Яркие и характерные явления в шведской фотографии XX — начала XXI века
Авторский курс Надежды Воиновой открывает история Анны Ривкин, начавшей свой творческий путь в первой трети ХХ века со студийных съёмок артистов балета в традициях, близких к пикториализму.
Середина ХХ века отмечена работой Кристера Стрёмхольма, основателя школы уличной фотографии, который стремился показывать жизнь «как есть», ставя перед фотоснимком задачу быть документом времени.
Главным трендом 1970-х годов становится политическое искусство, в котором фотография играет роль одного из медиа наравне с перформансом, живописью, печатной графикой и инсталляцией, что наиболее ярко проявилось в творчестве Щартана Слеттемарка и Карла Йохана де Геера.
Эти же тенденции продолжаются и в конце ХХ — начале XXI века, когда женщины-фотографы развивают традиции пикториализма, экспериментируют с фотографической техникой и формой.
19 октября
Анна Ривкин (1908–1970) родилась в Российской империи в городке Сураж. После эмиграции с семьёй в Швецию в 1915 году она оказалась в центре художественной жизни Стокгольма, сосредоточенной вокруг журнала «Спектрум». Увлекавшаяся балетом, после серьёзной травмы Ривкин пришла к фотографии. Уже в 20-летнем возрасте она открыла собственное ателье — именно в нем были созданы яркие художественные образы того времени. Позже Анна Ривкин занималась репортажной съёмкой, много путешествовала и сотрудничала с известными журналистами и писателями. Совместно с Астрид Линдгрен она создала серию фотокниг о детях разных стран.
26 октября
Лекция посвящена Кристеру Стрёмхольму и его последователям, работавшим в жанре «честной фотографии». Кристер Стрёмхольм известен, прежде всего, как автор уникальной серии образов парижских транссексуалов с Place Blanche, созданной в 1950-х — 1960-х годах. Постоянно путешествуя по миру, он создал ставшие классикой фотоискусства серии уличной фотографии, а также натюрморты, пейзажи, портреты людей искусства. В японской серии он, как никто другой, отразил трагедию Хиросимы и её чудовищные последствия. Стрёмхольм много работал с абстрагированием фотографической формы.
Школа фотографии, открытая им в 1970-х в Стокгольме, стала альма-матер для таких самостоятельных и ярких авторов, как Гуннар Смолянски, Андерс Петерсен, Ханс Йедда, Нильс-Йохан Норелинд и др.
2 ноября
Важной движущей силой шведского искусства 1970-х годов стали левые политические движения конца 1960-х — 1970-х годов, связанные с противостоянием американскому милитаризму во Вьетнаме и подавлению личности государственной машиной в собственной стране.
Щартан Слеттемарк, шведский художник норвежского происхождения, использовал фотографию и фотоколлаж как средство борьбы с репрессивными режимами. Его новаторские фотосерии, где главным героем был он сам в образе пуделя, коллажи с фото американского президента Никсона с чашкой кофе Гевалия, наполненной кровью, лицо Никсона, вмонтированное в его собственное фото в паспорте, с которым он объездил полмира, проект «Модерат-музея», высмеивающий репрессивные механизмы шведской буржуазной партии модератов, стали камертоном независимого искусства 1970-х. Фотография для него не конечный продукт, а средство художественного выражения наравне с плакатом, перформансом и инсталляцией.
Карл Йохан де Геер, отказавшийся от своего аристократического происхождения, боролся с профашистскими симпатиями шведского истеблишмента посредством фотографии, кино, живописи, комикса, плакатной и печатной графики, призывая к пацифизму и свободе личного художественного высказывания.
9 ноября
В современной шведской фотографии и медиаискусстве преобладают женские имена. Начиная с художницы Сесилии Эдефальк и её знаменитого фотоавтопортрета 1993 года с пистолетом, тема феминизма становится лейтмотивом в работах таких авторов, как Туия Линдстрём, Анника Карлссон Риксон, Анника фон Хауссвольф и др. Современные авторы работают во многих медиа, и фотография часто становится лишь одним из выразительных средств: выступает основой для живописи (Сесилия Эдефальк), существует параллельно со скульптурой (Мария Мисенбергер) или является инструментом создания сюрреалистических цифровых фотокартин (Хелена Блумквист и Наталия Эдемонт).
Начало 19:00
Стоимость 150 рублей или по билету на выставку (взрослый — 150, студенческий — 100, пенсионеры и льготные категории — бесплатно)
Бесплатно по карте друга РОСФОТО
Ваше имя:
Ваш Email:
Ваш телефон:
Выберете дату:
Откуда вы узнали об этом событии? Сайт РОСФОТОРассылка РОСФОТОСторонние сайтыСайт в ВКонтактеFacebookInstagramПечатная прессаДругое:
Дополнительно:
Подписаться на нашу рассылку
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
Искусствовед, куратор, переводчик. Родилась в 1974 году в Ленинграде. Закончила Санкт-Петербургскую Академию художеств. С 1997 года работала в области фотоискусства как куратор и критик, публиковалась в журналах «Новый мир искусства», Zoom, «Красный», «Петербург на Невском» и др. С 2004 года занималась театральными, музыкальными и кинематографическими проектами для детей как сценарист, либреттист, продюсер. Была куратором выставок живописи и фотографии в Вене, Киеве и Ялте. С 2010 года работала в аукционном доме Bukowskis, была арт-директором Vostok Gallery в Стокгольме. В 2016 году дебютировала как переводчик шведской поэзии, выпустив «Мельнскую элегию» Гуннара Экелёфа, а затем «Завещание Девочки-Машины» Иды Линде (2017) и «Избранное» Гуннара Экелёфа (2018).
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: