В начале XX века архитектурный облик Петербурга, Москвы и многих других городов России изменяется в связи с бурным ростом промышленности и большим притоком населения. В столицах строятся многоэтажные доходные дома и новые общественные здания, увеличивается количество и ширина улиц, на смену конкам и пролеткам приходят трамваи и автомобили. Чтобы сохранить на память потомкам исчезающий дух российских городов, Императорское Московское археологическое общество (ИМАО) вело активную работу по выявлению, исследованию, учету и реставрации памятников истории и культуры, а также приглашало к сотрудничеству известных фотомастеров. В разные годы фотографии для Общества выполняли такие специалисты светописи, как И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, Н. Н. Ушаков, П. В. Орлов, И. Н. Александров, А. А. Губарев, К. А. Фишер. В ряду этих фамилий особое место занимает выдающийся фотограф рубежа веков П. П. Павлов. По заданию ИМАО и его комиссии «Старая Москва» он проводил съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы.

Его фотографии отличаются четкостью, большой детальностью и прекрасно передают городскую застройку конца XIX — начала XX века. Камера Павлова сохранила для последующих поколений археологические и реставрационные работы в Кремле, открытие памятника Александру II, народные торжества, гуляния у стен Новодевичьего монастыря, а также наиболее известные архитектурные сооружения центра города. Многие из его снимков украсили путеводители по Москве 1900-х — 1910-х годов.

Его мастерски выполненные снимки пользовались большой популярностью у современников. Одними из самых востребованных московских сюжетов были фотографии с видами монастырей, церквей, часовен и стен Кремля, панорамой Красной площади с памятником Минину и Пожарскому и собором Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), изображения Городской думы, Пашкова дома, Петровского дворца и другие. Особенно ценны для зрителя начала XXI века фотографии московского ландшафта и памятников начала века двадцатого — утраченной Сухаревской башни и застройки Кремлевской набережной, перенесенных со своего исторического места в 1930-х годах Триумфальных ворот, а также восстановленных в 1990-х — 2000-х годах Иверской часовни и храма Христа Спасителя. Видовые фотографии, выполненные Павловым в жанре художественной панорамной съемки, с особым обаянием и живостью передают атмосферу ушедшей эпохи.