Цикл популярных лекций, приуроченный к 180-летию фотографии, охватывает историю фотодела в России от появления первой камеры-обскуры в Петербурге до революционных событий в Петрограде. Елена Валентиновна Бархатова рассказывает о развитии отечественной светописи в XIX веке, о журналах и обществах, специфике жанров и видов съемки. Особое внимание в лекциях уделено фотографам, чья деятельность способствовала общественному интересу к фотографии и востребованности этого вида искусства в первый век его существования.    


1840‒1850-е: Дагеротипия и становление фотографического дела

  • Изобретение светописи: Дагер или Тальбот?
  • Опыты петербургских академиков
  • Камера-обскура на берегу Невы
  • Первые фотоателье двух русских столиц
  • III Отделение и крах «дагеротипных прогулок» А. Давиньона
  • Римская фотосессия С. Л. Левицкого и его мемуары
  • Эксперименты русских мастеров на бумаге, металле и стекле
  • Крымская кампания 1855‒1856 годов и организация образцовой фотомастерской при Военно-топографическом депо
  • В. В. Стасов и появление фотокритики в 1856 году
  • Первый русский фотожурнал «Светопись» (1858‒1859)
  • Доклад Петра Севастьянова в 1858 году в Париже и первая фотовыставка в России — «Светописные рисунки» Св. горы Афон в Синоде (1859)
  • «Карточки-визитки» как феномен массовой фотопродукции
  • Экспансия мастеров Академии художеств в фотографию


1860‒1870-е: новые форматы, европейские смотры и этнография

  • Потрясение основ — карточки–визитки в Академии художеств
  • Г. Деньер, К. Бергамаско и смена моды на «кабинет-портрет»
  • Журнал «Фотограф» (1864–1866) как исторический источник
  • Этнографическая выставка 1867 года и расцвет популярного жанра
  • Русские на европейских смотрах
  • Фотопроекты книгопродавца Риккера и генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана
  • Вильям Каррик и «русские типы»
  • V Отдел светописи при Императорском Русском техническом обществе (1878)
  • «Походная фотография» на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов


1880–1890-е: профессиональная и любительская съемка. Общества и журналы

  • Новая технология — броможелатиновый способ
  • Фотография на первой профессиональной выставке ИРТО 1888 года и юбилейных выставках 1889 года в Петербурге и Москве
  • «Волжская коллекция» М. П. Дмитриева
  • Развитие техно-фото и экспедиционной любительской съемки, выход журнала «Фотограф-любитель» (1890)
  • Организация Русского фотографического общества в Москве (1894) и появление фотообществ в городах России
  • Участие иностранных мастеров на русских выставках
  • Трудности моментальной съемки
  • Начало репортерской работы К. К. Буллы


1900–1914: Камера в руках художника. Проблема репортажа

  • Всемирная выставка 1900 года и расцвет пикториализма в фотографии
  • Общество «Дагер» в Киеве и Н. А. Петров
  • В. К. Булла — фотокорреспондент «Нивы» на Русско-японской войне 1904–1905 годов
  • Проблемы цветной съемки и деятельность С. М. Прокудина-Горского
  • Европейский успех С. А. Лобовикова
  • «Салон художественной фотографии» в Нижнем Новгороде (1913) и Симферополе (1914)
  • Манифест группы «Молодое искусство» (1914)
  • «Агентство Булла» и революционные события в Петрограде


Об авторе

Елена Бархатова

Елена Валентиновна Бархатова — искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения, заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки, автор более семидесяти научных публикаций, автор книг «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839‒1914», «Конструктивизм в советском плакате».

Участница многочисленных российских и международных выставочных проектов, куратор выставок, посвященных изобразительному искусству России.

Вернуться

Последнее изменение 14.08.2024