Видимая простота, заложенная в названии проекта, задает вектор восприятия и в то же время определяет содержание представленных в экспозиции произведений. Работы Коловского, выполненные в технике прямой фотографии, и видео Митлянской основаны на исключении из поля искусства всего поверхностного и развлекательного. Авторы вычленяют из бесконечного объема реальности вневременные и потому всегда актуальные сюжеты: зелень летнего поля, волнующуюся гладь озерной воды, запорошенный снегом асфальт, брызги фонтана, силуэт города, проглядывающий сквозь мутное стекло, фигуры случайных прохожих, пересекающих зебру дорожного перехода.

Выразительность минималистичных экспонатов «Выставки» достигается особенностями композиционных построений, всегда обусловленных смыслом. Авторы намеренно показывают нам малое, достигая желаемого эффекта путем уменьшения, упрощения и изоляции, отчего незаметные образы, развиваемые воображением зрителя, становятся значительными. В таких работах эмоциональное напряжение проявляется через спокойную и своеобразную сдержанность. Главное внимание уделяется не предметам, а отношениям между ними, рисунку и форме.

Наибольшего аскетизма выразительных средств художники достигли в работах на тему природы. Так, например, в видео Александры Митлянской из неподвижной плоскости садовой зелени вдруг проступают очертания дерева, оживленного ветром. В пейзажных работах Захара Коловского, где каждое изображение плотно заполнено деталями, образующими единое цветовое пятно, используется прием умножения кадра: один как будто вырастает из другого, словно на ленте кинопленки. Своеобразная динамика этих строгих фризовых композиций выверена до мелочей.

Главным действующим лицом становится время — четвертое измерение, проявляющееся каждый раз в новых вариациях. Оно то растягивается, отражая длительный процесс роста растений, то сжимается, когда нужно показать мимолетные изменения падающих теней, то совсем разрывается, без прелюдий переходя от зимы к лету или же от старости к молодости.

«Монтажный» принцип взаимосвязи изобразительно-смысловых единиц в произведениях Захара Коловского аналогичен тому, как играет со временем Александра Митлянская в работе «Вавилон». Статичный фронтальный вид строящегося здания поделен на ячейки будущих комнат, в каждой из которых течет жизнь, — рабочие заняты укладкой кирпича, неслышными зрителю разговорами или просто отдыхают.

Иногда движение замедляется настолько, что зритель, оставаясь в пределах картинной рамы, видит изображение, но не фильм. Экран может «притвориться» цветной фотографией, как, например, в «Натюрморте» Митлянской, где все действие разворачивается в блуждании солнечных бликов на поверхности воды, налитой в стакан. В других работах время ощущается как постоянная пульсирующая величина. В сюжете со скамейкой, стоящей в приливной воде, равномерное, как звук метронома, движение наплывающих на берег волн — это движение без начала и конца, закольцованное, как и сами видео Александры. Здесь, в пространстве забвения, обветшалая скамейка, выхваченная из обыденного контекста и помещенная в центр симметричного кадра, становится подлинно символическим предметом.

Очевидно, что авторы «Выставки», не пренебрегая возможностями современных технологий, отводят им второстепенную, подчиненную роль. Александра Митлянская серьезно занималась живописью, и, оставаясь верной этому опыту, она строго ограничивает себя использованием камеры только на штативе, в фиксированном положении, без смены фокуса и ракурсов, без движения вокруг объекта съемки. Формально основываясь на возможностях фотографии, Захар Коловский создает многочастные композиции, развернутые в пространстве. Для Коловского и Митлянской фотография и видео, как таковые, являются не целью, а скорее формой, в которой воплотилась система художественного языка, призванного выражать особое содержание. Проект, подготовленный авторами для РОСФОТО, — это рассказ о поиске визуального образа времени, о множестве модификаций этой проблемы, лаконичная и весомая антитеза современной массовой культуре, построенная на элементарных образах повседневности и природы.

Мария Гаврильчик