Фотографии 1860-х — 1920-х годов из собрания Государственного Исторического музея
Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших фотографических ателье. Фотографии, часто значительные по размеру и специально оформленные, демонстрируют выигрышные виды архитектурного комплекса и ландшафта, а также портреты хозяев в любимых имениях. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. Подобным образом запечатлены многие прославленные усадьбы (Остафьево, Архангельское, Ильинское), которые служили владельцам центральными резиденциями. На выставке экспонируются уникальные примеры ранней усадебной фотографии 1860-х годов — снимки имения Никольское-Обольяниново, выполненные М. Н. Шерером, и Никольское-Прозоровское М. Б. Тулинова.
Второй раздел посвящен любительской фотографии. Авторы этих снимков — сами владельцы и гости усадеб. Фотографии отличает непосредственность сюжетов и живость композиции. На рубеже веков фотографирование превратилось в доступный вид художественной деятельности. Летний досуг в русском обществе традиционно был связан с имением, поэтому изображения повседневной отрадной жизни в усадьбе стали широко распространенными в любительской фотографии. Появление любительских снимков не связанно с эстетической или исторической ценностью поместья, их рождает гармоничная атмосфера усадебной жизни, общие семейные занятия. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты верхнего этажа, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.
Фотографии следующего раздела отражают возникший в начале XX века интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами.
В начале XX века литературно и художественно оформился миф русской усадьбы, сложилось представление о ней как о символе уходящей дворянской культуры. Авторский взгляд фотохудожников привлекали детали и пейзажи, передававшие особенное пассеистическое настроение усадебной жизни — поэзию умирания, уходящего величия. Основные объекты изображения — усадебная природа и парк — стали одухотворенными, эмоционально окрашенным. Представление об усадьбе воплотилось в знаковых образах художественной светописи: юной барышне и парковой аллее. В некоторых работах художественно преображенному образу имения, словно покрытому легкой дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Работы этого раздела происходят из фонда Русского фотографического общества — жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии Н. С. Кроткова, В. Н. Часовникова, В. Н. Шохина демонстрировались на фотографических конкурсах и были отобраны Обществом для создания музея. Усадебная тема нашла отражение и в работах прославленных мастеров А. С. Мазурина и Н. А. Петрова.
Последним значимым периодом развития усадебной темы в художественной светописи стали 1920-е годы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэзия разоренных гнезд привлекли ведущих советских фотохудожников. В это время, став исключительно явлением прошлого, усадьба приобрела возможность новых трактовок. На выставке представлены фотоэтюды выдающегося отечественного мастера А. Д. Гринберга, стремившегося к созданию нового образа усадьбы. Работы фотографа воплощают уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а «былое», безвозвратно утраченное, погибшее прошлое. Большинство этих усадебных фотографий демонстрировались на знаменитой выставке 1928 года «Советская фотография за 10 лет». В дальнейшем исчезновение усадебной культуры как живой и мощной традиции привело к отсутствию ее образа в советской фотографии.
Еще
Жанровые сценки, архитектура и дворянские портреты: эволюция усадебной темы в отечественном фотоискусстве (Афиша)
Санкт-Петербургский культурный форум составил список лучших выставок ноября (Peterburg.ru)
Дама с двумя собачками (Санкт-Петербургские ведомости)
Открытие выставки. Фотоотчет (Geometria)
Дворянское ч/б (Огонёк)
Исследование традиции семейного фотографического архива в России В центре внимания — семейные фотоальбомы, коллекции фотографий и негативов второй половины XIX — середины XX века
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: