальным явлением культуры XX века. В ней воплотился, кажется, идеал искусства с тем сильным ощущением почвы под ногами, которое дает право на полет.

Потому и рождаются работы фантастически смелого экспериментатора Паоло Джоли, безупречные архитектурные композиции документалиста Габриеле Базилико, изощренные образы фэшн-фотографа Джана Паоло Барбьери, антропологические фотоисследования Антонио Бьязьюччи, мужественные военные репортажи Массимо Витали и многие другие произведения замечательных мастеров итальянской фотографии нескольких поколений.


Статья Чезаре Коломбо "В стране времени"
Статья Уолтера Лива "Язык фотографии"

Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF) основан в 1993 году. CRAF проводит научно-исторические исследования работ, созданных авторами, живущими в регионе Фриули-Венеция-Джулия, поддерживает фотографические проекты, посвященные региону, а также деятельность, направленную на развитие фотографической культуры во всех ее аспектах (примером может служить международная выставка «Фотография Спилимберго»), осуществляет новые приобретения и хранение фотографических архивов.

В числе последних приобретений Центра – серия фотографий Пауля Шоймайера, снятых между 1922 и 1926 годом по заказу Института романской глоттологии в Берне; серия отпечатков, изготовленных Уго Пеллисом между 1925 и 1935 годом для Итальянского лингвистического атласа; полная серия работ одного из крупнейших мастеров ХХ столетия Андре Кертеша, отснятых в провинции Гориция в период с зимы 1914 по весну 1915 года.

CRAF хранит также архив Альдо Бельтраме – одного из основателей «Фриулийской группы новой фотографии»; фонд Кроченци, в который входят тысячи негативов, 3000 оригинальных фотографий выдающихся итальянских авторов послевоенного периода (Балокки, Кавальи, Джакомелли, Мулас, и другие); коллекцию писем писателей и выдающихся деятелей итальянской культуры (1947-1983) и большое собрание ценных изданий посвященных фотографии.


Выставка осуществлена при поддержке Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге.

В дни открытия выставки состоятся пресс-конференция с участием кураторов выставки, представителей Итальянского института культуры и РОСФОТО; лекция Уолтера Лива, куратора выставки, координатора Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF); презентация каталога.