Фотоэкспертный сектор отдела фототехнологической работы специализируется на изучении памятников материальной культуры, преимущественно документов на бумажных носителях: иконографических, текстовых, письменных и рукописных. Фотостудия сектора оснащена профессиональным оборудованием, позволяющим производить бесконтактную оцифровку фотографий, стеклянных негативов и дагеротипов. Репродукционная фотосъемка используется для получения цифровых фотокопий музейных плоскостных объектов, археологических артефактов, контроля за хранением и реставрацией.

Комплекс изучения музейного объекта сотрудниками фотоэкспертного сектора включает:

  • фотосъемку и цифровую фиксацию в видимой области спектра в прямом, проходящем и косопадающем свете;
  • фотосъемку в инфракрасной области спектра и в отраженных ультрафиолетовых лучах.

Благодаря комплексному подходу удается выявить:

  • слабовыраженный рельеф поверхности изучаемого объекта;
  • вдавленные штрихи от подписей и оттисков;
  • частично угасшие или угасающие тексты и изображения;
  • следы производства и бытования;
  • залитые, сильно загрязненные, частично выцветшие тексты и изображения.

Полученные и зафиксированные результаты фотосъемки анализируются в графическом редакторе Adobe Photoshop.


Цифровая реставрация в графическом редакторе используется для атрибуции, реставрации, а также для презентационных целей. Выполненная музейными специалистами, часто она дает лучшие результаты, чем физическая реставрация, если нет требований восстановить оригинальный снимок, а только изображение.

Съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах

01
01
Фотосъемка в видимой области спектра
01-2
01-2
Фотосъемка в отраженных ультрафиолетовых лучах
01-3
01-3
Обработка в Adobe Photoshop

Съемка в косопадающем свете

01 (съемка в прямом свете)
01 (съемка в прямом свете)
Фотосъемка в видимой области спектра в прямом свете
01-2 (съемка в прямом свете фрагмент)
01-2 (съемка в прямом свете фрагмент)
Фотосъемка в видимой области спектра в прямом свете. Фрагмент
01-3 (съемка в косопадающем свете фрагмент)
01-3 (съемка в косопадающем свете фрагмент)
Фотосъемка в видимой области спектра в косопадающем свете. Фрагмент

02 (съемка в прямом свете)
02 (съемка в прямом свете)
Фотосъемка в видимой области спектра в прямом свете
02-1 (съемка в прямом свете фрагмент)
02-1 (съемка в прямом свете фрагмент)
Фотосъемка в видимой области спектра в прямом свете. Фрагмент
02-3 (съемка в косопадающем свете оборотная сторона фрагмент)
02-3 (съемка в косопадающем свете оборотная сторона фрагмент)
Фотосъемка в видимой области спектра в косопадающем свете, оборотная сторона. Фрагмент

Съемка в инфракрасной области спектра

01 ИК (видимый спектр)
01 ИК (видимый спектр)
Фотосъемка в видимой области спектра
01-2 ИК
01-2 ИК
Фотосъемка в инфракрасной области спектра

02 ИК (видимый спектр)
02 ИК (видимый спектр)
Фотосъемка в видимой области спектра
02-2 ИК
02-2 ИК
Фотосъемка в инфракрасной области спектра
02-3 ИК (с обработкой в Adobe PS)
02-3 ИК (с обработкой в Adobe PS)
Обработка в Adobe Photoshop

Работа фотоэкспертного сектора иллюстрирует широкие возможности применения современных компьютерных методов в музейной работе. Для фотовыставки «Ранняя британская фотография», проходившей в РОСФОТО в 2017 году, были использованы методы цифровой реставрации фотоснимков. Оригиналы фотографий, экспонировавшихся на выставке, имели разную степень угасания, поэтому для презентационных целей было принято решение провести компьютерную реставрацию некоторых из них. Угасающее изображение характеризуется узким тональным диапазоном и утратой первоначального оттенка. В задачи специалистов входила тональная и цветовая коррекция. В процессе аналитической реставрации без использования ретуши была проведена тональная и цветовая коррекция, не затрагивающая следы бытования. Работы были проведены совместно с отделом хранения под руководством главного хранителя РОСФОТО. Посетителю выставки предоставлялась уникальная возможность увидеть оригиналы, выполненные в технике мокроколлодионного процесса, а затем, используя технологию дополненной реальности Artefact, представить, как эти фотографии могли бы выглядеть в момент их создания.


[twenty20 img1="47548″ img2="47547″ offset="0.5″]


[twenty20 img1="47550″ img2="47551″ offset="0.5″]


[twenty20 img1="47554″ img2="47555″ offset="0.5″]


[twenty20 img1="47558″ img2="47557″ offset="0.5″]


[twenty20 img1="47561″ img2="47560″ offset="0.5″]


Один из примеров сотрудничества фотоэкспертного сектора и сектора реставрации — реконструкция защитного стекла дагеротипа для изготовления консервационной упаковки по Программе сохранения. На тонированное с оборотной стороны стекло нанесена рамка, имитирующая паспарту. Стекло имеет скол и повреждения красочного слоя, что и явилось основанием для замены. Ввиду сложности нанесения изображения на стекло, сотрудники секторов приняли решение о создании имитации на реставрационной бумаге с применением методов цифровой реконструкции. Реконструкция проводилась по фотокопии защитного стекла, что позволило добиться близости к оригиналу контуров и цветопередачи. Имитация, выполненная подобным образом, имеет преимущество перед реставрацией, выполненной на стекле. Красочный слой, расположенный на стекле, недолговечен и осыпается со временем, повреждая поверхность дагеротипа. Реконструкция с применением компьютерных методов в графическом редакторе Adobe Photoshop позволила создать имитацию защитного стекла, в том числе реконструировать утраченные участки узора и фона рамки. Было принято решение не отрисовывать рамку в цифровом виде, а реконструировать, чтобы максимально сохранить ее идентичность, в том числе некоторые следы бытования.

 

Вернуться

Поделиться

Последнее изменение 23.04.2019