Творчество Сергея Фалина удивительно многообразно. Собрав вместе его работы разного времени трудно представить, что их автор один и тот же человек. Единственное, что объединяет их все – эксперимент, поиск новых форм художественной выразительности. Фотограф много и довольно активно пробует разные приемы, жанры, использует дополнительные визуальные эффекты, в его работах активными элементами являются новые смысловые связи привычных объектов и сложно отрефлексированные актуальные сюжеты, уже знакомые нам по современным ему же произведениям зарубежных авторов.

Его работы трудно отнести к традиционной и довольно консервативной «Петербургской школе фотографии», представителем которой он бесспорно является. Совсем молодым Сергей попал в круг петербургских авторов, в числе которых Леонид Богданов, Олег Бахарев, Олег Полищук, участвовал в первых групповых выставках.  Но уже первая персональная выставка в Театральном институте, сделанная в соавторстве с Энвером Бакеевым, выходит за пределы традиционного представления о формате выставок фотографии – это скорее продолжение экспериментов Лисицкого и его проунов – новая попытка вырваться за пределы плоскости и заставить работать весь объем выставочного пространства.

Творчество Сергея Фалина – характерный пример трудного пути в искусстве. Уже несколько десятков лет художник идет своей дорогой, все более углубляясь в сложные и неразрешимые изобразительные проблемы, которые увлекли его еще юношей. Как и у всех талантливых художников поиски  Фалина не помещаются в рамки традиционных форм, интуитивно опережая время, он пытается выйти за эти рамки и  сформулировать что-то иное. Многое, из интуитивно найденного им еще в 1970-е годы, сейчас, спустя десятилетия, активно эксплуатируется как новое и актуальное.

Фалин не является фотографом в обычном понимании, он в первую очередь художник. В его работах фотография по сути таковой не является, он использует фотографию скорее как фоновое, базовое произведение.

Сергей Фалин обладает собственным современным художественным мировоззрением, создаваемые им произведения в первую очередь осмысляются им через собственную, интуитивно найденную систему координат, ключом к которой может считаться необходимая мера условности изображения. Так, обладая всеми необходимыми средствами (в некоторых случаях он печатает контактом) и необходимыми навыками, он сознательно выходит из поля классической техничной фотографии, постоянно усиливая результат различными дополнительными художественными эффектами.

Новые романтические течения в искусстве конца 1970-х — начала 1980-х годов опираются на эпический размах перемен. Сознание в эти годы во многом опережает жизнь, в чем-то повторяя ситуацию 1920-х годов. Снова большое значение приобретают новые смысловые конструкции искусства как визуального языка свободы, его знаковыми элементами становятся лозунги соцреализма. В это время Фалиным создается серия «Игра в куклы. Демонстрация», где обычные для этого времени сюжеты социального репортажа получают другое звучание и новую более агрессивную окраску.

В 1980–1990-е годы фотограф активно и плодотворно работает с разными издательствами: много снимает, готовит макеты книг. Он сотрудничает с такими известными издательствами, как «Аврора», выпускающими большие художественные альбомы. В это время он создает произведения, использующие как форму книжный разворот, т.е. сопоставленные и взаимодействующие между собой, активно экспериментирует с техникой коллажа.

Следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода с большим увлечением и явным удовольствием фотограф работает с обнаженной натурой. Использует техники двойной экспозиции, наложения, монтажа, соляризации – весь арсенал имеющихся средств.

Развитию Фалина как художника в немалой степени способствует его социальная индифферентность. Он счастливо избегает многих болезней нашего времени, таких как тщеславие. Быть может, поэтому творчество Фалина почти неизвестно.


Сергей Фалин первый свой фотоаппарат «Смена» приобрел в 14 лет. Прочитал книгу «В помощь фотолюбителю», в ванной комнате оборудовал фотолабораторию и начал снимать. К 9-му классу у него уже было, что показать, и он поступил в самый известный и самый многочисленный (около 600 членов) фотоклуб города в Выборгском Дворце Культуры. Здесь он познакомился с Леонидом Богдановым, который руководил в то время детским фотокружком в ДК «Пищевиков». Богданов оборудовал прекрасную фотолабораторию, и его друзья – Борис Смелов, Борис Кудряков и многие другие – нередко печатали здесь свои фотографии, приходили сюда пообщаться, показать свои фотографии, посмотреть фото других. Нередко здесь появлялся Олег Полещук, который знал практически всех фотографов в Ленинграде и был связующим звеном между всеми. Это был в течение многих лет своеобразный центр неофициальной фотографии. Сергей Фалин вошел в этот круг молодых талантливых фотографов, которые в скором времени станут ведущими фигурами ленинградского фотоандеграунда.

После армии в 1976 году Сергей Фалин проводит две фотовыставки в Выборгском ДК: одну персональную, другую – совместно с Леонидом Богдановым. В то время это называлось «творческие отчеты». Следующая персональная выставка в 1980 году была проведена в Театральном институте и отличалась авангардным дизайном. Её соавтором был сокурсник Фалина по Институту культуры Энвер Байкеев. Сергей Фалин подготовил для выставки фотографии, а Энвер придумал способ подачи: с помощью системы нитей фотографии были размещены в пространстве таким образом, что каждая из них занимала особую плоскость в пространстве. И фотографии и их подача были столь неординарны, что эту выставку можно считать одной из самых необычных и интересных в Ленинграде.

С начала 1970-х Сергей Фалин делает не только прямую фотографию, но и бесконечно экспериментирует. Он использует при печати сенситограмму (контактный способ), мягкую сетку, монтаж двух негативов и т.д. Например, на выставке «Магия превращения» (1986) он представил 200 работ, в которых использовал соляризацию на рефлексной бумаге.

Сергей Фалин снимал всё – репортаж, город, натюрморт, обнаженную натуру. И в каждом жанре он находил свою нишу. Город Сергей Фалин снимал во все времена года и в различное время суток. Но уже в пейзажах Сергей начинает экспериментировать с изображением, с помощью мягкой сетки смягчает контуры домов и деревьев, добиваясь ирреальной прозрачности или наоборот, утемняя предметы, доводит изображение до экспрессивной тревожности. Стремление уйти от однозначности, одномерности «прочтения» приводят Фалина к монтажу нескольких негативов в одном позитиве.

Наиболее впечатляющих результатов в своих экспериментах Сергей добился в работе над обнаженной натурой. Он снимал одну и ту же натуру, чуть-чуть меняя позу, а затем два близких по композиции негатива совмещал в одном позитиве. Фигура женщины на фотографии слегка двоится и вибрирует, при этом вся окружающая её обстановка остается стабильной и вполне нормальной – сюрреалистический сон или наркотический транс.

Сергей Фалин, начав свой профессиональный путь с прямой фотографии, одним из первых в Ленинграде начал последовательно экспериментировать с изображением – трансформировать его, усложнять, раздваивать, наслаивать несколько проекций. В конце концов, ему стало «тесно» в рамках чистой фотографии, и в настоящее время, используя технику коллажа, он делает работы, в которых совмещает живопись маслом, графику и фотографию.

Вальран