Старые фотографии, выбранные для экспозиции, хранятся в фотоотделе Научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук, являющегося наследником Императорской Археологической комиссии, которая в феврале 2009 года отметила 150 лет со дня учреждения. В основном, в архиве находятся фотодокументы по археологии, этнологии, архитектуре, скульптуре, живописи, музееведению, истории искусств и другим отраслям науки.

В фотоотделе около 650 фотографий, связанных с историко-культурными памятниками Северного Кавказа и Закавказья. Датируются они 1860–1930 годами. Однако материалов значительно больше, если учесть фотодокументы по археологии, на которых зафиксирован процесс раскопок и сами находки, обнаруженные при раскопках или случайно найденные. Наиболее существенные археологические работы на Кавказе в период деятельности Императорской археологической комиссии (ИАК) были проведены Н. Я. Марром и его учениками начиная с 1892 года. Раскопки по поручению ИАК осуществлялись также у села Урус-Мартан Грозненского округа и в Хасав-Юртовском округе Терской области; в Горийском уезде Тифлисской губернии; близ села Ходжалы Шушинского уезда Елизаветпольской губернии; в Эриванской губернии и в Нахичеванском крае; близ села Новомихайловское Черноморской губернии и др. В Шаруро-Даралагезском уезде Эриванской губернии, например, были осмотрены около 30 старинных армянских храмов (XIII–XVII веков) и церкви в татарских селениях Ай-Сасы и Алатез, сделаны многочисленные фотографии. Археологическую поездку по этому уезду совершил Е. А. Лалаянц, которого сопровождал фотограф Д. И. Ермаков.

Таким образом, наибольшее значение в археологических исследованиях на Кавказе сыграли личность Н. Я. Марра и его работы в Ани. Раскопки производились многими исследователями и краеведами в разных районах Закавказья. К сожалению, в фотоархиве НА ИИМК РАН отложилось очень мало материалов о раскопках разновременных памятников. В основном, они касаются изучения памятников зодчества — обследований в Армении, Грузии и Азиатской части Турции. Особенно ценны материалы поездок, совершенных во время Первой мировой войны с целью охраны памятников.

Начиная с 1920-х годов, в связи с электрификацией страны, индустриализацией разных районов и необходимостью обследовать археологические памятники в зонах строительства, многолетние работы проводят Северокавказская этнолого-археологическая экспедиция (Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кубанская и Терская области и др.) и Дагестанская этнолого-лингвистическая и художественно-археологическая экспедиции (Дербент, аул Кубачи); Армяно-Дагестанская экспедиция исследует памятники древнего армянского зодчества; осуществляется экспедиция в Нагорный Карабах и Нахичеванскую АССР; обследуется древнеосетинское святилище Реком; ведутся этнографические исследования в Сванетии. С 1939 года в Армении начала работать Кармир-блурская экспедиция, бессменным начальником которой был Б. Б. Пиотровский.

Фотографии, представленные на выставке, происходят из фонда Императорской Археологической комиссии, Библиотеки Мраморного дворца (собрание великих князей генерал-адмирала Константина Николаевича и его сына, августейшего президента Академии наук Константина Константиновича), фондов художника А. C. Славцова и археолога-востоковеда Н. Я. Марра. Снимки были сделаны известными и малоизвестными фотографами, фотографами-любителями, а также теми мастерами фотоискусства, чьи имена до нас не дошли.

Наиболее ранние снимки — 1860-х годов — были исполнены фотографами Военно-топографического отдела в Дагестанской области, а также в Бакинской, Эриванской и Тифлисской губерниях. Ощущается некоторая «военная» направленность фотографий — действительно, многие из них были сделаны в рамках съемки стратегически важных объектов. Так появились виды мостов, ущелий и селений с башенными постройками в Дагестане; Ахалциха и Ахалцихской крепости; Артиллерийского парка в Закаталах Тифлисской губернии и штаб-квартиры Ананур на Военно-Грузинской дороге, а также старинного города Телави в Алазанской долине Грузии. Кроме того, на выставке представлены карты: карта административного деления Кавказского края в 1868 году, изданная картографическим отделом Русского географического общества; карта Кавказских гор с южной стороны Главного хребта и с восточной стороны по меридиану западного берега Каспийского моря; план  Тифлиса с окрестностями 1867 года.

Аварский аул Гуниб представлен на шестикадровой панораме, сделанной с Артиллерийского бугра «близ церкви», вероятно, фотографами братьями Рудневыми, чье ателье находилось в доме М. Кольчевской в городе Темир-Хан-Шура (ныне город Буйнакс). В Гунибе 25 августа 1859 года закончилась одна из самых тяжелых войн в истории «страны гор» — Кавказская война. Селение расположено у скалистой горы Верхний Гуниб. Развалины одноименного аула, куда поднялся имам Шамиль перед его пленением князем А. И. Барятинским, видны в лощине до настоящего времени. Крепостные стены с бойницами огибают выступ плато, где находится Нижний Гуниб — уютное селение с небольшой площадью, окруженной пирамидальными тополями. Кроме панорамы, фотографы запечатлели несколько видов Гуниба и дома Шамиля в ауле.

В южной части города Баку вдоль берега Каспийского моря протянулась набережная длиной около двух километров, на которой находились большая пристань общества «Кавказ и Меркурий», дом губернатора, бывший ханский сад и множество магазинов. За набережной следовало несколько хорошо мощенных улиц с домами европейской постройки.

За высокими зданиями набережной скрывался так называемый Старый город — крепость Ичери Шехер, обнесенная некогда двумя-тремя рядами стен, из которых к концу XIX века сохранилась только одна, и дворец Ширваншахов, именуемый Ханским дворцом. Он включает здание дворца, Диван-хане, Ханскую мечеть, Тюрбе-усыпальницу Ширваншахов, мавзолей Дервиша и Ворота Мурада. Древнейшим из этих сооружений является собственно дворец. Главный вход вел в аудиенц-зал восьмиугольной формы, завершавшийся легким куполом.

В 1860-е годы фотографы Кавказского Военно-топографического отдела посетили Баку и сделали ряд снимков, в том числе Ханского дворца и мечети.

2-brat-ya-rudnevy
2-brat-ya-rudnevy
Вид бывшего аула Гуниб
Братья Рудневы
ИИМК РАН
6-orde
6-orde
Бакинская татарка
Ф. Ордэ (?)
ИИМК РАН
8-otdel
8-otdel
Тушинцы
Фотография Кавказского Военно-Топографического отдела
ИИМК РАН
9-kurkchyants
9-kurkchyants
Монастырь Мармашен (деревня Ганлыджа Александропольского уезда)
О. Куркчянц
ИИМК РАН

Шахская мечеть, составляющая часть комплекса Ханского дворца, была возведена в 1441 году и имеет два входных портала — для посетителей и парадный, для живших во дворце шаха и его семьи. Размеры главного зала не превышают 70 квадратных метров. Комната при входе, площадью около 15 квадратных метров, предназначалась для женщин и имела самостоятельный вход со двора и небольшой михраб. Центральная часть зала перекрыта каменным куполом.

Диван-хане было построено, предположительно, в XV веке; иногда его называют Судилищем. Это небольшая постройка с восьмигранным залом, перекрытым каменным куполом, окруженная снаружи аркадой, переходящей в прямоугольную часть здания, где расположены вестибюль с богато орнаментированным порталом и небольшая комната. Не исключено, что изредка здесь осуществлялись акты правосудия, но само слово «Диван» подразумевает, скорее, государственный совет. Диван-хане являлся, по-видимому, зданием для приемов и проведения заседаний совета. Здание Диван-хане представлено на снимке из фонда художника А. С. Славцова.

Высокий минарет Шахской мечети, порталы и купола различной высоты, размеров и форм, крепостные стены с зубчатым верхом в окружении небольших одноэтажных домиков с плоскими крышами и открытыми верандами, вплотную прижавшихся один к другому, с возвышающимися между ними отдельными вертикалями-минаретами, из которых сохранились минареты мечети Мухаммеда (Сыных-Кала), возведенной в XI веке, и Джума-мечети — все это вместе со значительным по размерам сооружением Девичьей башни (Кыз-Галасы) придавало Баку особый, неповторимый вид.

Побывав в Эривани (с 1936 года — Ереване), военные фотографы сделали снимки фасадов самой большой мечети Уссейн-Али хана, или Гей-меджид (Голубой мечети), которая была построена при хане Уссейн-Али (1764–1768), создавшем величественный памятник, призванный прославить годы его сардарства. Порталы, купола и минарет были облицованы майоликовым кирпичом, в основном голубого цвета, отсюда и название — Голубая мечеть.

Крепость, сооруженная в 1582–1583 годах при Ферхад-паше, была построена в южной части Эривани на крутом, обрывистом берегу реки Занги (Раздана) и заключала в своих стенах сардарский дворец, две мечети, баню и до 800 жилых домов. Ее окружали двухрядные стены с пятью полукруглыми башнями с амбразурами для ружейной и орудийной стрельбы и двумя воротами. Для обеспечения связи с внешним миром на случай осады имелся потайной ход в ущелье Раздана. Находившийся на территории крепости сардарский дворец, построенный в 1798 году при Махмуд-хане, еще существовал в начале ХХ века. Серию снимков интерьеров сардарского дворца в 1890-х годах сделал фотограф Д. И. Ермаков.

Н. Я. Марр в 1911 году сделал снимок вида на крепость и остатки дворца сардара с реки Занги (Раздана).

Дворцовый комплекс занимал территорию площадью 1 гектар и включал дворец и гарем, связанный с ним проходным двором. Дворец представлял собой систему дворов, по сторонам которых находились помещения различного назначения. К помещениям официального назначения относился Большой айван, предназначенный для парадных приемов, продолжением которого служил альков, украшенный великолепным витражом. В пол алькова был встроен звездообразный бассейн, вырезанный из цельного оникса. Парадные части дворца были расписаны.

В сардарском дворце происходили встречи, торжественные приемы и церемонии. В ноябре или декабре 1827 года здесь в присутствии А. С. Грибоедова впервые была показана постановка комедии «Горе от ума».

В экспозиции представлены великолепные фотографии О. А. Куркчянца, члена Общества любителей кавказской археологии. Снимки собора Эчмиадзинского монастыря в городе Вагаршапате и колокольни Эчмиадзинского монастыря, сделанные им в 1876 году, наклеены на красивые паспарту с золотыми рамками и надписью «Памятники Армении IV века». Зафиксированы «Памятники Армении VII века» — церковь Рипсимэ в Вагаршапате, а также «Памятники Армении X века» — вид развалин монастыря Мармашен в деревне Ганлыджа Александропольского уезда.

Спустя некоторое время, в 1890-е годы, те же объекты фотографировал Д. И. Ермаков, который занимался обследованием и фиксацией древних храмовых сооружений, предметов церковно-прикладного искусства, этнографических сцен, археологических памятников и коллекций в Кавказском музее в Тифлисе. В Армении он сфотографировал: в Вагаршапате — церковь Гаяне и входной портал храма Эчмиадзинского монастыря; в Санаине (ныне город Алаверди) в Северной Армании — колокольню Санаинского монастыря.

Эчмиадзинский монастырь — местопребывание католикоса всех армян, своего рода Армянский Ватикан — в 1910 году запечатлел также фотограф-любитель полковник И. К. Гертик.

3-ermakov-d-i
3-ermakov-d-i
Военно-Грузинская дорога. Ананурь. Церковь
Д. И. Ермаков (?)
ИИМК РАН
5-ermakov-d-i
5-ermakov-d-i
Мцхет. Престольный праздник 1 октября 1896 года. Грузины-богомольцы за трапезой
Д. И. Ермаков
ИИМК РАН

Город Тифлис (с 1936 года — Тбилиси) лежит в котловине, вытянутой на 25 километров при ширине до 5 километров и с севера открывающейся на снежные вершины Кавказского хребта и величественного Казбека. В ущелье вьется река Кура, в прошлом многоводная и судоходная, являвшаяся важным торговым путем, связывавшим Каспийское море с Черным.

Основными градостроительными центрами Тифлиса являлись два крепостных комплекса, располагавшиеся на вершинах холмов: Верхняя крепость на правом берегу Куры и Метехский замок — на левом. Вокруг них размещались жилые кварталы — на левом берегу Исани, или Авлабар, а на правом — собственно Тифлис. В Старом городе (Кала) находились дворцы царей и царевичей, собор Сиони, церкви, а также главная площадь города.

Тифлис в целом не отличался благоустройством и представлял в отношении планировки, постройки домов и прочего город контрастов. Рядом с улицами, носившими европейский характер, с прекрасными зданиями и роскошными магазинами открывался лабиринт узких, кривых и грязных, типично азиатских закоулков, базаров с открытыми лавочками, мастерскими, кофейнями, цирюльнями и шумной толпой носильщиков, водовозов, разносчиков, вереницами вьючных мулов и ослов, караванами верблюдов и т. п.

Из древних сооружений заслуживают внимания Метехская церковь XIII века, Сионский кафедральный собор экзархов Грузии, монастырь святого Давида, в гроте которого погребены А. С. Грибоедов и его жена Нина Чавчавадзе, Ванкский собор XV–XVI веков, служащий кафедральным собором армянских архиепископов.

В старой части города примечательны армянский базар и караван-сараи. Одна из улиц называлась Шуа-базари («серединный базар») и вела к торговому центру — Майдану. Мейдани («площадь») вплоть до середины XIX века являлась главной рыночной площадью города. На Майдан со всех концов Кавказа и из дальних стран свозились лучшие товары. Как и всякий восточный базар, Майдан производил на приезжих, особенно европейцев, яркое впечатление одеждами горожан, изобилием разнообразных товаров, тканей, ковров, призывными криками торговцев. Здесь можно было приобрести все, что было необходимо человеку, жившему в Тифлисе.

Узкие улочки с мощенной булыжником мостовой, небольшие дворики, окруженные с трех сторон галереями-балконами, почти соприкасающиеся балконы противостоящих домов, купола древних церквей, крутые лестницы-улицы дополняли картину старого Тифлиса.

Вспомним еще раз о фотографе-документалисте Д. И. Ермакове. В 1877–1878 годах как военный корреспондент он состоял при походной фотографии Кавказского штаба. С 1880 года владел фотостудией в Тифлисе.

В Грузии он снимал армянскую церковь Сурб-Ншан XVIII века в Тбилиси в Кахетии — балкон в персидском стиле в монастыре Св. Нины близ города Сигнаха. В средневековом монастыре Ахпат в Армении — колокольню монастыря, церковь с барельефом строителей и церковь Аствацацин на Севане; портал армянской церкви Ахтала, ее южный фасад, виды с северо-запада и северо-востока, развалины монастыря Гюневанк близ Узунлара.

Многие фотографы так же, как и Д. И. Ермаков, были корреспондентами на фронтах Восточной войны 1877–1878 годов. Д. А. Никитин, тоже из Тифлиса, показал в Петербурге снимки, выполненные им «на Кавказе и в Азиатской Турции». Он запечатлел виды окрестностей Карса, Карского ущелья, русские и турецкие позиции до мыса Цихис-Дзири, на реке Ачхоа, представителей разных национальностей, сражавшихся в русских войсках (грузины, дагестанцы и др.) и сохранивших национальную военную одежду и оружие. Здесь представлена только одна его фотография — Мцхетский собор, построенный в IV веке при впадении реки Арагвы в Куру, в 20 километров к северо-западу от Тифлиса (Душетский уезд Тифлисской губернии).

Фотографии В. Барканова из города Кутаиси, датируемые 1860 годами, представляют виды набережной, рейда, бухты с кораблями на рейде, здания таможни и Адмиралтейства в Сухуми. Неизвестный фотограф, хотя не исключено, что тот же В. Барканов, сделал снимки пристани Симоно-Константиновского монастыря Нового Афона и серию фотографий Боржомского ущелья, в долине реки Куры, между Месхетским и Триалетским хребтами на Кавказе. Помимо снимков ландшафтов ущелья представлены общие виды дворца великого князя Михаила Николаевича, церкви, придворных конюшен, караван-сарая и других строений. Судя по всему, все эти снимки (в том числе и Потийского порта), на которых поставлена дата 10 мая 1866 года, связаны с именем Михаила Николаевича, бывшего наместником Кавказа с 1862 по 1881 год. Вероятно, великий князь Михаил Николаевич подарил своему брату, генерал-адмиралу Константину Николаевичу, фотографии с «морской тематикой». Подаренные снимки хранились в библиотеке Мраморного дворца и затем были переданы в Российскую академию истории материальной культуры.

Полковник И. К. Гертик в 1910 году сфотографировал церковь на кладбище в деревне Саване близ Сачхери Шаропанского уезда Кутаисской губернии.

Неизвестный фотограф и фотографы И. Александрович и И. Савенков, имевшие ателье в Кисловодске, в 1890–1900-е годы проехали по Военно-Грузинской дороге, действовавшей к тому времени уже около 200 лет. Дорога шла из Владикавказа до Тифлиса через Крестовый перевал Главного Кавказского хребта. Протяженность ее всего 208 километров, однако на этом пути имелись знаменитые храмы, которые и были сняты фотомастерами. В Мцхете запечатлена церковь в монастыре Самтавро, где укрывалась Св. Нина, (слева на горе Джвари, на заднем плане — Светицховели), сделан снимок Шио-Мгвимского монастыря недалеко от Мцхеты и храма Кватахеви; в Дарьяльском ущелье — замок царицы Тамары; в селении Ананури в 60 километрах к северу от Тифлиса — собор XV века; в Казбеги, расположенном у подножия горы Казбек — Гергетская церковь. Кроме того, был сделан ряд снимков в Гори, а в Атенском ущелье сфотографированы развалины храма Сиони.

На Военно-Осетинской дороге протяженностью 275 километров, начинающейся от села Дарг-Кох в Северной Осетии и заканчивающейся в грузинском городе Кутаиси, И. Александрович и И. Савенков сделали фотографии осетинского селения Зарамаг и других, а также и древнего осетинского святилища Реком в Цейдонском ущелье. Большинство снимков Александровича и Савенкова объединено в серию «Виды Кавказа».

1-aleksandrovich-savenkov
1-aleksandrovich-savenkov
Военно-Грузинская дорога. Редантская долина
И. Александрович, И. Савенков
РОСФОТО
4-aleksandrovich-savenkov
4-aleksandrovich-savenkov
Кисловодск. Военно-осетинская дорога. В ущелье Зарамага, селения Осетии
И. Александрович, И. Савенков
ИИМК РАН
7-aleksandrovich-savenkov
7-aleksandrovich-savenkov
Кисловодск. Аллея тополей
И. Александрович и И. Савенков
РОСФОТО

Сложный этнический состав населения Кавказа фотографы пытались выразить своими изобразительными средствами, делая портреты представителей разных групп, преимущественно в национальных костюмах, мужчин — с оружием, женщин — в интерьерах, с домашней утварью.

Прекрасна серия крупномасштабных фотографий типов местного населения Кавказа, сделанная фотографами Кавказского Военно-топографического отдела в 1860-е годы. На фотографиях перед нами предстают пшавцы, тушинцы, персияне, джарские татарки, тушинские и хевсурские женщины и другие.

Не менее интересны снимки фотографа Ф. Ордэ, работавшего на Кавказе в 1880–1890-е годы. Он снимал кавказских армянок (персидскую, турецкую, ахалцихскую, шемахинскую) и жительниц Баку (бакинских персиянок, татарок), а также мужчин-кавказцев, в том числе чеченцев.

Напомним, что территория Кавказа включает Предкавказье, обычно именуемое Северным Кавказом, и Закавказье, включающее в настоящее время три отдельных государства — Грузию, Армению и Азербайджан. В Российской империи существовали Тифлисская, Кутаисская, Елизаветпольская, Бакинская, Эриванская губернии и Дагестанская область. Вдоль Черноморского побережья протянулись Черноморский округ и Сухумский военный отдел. Батумская область вышла из-под власти Турции и была присоединена к России в 1878 году. Карская губерния, то есть часть Азиатской Турции, расположенная на Армянском нагорье, наоборот, в 1921 году отошла к Турции. Северный Кавказ образовывали Кубанская и Терская области и Ставропольская губерния.

По языку население Кавказа делится на три группы: кавказоязычные народы, к которым относятся абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лезгины, аварцы, лакцы, грузины, даргинцы, табасараны, рутульцы, агулы, цахуры и др.; индоевропейские народы — армяне, осетины, курды, талыши и таты; тюркоязычные — азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки и ногайцы. Таты к середине XX века почти полностью переселились в Дербент, Махачкалу (бывший Порт-Петровск) и Буйнакск (бывший Темир-Хан-Шура).

Грузины называли себя картвели. Кроме них в картвельскую группу народов входили аджарцы, проживавшие в Кутаисской губернии, и ингилойцы — в Закатальском округе. Религиозные воззрения грузин-горцев (хевсуров, пшавов, тушинов), расселявшихся в Тифлисской губернии, абхазцев и сванетов выражались в смешении христианских, мусульманских и, в еще большей степени, языческих обрядов. Имеретины, гурийцы, мингрельцы, лазы и сванеты занимали в основном территорию Кутаисской губернии.

К сожалению, ни одна экспозиция, ни одно издание не могут включить все материалы по Кавказу, хранящиеся в Научном архиве Института истории материальной культуры РАН. Экспозиция «Кавказ в старых фотографиях» включила более 120 фотографий, датируемых 1860–1910 годами, из которых, конечно, самыми впечатляющими являются наиболее ранние снимки, выделяющиеся как по качеству, так и по содержанию. Они позволяют нам увидеть многое из того, что безвозвратно утеряно, в первую очередь, по воле времени.

Вернуться

Последнее изменение 24.08.2017