В 2020 году в РОСФОТО был передан частный архив с уникальными материалами, рассказывающими о творчестве и непростой судьбе Георгия Максимова. Это личный и профессиональный архив мастера. Георгий вошел в историю как кинооператор и фотограф киностудий «Ленфильм» и «Белгоскино». Ему посчастливилось работать с такими известными режиссерами, как Лео Арнштам, Сергей Юткевич, Юрий Тарич. Георгий Максимов принял участие в создании известных фильмов советского кинематографа — «Подруги», «Человек с ружьем», «Шахтеры» и других.
В виртуальной экспозиции представлены кадры со съемок, запечатлевшие знаменитых актеров, съемочные группы и рабочие моменты — то есть весь процесс создания кино в 1920–1930-х годах. Помимо «живых», не постановочных фотографий, по заказу киностудий Георгий Максимов создал великолепные портреты советских актеров и актрис: Янины Жеймо, Зои Федоровой, Ирины Зарубиной, Бориса Чиркова, Бориса Бабочкина и многих других.
Сцена из фильма «Подруги», 1936
РОСФОТО
Рабочий момент съемок фильма «Подруги», 1936
Актер Степан Каюков в фильме «Подруги», 1936
Актрисы Ирина Зарубина, Янина Жеймо и Зоя Федорова в фильме «Подруги», 1936
Актер Борис Бабочкин в фильме «Подруги», 1936
Актриса Янина Жеймо в фильме «Подруги», 1936
Актриса Ирина Зарубина в фильме «Подруги», 1936
Актриса Мария Блюменталь-Тамарина в фильме «Подруги», 1936
Актеры Борис Чирков и Ирина Зарубина в фильме «Подруги», 1936
Актриса Зоя Федорова в фильме «Подруги», 1936
Сцена из фильма «Шахтеры», 1937
Актер Владимир Лукин в фильме «Шахтеры», 1937
Рабочий момент съемок фильма «Шахтеры», 1937
Съемочная группа фильма «Шахтеры». В нижнем ряду первый слева — Георгий Максимов, 1937
Актер Борис Пославский в фильме «Шахтеры», 1937
Съемочная группа фильма «Шахтеры». Во втором ряду первый слева — Георгий Максимов, 1937
Актриса Зоя Федорова в фильме «Шахтеры», 1937
Полное солнечное затмение. Георгий Максимов и Сергей Юткевич на съемках фильма «Шахтеры», 19 июня 1936
Съемочная группа фильма «Шахтеры», 1937
Актриса Янина Жеймо «Подруги», 1936
Портрет актрисы Ларисы Емельянцевой, 1930‑е
Портрет актрисы Ирины Зарубиной, 1936
Актер Борис Чирков в фильме «Подруги», 1936
Балерина Татьяна Вечеслова с неизвестной на съемках фильма «Спящая красавица», 1929
Актер Иван Назаров в фильме «Подруги», 1936
Портрет актрисы Зои Федоровой, 1936
Портрет актрисы Нины Шатерниковой, 1930‑е
Портрет актрисы и художницы Веры Бакун, 1930‑е
Портрет кинорежиссера Сергея Юткевича, 1930‑е
Портрет актрисы Ларисы Емельянцевой, 1920–1930‑е
Портрет актрисы Анны Заржицкой, 1920–1930
Дополняют выставку кадры из фильмов. Статика фотографий и движение кино дают возможность погрузиться в атмосферу советского кинематографа 20–30-х годов ХХ века.
Кроме того, в виртуальную экспозицию входят художественные фотографии Георгия Максимова: виды Ленинграда, снятые в разное время суток, портреты друзей и близких, в которых чувствуется его интерес к пластике и фактуре.
Исаакиевская площадь, 1920‑е
Вид на Владимирский собор, 1920–1930‑е
Исаакиевский собор
Лев на набережной
Набережная Невы, 1920‑е
Городской вид, 1920‑е
Петергоф. Вид на фонтан Самсон, 1929
Окраина Ленинграда, 1920‑е
Дрова под снегом, 1920‑е
Городской вид
Александринский театр
Ленинград, весенняя уборка улицы, 1920‑е
Вид на дом. Набережная Фонтанки, 1920‑е
Ночной вид города, 1920‑е
Мария Николаевна Максимова
Мария Николаевна Максимова, 1930–1940
Портрет Марии Николаевны Максимовой
Портрет подруги Тамары, 1920–1930‑е
Тамара, 1929
Иван Конаховский – друг Георгия Максимова
Портрет историка театра Сергея Данилова, 1920–1930‑е
Портрет Тамары, 1920‑е
Портрет театроведа Сергея Данилова
Портрет Марии Николаевны Максимовой, 1920–1930‑е
Иван Конаховский, 1920–1930‑е
На съемках фильма «Огонь», 1930
Съемочная группа фильма «Огонь», 1930
Сцена из фильма «Огонь», 1930
Участник съемок фильма «Огонь», 1930
Портрет шамана, 1930
В 1930 году Георгий принимает участие в создании фильма Марка Донского «Огонь», который не сохранился. Часть эпизодов фильма связана с жизнью эвенков. Портфолио Максимова-фотографа пополняется портретами коренных жителей эвенкийского края и фотографиями мест съёмок.
Георгий, появившийся на свет уже после смерти своего отца — Евгения Максимова, подполковника царской армии, журналиста и путешественника, — получил в наследство его диапозитивы и семейные фотоальбомы. Для мальчика эти предметы — материальные свидетельства бурной, полной героизма и приключений жизни Максимова-старшего.
Возможно, присутствие в доме многочисленных фотоизображений определило выбор будущей профессии. После учебы в кадетском и затем в Первом Петроградском техническом училищах в 1927 году Георгий поступил, а в 1930 году окончил Ленинградский фотокинотехникум (ЛФКТ), получив профессию кинооператора.
Портрет Георгия Максимова, 1930‑е
Георгий Максимов
Георгий Максимов, 1920–1930
Георгий Максимов, 1938
Георгий Максимов с неизвестным, 1940
Георгий Максимов, 1932
Георгий Максимов, сентябрь 1938
Портрет Георгия Максимова
1930–1940
Георгий Максимов, 1930‑е
Георгий Максимов рисует личики пупсикам, 1920‑е
Георгий Максимов в период работы над куклами, 1920‑е
Ранее, в 1918 году вместе с братом Александром они создают домашнюю мастерскую по ремонту кукол, ставшую в 1920-е годы источником дохода для семьи Максимовых. В то время Георгий — активный и деятельный студент, увлеченный фотографией и кинематографом. Он фиксирует жизнь своей семьи, снимает композиции из кукол, предметов домашнего быта, виды Ленинграда и его окраин в вечернее и ночное время. Тогда же, в конце 1920-х годов, Георгий участвует в фотовыставках, где экспонируются работы студентов-операторов ЛФКТ.
В 1930 году сначала как осветитель, затем как помощник оператора Георгий Максимов проходит производственную практику на кинофабрике «Совкино».
В первой половине 1930-х годов Георгий как ассистент оператора и фотограф сотрудничает с режиссером Юрием Таричем («Высота 88,5», «Беглецы») на производстве оборонных картин и как оператор снимает военно-учебные фильмы Вениамина Соломоника («Лыжи», «Рация 5-АК», «Тревога»).
Без названия, 1920‑е
Гимнасты (Институт сценических искусств), 1920‑е
На съемках фильма «Спящая красавица», 1929
Сцена из фильма «Спящая красавица», 1929
Пупсики, 1920‑е
Кукла перед зеркалом, 1920‑е
Пупсик, 1920‑е
Кукла, 1920‑е
Выставка работ студентов II курса Ленинградского фотокинотехникума, 1920‑е
Портрет неизвестного, 1920‑е
Портрет Александра Максимова, 1920‑е
Актер Николай Прозоровский в фильме «Высота 88,5», 1931
Рабочий момент съемок фильма «Высота 88,5». Георгий Максимов за камерой, 1931
Рабочий момент съемок фильма «Высота 88,5», 1931
Сцена из фильма «Высота 88,5», 1931
На съемках фильма
На съемках фильма «Высота 88,5», 1931
Рабочий момент съемок фильма, начало 1930-х
Рабочий момент съемок фильма «Лыжи». В центре — Георгий Максимов, 1932
Сцена из фильма «Беглецы», 1932
Наибольшее творческое раскрытие Максимова, официально числившегося в штате «Ленфильма» ассистентом оператора, происходит при работе над картинами Первой художественной мастерской (1934–1939), созданной на ленинградской киностудии. Возглавляет мастерскую Сергей Юткевич, впоследствии — классик советского кинематографа. «Подруги» (1936) Лео Арнштама, «Шахтеры» (1937) и «Человек с ружьем» (1938) Юткевича могут считаться главными событиями в фильмографии Георгия Максимова.
Вероятно, Георгий смог бы больше и успешнее реализовать себя как кинооператор, если бы не война, в начале которой он оказывается на службе в отряде фоторазведчиков артиллерийского дивизиона. Жизнь Георгия Максимова оборвалась в бою под Сталинградом в 1942 году.
Балерина Татьяна Вечеслова в фильме «Спящая красавица», 1929
Макет для создания комбинированного кинокадра, 1920‑е
Портрет театроведа Сергея Данилова, 1920‑е
Портрет неизвестной
Силуэтная композиция, конец 1920-х
Цирк
Последнее изменение 16.06.2023
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: