Статья из Cборника докладов международной конференции "Фотография в музее", 2–4 октября 2012 года


Учитывая невозможность в одной статье представить все хранящиеся в РОСФОТО коллекции, мы решили ограничиться редкими с исторической и художественной точки зрения снимками определенного времени. Мы не касаемся обширного фонда видовой зарубежной фотографии XIX–XX веков, не даем обзор современной российской фотографии и оставляем без внимания многочисленные снимки и отдельные альбомы, связанные с событиями Русско-японской, Первой и Второй мировых войн. Лишь вскользь упоминаем о некоторых фотографах, хотя обширнейшая, постоянно пополняемая, коллекция иностранных и русских фотопортретов, хранящаяся в фондах РОСФОТО, насчитывает более тысячи имен знаменитых и малоизвестных мастеров светописи.

В этой статье мы постараемся дать репрезентативную выборку отечественной архитектурной и этнографической фотографии 1860–1930-х годов, а также рассказать об уникальном собрании альбомов и семейных архивов, хранящихся в наших фондах.

Альбомы плаваний и путешествий

На протяжении десяти лет существования РОСФОТО складывалась подборка альбомов и отдельных фотографий по теме, которую условно можно было бы назвать «Плавания». К этому жанру относятся «Путешествия цесаревича Николая Александровича на Восток» работы В. Д. Менделеева, «Плавание Тихоокеанской эскадры» и многие другие альбомы конца XIX — начала XX века.

kp100_011_8133_8133
kp100_011_8133_8133
Плавание Тихоокеанской эскадры. Предположительно — прием в русском консульстве в Корее (на заднем плане видна грот-мачта с флагом, вероятно принадлежащая французскому крейсеру «Паскаль»). Группа морских офицеров и статских лиц. Бородатый седовласый мужчина в бобровой шапке и шубе — художник Верещагин. 1903
kp100_029_8151_8151
kp100_029_8151_8151
Плавание Тихоокеанской эскадры. Лейб-конвойский пароход «Саратов» со шлюпками и гребными баркасами. Под фотографией надпись карандашом: «Похороны Капитана 2 ранга Астрошева в Нагасаки. Гробъ съ теломъ на Нахимовском барказъ. Пароходы «Саратовъ» на рейде».

Лейтенант Бутаков

Нагасаки, начало 1890-х
kp100_031_8153_8153
kp100_031_8153_8153
Плавание Тихоокеанской эскадры. Мессинский пролив (?). Десантные учения русских моряков на берегу во Владивостоке. Под фотографией надпись карандашом: «Десантъ съ эскадры на Италъ берегу во Владивостокъ. Гребные суда у берега. Санитары и Новиковъ смотрят на удаление эскадры. Китаевъ рисуетъ». Начало 1890-х

На многих снимках альбома «Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890» изображены пароходы Добровольного флота: «Нижний Новгород» (1888), «Кострома», «Орел», «Россия», выполнявшие регулярные рейсы из Одессы на Дальний Восток в конце XIX — начале XX столетия. Общее количество фотографий в альбоме — 126 штук. Практически все снимки имеют подписи, часть из которых дублированы, поскольку первоначальная чернильная надпись выцвела. Некоторые групповые портреты подписаны поименно.

Появление Добровольного флота — одной из наиболее известных пароходных компаний России, относится к концу русско-турецкой войны. Согласно уставу, основной задачей Добровольного флота являлась организация регулярных товарно-пассажирских рейсов между Одессой и портами Дальнего Востока. Помимо чисто коммерческой выгоды, эта деятельность обещала принести большую пользу в политическом, военном и хозяйственном отношениях. Первые контракты были заключены с Министерством внутренних дел на доставку на Сахалин ссыльно-каторжных и с Военным министерством на перевозку во Владивосток солдат и военных грузов.

Так, «Нижний Новгород», переоборудованный в Марселе под тюремное судно, с 1879 года доставлял заключенных на остров Сахалин. 16 мая 1887 года на Сахалине у мыса Крильон сел на мель и затонул пароход «Кострома», выполнявший товарно-пассажирский рейс из поста Корсаковский в Александровск.

kp_112_001
kp_112_001
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Пароход «Нижний Новгород»
kp112_002_8921
kp112_002_8921
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Пароход «Кострома»

Для восполнения этой потери 25 января 1888 года подписали контракт на приобретение в Англии только что построенного парохода «Port Caroline», которому присвоили название погибшего судна. Фирма выполнила задание в оговоренные сроки — 3 марта 1890 года пароход отправился из Ньюкасла в Одессу к месту постоянной приписки.

Еще один пароход — «Орел» — послужил образцом для «крейсеров», построенных в последующие годы для Добровольного флота.

Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Пароход «Орел»

Альбом представляет огромный исторический интерес, т. к. на его страницах подробнейшим образом задокументированы сцены перевозки преступников в России конца XIX века. Например, на листе 2 показана посадка арестантов, привезенных перед этим из различных центральных тюрем России, на один из крейсеров Добровольного флота. На место посадки их приводят закованными в кандалы небольшими партиями.

Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Погрузка арестантов на пароход

На палубе происходило сличение примет преступников с их документами (статейными списками). Удостоверившись в личности осужденного, его осматривали медики, для того, чтобы в числе принятых на борт не было людей с заразными болезнями.

Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Одесса. Осмотр арестанток перед погрузкой на пароход

На листах 3 и 4 наклеены фотографии с типами арестантов и арестанток.

arestanki
arestanki
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Арестантки на палубе
arestanti
arestanti
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Арестанты на палубе

После отплытия корабля из Одессы с преступников снимали кандалы и так везли до Сахалина. Днем арестанты под караулом посменно гуляли по палубе. Остальное время они проводили в своих помещениях под палубой.

Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Индо-Китайское море. Арестанты-мужчины на верхней палубе парохода «на прогулке»

Часто у арестантов случался тепловой удар или они заболевали инфекционными болезнями, умерших хоронили в море, завернув в брезент и привязав к ногам колоскик.

ill_people
ill_people
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Больные тепловым ударом. Красное море
pohoroni_red_sea
pohoroni_red_sea
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Больные тепловым ударом. Красное море

Поездка от Одессы до Сахалина занимала, обычно, более месяца. После приезда на остров, арестантов сдавали местному начальству.


Видовые фотографии помещены на листах 4 об. — 9 об.: Корсаковский пост, Японское консульство в поселке, избы поселенцев в деревне Соловьевка, река Александровка, пристани для приема угля и поселок Дуе, почта на собаках, селение гиляков — многие из снимков датированы 1889 годом.

kp_112_019
kp_112_019
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сахалин. Поселок Корсаковский. Изба поселенца в деревне Соловьевка
kp_112_021
kp_112_021
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сахалин. Река Александровка близ Александровского поста
kp_112_024
kp_112_024
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сахалин. Дуе. Путь к пристани. Деревянные срубы для каменного угля, вынутого из шахт
kp_112_028
kp_112_028
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сахалин. Александровский пост. Здание почты и собачья упряжка, развозящая почту
kp_112_029
kp_112_029
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сахалин. Селение гиляков близ Алексеевского поста

Следующие листы альбома посвящены видам Владивостока 1889 года; Японии, Китая, Сингапура, Индии, Англии (Нью-Кастл), Кронштадта, Греции (Афины), Франции (Париж), а также фотографиям русской императорской яхты «Штандарт» в Ливадии, австрийскому пароходу «Марс», потопленному в Босфоре «Костромой» и др.

kp_112_031
kp_112_031
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Владивосток. Панорама, 1889
kp_112_051
kp_112_051
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Татуировка руки пассажира Паскевича. Япония, Нагасаки, 1889
kp_112_052
kp_112_052
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Китай. Город Аньцин район Инцзян. Вид с реки Янцзы на пагоду Чжэньфэн, 1889
kp_112_062
kp_112_062
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Сингапур. Продавец раковин, сидящий на краю лодки. Подпись чёрными чернилами под снимком «Въ Сингапурѣ - лодка съ раковинами. Всѣ раковины продаетъ за 5 рубл. (было раньше а теперь - рублей 25-30.)», 1889
kp_112_072
kp_112_072
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Англия. Ньюкасл-апон-Тайн. Вокзальная площадь. Памятник Джорджу Стефенсону. Около 1890 года
kp_112_101
kp_112_101
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Ar. Rhomaïdès; Европа. Греция, Афины. Панорама города (первая часть). Около 1890 года
kp_112_082
kp_112_082
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Россия. Кронштадт. Каток. (предположительно Итальянский пруд), на заднем плане – Итальянский дворец. Около 1890 года
kp_112_097
kp_112_097
Сахалин — Одесса — Ньюкастл. 1888–1890. Шри-Ланка (Цейлон). Канди. Панорама города. На среднем плане справа – здание почты (?), за ним – тюрьма Богамбара. На заднем плане видно озеро Богамбара и комплекс Храма Зуба Будды. Около 1890 года

Огромный исторический интерес представляет альбом, созданный неизвестным членом экипажа в 1929–1930 годах и названный «Экспедиция на ледоколе "Георгий Седов”». Наклеенные на альбомные страницы 73 бромсеребряных отпечатка были подписаны одним из участников зимовки, что позволило точно атрибутировать многие фотографии.


Экспедицию к Земле Франца-Иосифа на ледоколе «Георгий Седов» возглавлял Отто Юльевич Шмидт, координировавший в 1920–1930-х годах работу по освоению Арктики. В 1929–1930 годах на ледоколе «Георгий Седов» было организовано две экспедиции. Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов была обустроена научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли.

В альбоме представлены пейзажи Арктики, портреты участников экспедиции, интерьеры кают, оснащение корабля и бытовые сцены жизни экспедиции.

012_054
012_054
Экспедиция на ледоколе «Георгий Седов». Шары-пилоты, 1929
kp_012_003
kp_012_003
Экспедиция на ледоколе «Георгий Седов». Капитан ледокола «Седов» В. И. Воронин, 1929
kp_012_005
kp_012_005
Экспедиция на ледоколе «Георгий Седов». Общий вид ледокола у берега, 1929
kp_012_044
kp_012_044
Экспедиция на ледоколе «Георгий Седов». В бухте за скалой Рубини-рок. Россия, 1930

Большой интерес представляет приобретенный недавно альбом фотографов С. А. Кулакова и К. Е. Некипелова «На Прокопиевском прииске». Биографические данные по авторам фотографий этой коллекции в настоящее время уточняются, известно, что часть снимков, представленных в альбоме, была впоследствии выпущена в виде открыток, а сами снимки были сделаны с 1900 по 1904 год (в этом году сгорела церковь Всех Святых, находившаяся на прииске, в альбоме — две фотографии ее интерьера и внешнего вида).


kp_109_004
kp_109_004
Общий вид церкви Всех Святых

С. А. Кулаков, Н. Е. Некипелов

Восточная Сибирь, 1900–1904
kp_109_005
kp_109_005
Внутренний вид церкви Всех Святых

С. А. Кулаков, Н. Е. Некипелов

Восточная Сибирь, 1900–1904

Большинство снимков альбома было сделано в поселке, четыре страницы посвящены золотодобыче, на многих фотографиях — групповые портреты местных жителей, а также экспедиции, предпринятой первым штатным геологом Сибири В. А. Обручевым в 1902 году в долину реки Бодайбо.

kp109:023
kp109:023
Работы на Прокопьевском прииске

С. А. Кулаков, Н. Е. Некипелов

Восточная Сибирь, до 1904 года
kp109:012
kp109:012
Групповой портрет

С. А. Кулаков, Н. Е. Некипелов

Восточная Сибирь, до 1904 года

Прокопьевский прииск особенно интересен тем, что золотоносная россыпь разрабатывалась с помощью большого открытого разреза, что видно на многих фотографиях. Река Бодайбо была трудной для освоения, т. к. золото здесь лежало на глубине 30–60 метров в сильно водоносных песках.

Владимир Афанасьевич Обручев, посетивший эти места в 1891 и 1902 годах, в книге «Мои путешествия по Сибири» писал: «…долина р. Бодайбо выше и ниже большого разреза представляла так называемые эпигенетические участки, т. е. участки, более молодые по времени своего образования, чем остальные, в частности большой разрез. Ниже этого разреза река текла на некотором протяжении в “щеках”, т. е. в узкой долине с крутыми склонами, на которых выступали скалы коренных пород; выше и ниже этих щек долина гораздо шире и склоны ее пологи и лишены скал… Выше разреза р. Бодайбо также текла в кривом неглубоком ущелье».

На листах 13, 14, 18 портреты В. А. Обручева (предположительно) и сопровождавших его в 1902 году Л. Я. Лурье и П. И. Преображенского.

В. А. Обручев (предположительно), Л. Я. Лурье и П. И. Преображенский.
С. А. Кулаков, Н. Е. Некипелов
Восточная Сибирь, 1902

Альбомы путешествий являются уникальными историческими памятниками и имеют значительную историко-художественную ценность.

Видовая фотография городов и архитектурных достопримечательностей

Большой раздел фотографий конца XIX — начала XX века, хранящихся в фондах РОСФОТО, посвящен архитектурным объектам. Сюда можно отнести не только фотографии двух столиц — Москвы и Петербурга, но и снимки Пскова, Новгорода, Ярославля и других русских городов, а также монастырей и отдельных церквей. Фотографии архитектурных памятников являются ценными историко-культурными документами.


В первую очередь необходимо упомянуть альбом с видами Москвы, выпущенный издательством «Аванцо» в конце 1890-х годов. Фотограф и предприниматель Аванцо Жан Батист (1853–?), австрийский подданный, владелец известного художественного салона на Кузнецком мосту в Москве, специализировался на видовой городской съемке. В альбом вошли ставшие классикой виды Красной Площади, Кремля, снимки знаменитых Царь-колокола и Царь-пушки.


Издательство Б. Аванцо. Царь-пушка. Москва, 1890-е


Прекрасная серия цветных видовых фотографий цюрихской фирмы «Фотохром», выполненных в 1890–1910-х годах, была совсем недавно приобретена в коллекцию РОСФОТО. Издательство специализировалось на производстве видовых фотографий — жанре, ставшем очень популярным с развитием во второй половине XIX века туризма, и работало с разными фотографами, которые по заказу фирмы и отвечая спросу путешественников снимали местные достопримечательности во многих европейских столицах и крупных городах.


Видовые фотографии имели огромный успех, заменив собой аналогичную продукцию литографов и граверов. Среди фотографий серии, вошедших в собрание РОСФОТО — виды Московского Успенского собора, Храма Христа Спасителя и Каменного моста, Торговых рядов, Вознесенского и Страстного монастырей.


kp_195_001
kp_195_001
Издательство Photochrom Zurich. Успенский собор, Москва, 1890–1910-е
kp_195_002
kp_195_002
Издательство Photochrom Zurich. Храм Христа Спасителя и Каменный мост, Москва, 1890–1910-е
kp_195_003
kp_195_003
Издательство Photochrom Zurich. Главный вход Торговых рядов. Москва, 1890–1910-е
kp_195_005
kp_195_005
Издательство Photochrom Zurich. Вознесенский монастырь. Москва, 1890–1910-е

В фондах центра также хранятся фотографии, выпущенные московской фирмой «Дациаро».

Издательство Дациаро. Воскресенские (Иверские) ворота. Москва, 1890-е

Джузеппе Дациаро (1806–1865) приехал в Россию из Италии и основал собственное издательское дело. К началу 1830-х годов он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади. Успех предприятия уготовил ему долгую жизнь — после смерти Джузеппе издательское и торговое дело продолжили его сыновья Иосиф и Александр. Они активно использовали появляющиеся новые технологии, в частности, одними из первых начали печатать серии видовых фотографий Санкт-Петербурга и Москвы. Среди сохраняемых нами снимков стоит упомянуть «Внутренний интерьер главного нефа Храма Христа Спасителя в Москве» и др.


Еще один замечательный фотограф нерусского происхождения, посвятивший часть своей деятельности фотосъемкам Москвы, чьи работы находятся теперь в собрании РОСФОТО, Юлий Христиан Мебиус (годы жизни неизвестны) — прусский подданный, уроженец г. Шварцбурга, начинал работать у своего брата-фотографа Фридриха Гюнтера Мебиуса — их ателье находилось в Москве на Лубянке в доме Мосолова. В августе 1880 года ателье перешло к Юлию Христиану Мебиусу. В 1881 году Ю. Х. Мебиус участвовал во Всероссийской фотографической выставке в Москве и был награжден бронзовой медалью.

В августе 1882 года, одновременно с фотомастерами И. Г. Дьяговиченко и А. И. Меем, Ю. Х. Мебиус фотографировал виды улиц, архитектурные памятники, в том числе Кремль и его достопримечательности, монастыри и соборы.

kp_107_009
kp_107_009
Церковь преподобного Иоанна Лествичника

Ю. Х. Мебиус

Москва, 1882
kp_107_003
kp_107_003
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому

Ю. Х. Мебиус

Москва, 1882
kp_107_006
kp_107_006
Румянцевский музей

Ю. Х. Мебиус

Москва, 1882

Он принял участие в конкурсе, объявленном Н. А. Найденовым, на лучшие фотографии, которые должны были войти в посвященный Москве альбом. В 1888 году Ю. Х. Мебиус участвовал в организации юбилейной Всероссийской фотографической выставки в Москве и был членом ее экспертной комиссии.

В конце 1892 года его фотоателье на Лубянке было продано австрийскому подданному Адольфу Филипповичу Рихтеру с условием сохранения названия фирмы «Ю. Мебиус».

В 1877 году известный московский предприниматель, банкир и краевед Николай Александрович Найденов (1834–1905) внес в Городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 году Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы.


На средства и при непосредственном участии Н. А. Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Первопрестольной. Фотографии Москвы, сделанные по инициативе Н. А. Найденова в 1880–1890-х годах москвичами М. Н. Шерером и Г. И. Набгольцем, а также петербуржцем Алексеем Рейнботом, пополнили в 2011 году собрание РОСФОТО.


Небольшой фонд фотографий, выполненных выдающимся московским мастером светописи П. П. Павловым в начале XX века, поистине является украшением и гордостью РОСФОТО. Сюда вошли ставшие уже хрестоматийными фотографии Сухаревской башни, Триумфальных ворот, Петровского замка, Красной площади и Новодевичьего монастыря.


kp061_014_5446
kp061_014_5446
Улица Сретенка. Вид на Сухареву башню

П. П. Павлов

Москва, 1898–1900
kp061_015_5447
kp061_015_5447
Триумфальные ворота на Тверской улице

П. П. Павлов

Москва, 1898–1900
kp061_010_5442
kp061_010_5442
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

П. П. Павлов

Москва, 1898–1900
kp061_005_5437
kp061_005_5437
Вид Красной площади

П. П. Павлов

Москва, 1898–1900
kp061_002_5434
kp061_002_5434
Петровский дворец

П. П. Павлов

Москва, 1898–1900

Павлов Петр Петрович (1860–1924) родился в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 году приехал в Москву из Петербурга. Устроился в известную фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», принадлежавшую в то время А. Мею и М. Шиндлеру, и проработал здесь десять лет.


Делая на первых порах преимущественно портреты, Петр Петрович постепенно расширяет сферу своих профессиональных интересов. С 1898 года он проводит съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы по заданию Императорского Московского археологического общества и его комиссии «Старая Москва».


В 1899 году по соседству со своей фотомастерской открывает фототипию (безрастровая плоская печать иллюстраций, изобретенная в 1855 году французским химиком А. Пуатвеном). Выполненные на высоком профессиональном уровне, снимки П. П. Павлова пользовались большой популярностью у современников. Он получал многочисленные заказы от российских торговых фирм, плодотворно сотрудничал с труппами московских театров. Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества (с 1894). В 1896 году его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, удостоившись бронзовых медалей. С 1900 по 1913 год Павлов становится членом ревизионной комиссии РФО. Переехав в 1914 году на Петровку (дом № 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924). Похоронен фотограф у деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии.


Обширное и малоизученное наследие еще одного московского фотографа А. А. Иванова-Терентьева на протяжении нескольких лет собиралось и изучалось сотрудниками центра. В трех коллекциях автора снимки Москвы, Новгорода, Московской, Новгородской, Псковской губернии, а также Ярославля, созданные в период 1909–1915 годов. На некоторых фотографиях на оборотной стороне имеется штамп автора.


Снимки Пскова и Новгорода датируются 1909 годом — временем поездки комиссии Московского архитектурного общества, возглавляемой В. А. Поповым, в которую входил и А. А. Иванов-Терентьев. Фотограф фиксирует общий вид и детали архитектурного убранства памятников Новгорода Великого (Софийский собор, церковь Спасо-Преображения на Нередице, ворота Знаменского монастыря, церковь Николая Чудотворца на Липне и др.), Изборска (церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского) и Пскова (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, церкви Нерукотвороного Образа Иисуса Христа, Воскресения Христова со Стадища, Меньшиковские и Поганкины палаты, башни и звонница Псково-Печерского монастыря и др.).

kp_059_006
kp_059_006
А. А. Иванов-Терентьев. Новгород Великий. Церковь Спаса Преображения на Нередице (1198) вид с юго-востока. 1909
kp_059_008
kp_059_008
А. А. Иванов-Терентьев. Новгород Великий. Церковь св. Иоанна Богослова на Витке (в Радоковицах), 1383–84. 1909
kp_059_022
kp_059_022
А. А. Иванов-Терентьев. Псков. Церковь преподобного Сергия Радонежского с Залужья (1582–1589), 1909

На многих снимках Иванова-Терентьева сохранен облик утраченных или частично перестроенных архитектурных сооружений. Так, запечатлены уничтоженные во время Второй мировой войны постройки в имении Грузино под Новгородом, здание аптеки Медицинского факультета Московского университета на ул. Моховой, дом Гагарина на Новинском бульваре, Чайный (Музыкальный) дом в усадьбе Усачевых-Найденовых «Высокие горы» на Земляном валу, снесенные во время реконструкций Москвы, а также перестроенная позднее церковь Св. Софии на Миусском кладбище.

kp042_005_4262
kp042_005_4262
Усадьба Усачевых-Найденовых «Высокие горы». Чайный дом

А. А. Иванов-Терентьев

Москва, 1910–1912
kp042_009_4266
kp042_009_4266
Новинский бульвар. Дом Гагарина

А. А. Иванов-Терентьев

Москва, 1910–1912
kp042_096_4353
kp042_096_4353
Имение Е. П. Глебовой-Стешневой. Елизаветино. Ванный домик

А. А. Иванов-Терентьев

Москва, 1910–1912
kp042_103_4360
kp042_103_4360
Имение Аракчеева Грузино. Главный усадебный дом

А. А. Иванов-Терентьев

Новогородская обл., 1909

Александр Алексеевич Иванов-Терентьев (1875 — после 1935) — фотограф, архитектор, член Русского фотографического общества с 1909 года, а также член Московского архитектурного общества и Комиссии по изучению старой Москвы при Императорском археологическом обществе. Участник и призер многих фотографических конкурсов. Известен более как фотограф-пиктореалист.


В коллекции РОСФОТО бережно хранятся редкие фотографии Пскова, Новгорода, Ржева и иных удивительных по своей красоте «малых» городов России, которые запечатлели на рубеже веков О. И. Парли, Н. А. Зауэрвейд, А. Герман, а также другие пока еще малоизученные авторы.


Одно из самых ранних приобретений РОСФОТО — папка с превосходной подборкой из 80 фотографий, выполненных в самом начале XX века О. И. Парли. В папку вошли переснятый план Пскова 1581 года, план Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, панорама монастыря от реки Великой, два снимка с фасадами главного монастырского храма и 74 фотографии фресок этого храма, которые были «раскрыты» в процессе реставрации.


kp007_001_739
kp007_001_739
Фотокопия плана Пскова 1581 года

О. И. Парли

До 1903 года
kp007_000
kp007_000
Обложка альбома
kp007_038_776
kp007_038_776
Фреска дьяконника Спаса-Преображенского собора Мирожского монастыря «Архангел Михаил»

О. И. Парли

До 1903 года
kp007_062_800
kp007_062_800
Фрески юго-западного паруса Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

О. И. Парли

До 1903 года
kp007_002_740
kp007_002_740
Фотокопия плана Спасо-Преображенского собра Мирожского монастыря

О. И. Парли

До 1903 года
kp007_003_741
kp007_003_741
Вид Мирожского монастыря с р. Великой

О. И. Парли

До 1903 года
kp007_005_743
kp007_005_743
Общий вид западного фасада Спаса-Преображенского собора Мирожского монастыря

О. И. Парли

До 1903 года

Автор снимков — Парли Отто-Иоганн (Отто Иванович; 1867 — после 1926) родился в Риге, русский подданный, немец по национальности, переехал в Псков в 1893 году. В 1893 году был приглашен к сотрудничеству вдовой псковского фотографа И. В. Дмитриева (1886) Юлией Адамовной, сохранившей ателье мужа. В 1898 году ателье полностью перешло в собственность О. И. Парли.

Парли занимался портретной и видовой съемками, сохранились его фотографии псковских улиц, интерьеров, отдельных зданий. Издавал открытки, альбомы. С 1900 по 1914 год Парли сотрудничал с Псковским археологическим обществом (ПАО), фотографировал членов общества, занимался съемкой археологических находок и псковских достопримечательностей. В 1911 году за заслуги перед ПАО Парли был избран его почетным членом.

В книгу «Спутник по древнему Пскову», выпущенную в 1911 году Н. Ф. Окуличем-Казариным, секретарем и хранителем музея ПАО, исследователем и популяризатором псковских древностей, вошли 64 снимка Парли. Издание было настолько популярно, что тираж разошелся полностью, в 1913 году книга была переиздана. К 1100-летнему юбилею Пскова в 2003 году было подготовлено третье издание.


Коллекция фотографий с видами памятника 1000-летия Руси в Новгородском кремле была выполнена санкт-петербургским фотографом Николаем Александровичем Зауэрвейдом (1836, Санкт-Петербург — 1866), вскоре после его установки в 1862 году.


Новгород. Памятник 1000-летия Руси
Н. А. Зауэрвейд
1862-1864


Видам города Ржева, привольно раскинувшегося по обоим берегам Волги посвящена небольшая, но живописная коллекция снимков, сделанных в 1880-е годы фотографами В. П. Федотовым и А. Германом. Многочисленные храмы Дмитровской и Федоровской стороны, деревянные предместья, мосты, площади, торговые ряды и удивительные по своей красоте панорамы, снятые с многочисленных городских колоколен — вот неполный список того, чем богата эта коллекция.


Князь-Дмитриевская сторона. Панорама реки Волги: Иверская часовня, городская дума, главная пожарная часть, собор Успения Божьей Матери
В. П. Федотов
Ржев, 1880-е

Сведения о фотографах коллекции разрознены и пока изучены мало. Известно, что фотоателье А. Германа (даты жизни неизвестны) находилось на берегу Волги и в настоящее время не сохранилось, сведения о фотомастерской прослеживаются до 1920-х годов. Фотограф занимался портретной и пейзажной съемкой (его панорамные снимки были выпущены в виде открыток) и, по мнению ржевских краеведов, помогал во время съемок в 1910 году С. Прокудину-Горскому (1863–1944), т. к. некоторые ракурсы, снятые в Ржеве Проскудиным-Горским, в точности повторяют ракурсы снимков А. Германа. Сведений о фотографе В. П. Федотове пока не обнаружено.


Снимки нижегородского фотографа М. П. Дмитриева появились в собрании РОСФОТО в 2010–2012 годах. Среди них следует упомянуть раннюю работу начала 1880-х годов, сделанную в Москве — «Внутренний вид Верхних торговых рядов», а также виды Нижнего Новгорода — церковь Жен мироносиц на Лыковой дамбе (снимок сделан до 1912 года); плакшкоутный мост, соединяющий правый и левый берег Оки (1886), Ярмарочная набережная и собор Александра Невского (1900-е), Рождественская улица и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1890-е).


kp_191_002
kp_191_002
Лыкова дамба

М. П. Дмитриев

Нижний Новгород, 1912
kp_191_006
kp_191_006
Рождественская улица

М. П. Дмитриев

Нижний Новгород, 1890-е
kp_191_004
kp_191_004
Ярмарочная набережная

М. П. Дмитриев

Нижний Новгород, 1900-е

Максим Петрович Дмитриев (1858–1948) — один из основателей русского фоторепортажа, запечатлел все важные события нижегородской жизни рубежа XIX–XX веков. Его фотографии пользовались спросом у многих издателей. Прекрасные жанровые сцены, нижегородские панорамы, виды других волжских городов и монастырей, «типы местного населения» использовались как иллюстративный материал во многих изданиях Русского географического общества.


В коллекции РОСФОТО находятся ценные историко-культурными документы — видовые снимки архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, многие из которых не сохранились до нашего времени или были сильно изменены.


Так, была взорвана после революции единоверческая церковь на Захарьевской улице, перестроена церковь Пантелеймона Целителя при лечебнице душевнобольных на Удельной, исчезли практически все интерьеры особняков, дворцов и соборов.

Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург, 1891


«Петербургская» часть архитектурных фотографий в фондах РОСФОТО представлена произведениями таких выдающихся фотосалонов, как «Шерер, Набгольц и Ко», ателье «К. К. Буллы», а также многими другими снимками, авторство которых еще предстоит уточнить.


Самыми первыми фотографиями, приобретенными в коллекцию центра, были снимки Казанского и Исаакиевского соборов, Царского Села и Петергофа, выполненные петербургским фотографом А. Лоренсом в 1855–1870 годах. Работы этого выдающегося мастера светописи регулярно поступают в фонды РОСФОТО.


kp001_003_L2_003
kp001_003_L2_003
Собор Святого Исаакия Далмацкого

А. Лоренс

Санкт-Петербург, 1860–1870-е
kp001_004_L2_004
kp001_004_L2_004
Собор Казанской иконы Божией матери

А. Лоренс

Санкт-Петербург, 1860–1870-е
kp001_001_L1_001
kp001_001_L1_001
Внутренний двор Екатерининского дворца в Царском селе

А. Лоренс

1870–1880-е
kp001_002_L1_002
kp001_002_L1_002
Чернышев (Ломоносова) мост через Фонтанку

А. Лоренс

Санкт-Петербург. 1870–1880-е
kp001_005-006_L3_56
kp001_005-006_L3_56
Памятник Николаю I. Статуя «Амур и Психея» в Летнем саду

А. Лоренс

Санкт-Петербург. 1870–1880-е

Еще одна заслуживающая внимания и дальнейшего изучения коллекция — фотографии интерьеров Петропавловского собора, датируемая 1894–1900 годами. Автор снимков — Василий Петрович Сабанеев (1820–1903), плац-майор Петропавловской крепости, штаб-офицер Комендантского управления, ктитор Петропавловского собора.


Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости — усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко (Доменико Трезини, 1712–1733), в 1919 году был закрыт, в 1924 году превращен в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII века (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было передано в другие музеи.


Снимки коллекции показывают многочисленные ракурсы интерьера Петропавловского собора дореволюционного периода: иконостас с местными иконами, заалтарное пространство, нефы с могилами русских императоров, императриц, великих князей и княжон, целостное убранство храма, сформировавшееся к началу XX века.

Вид на правый придел иконостаса и могилы
В. П. Сабанеев
Санкт-Петербург, 1890-е

Эти и многие другие коллекции, бережно сохраняемые в фондах РОСФОТО, являются уникальными визуальными документами по истории русской архитектуры.

Частные фотографические архивы, подносные, выпускные и семейные альбомы

В Государственный музейно-выставочный центр на протяжении десяти лет его существования передаются из учреждений, жертвуются частными лицами и приобретаются сотрудниками частные фотографические архивы, подносные, выпускные и семейные альбомы. Эта постоянно пополняемая часть фонда пользуется популярностью не только у российских исследователей, но и у наших зарубежных коллег.

Среди уникальных альбомов особое место занимают семейные архивы Левиных-Радловых, Кононовых, Владимирова и семейные альбомы Добужинских и Сафроновых.


Альбом семьи Добужинских был передан в РОСФОТО в 2010 году из Росохранкультуры. Его привезла из Праги Анастасия Васильевна Копршивова, внучка С. В. Макарова, в семье которой альбом сохранялся многие годы. Альбом был привезен в Прагу до 1938 года одним из Рябушинских (Владимиром или Степаном Павловичем), до того времени жившим в Таллине. Рябушинский оставил альбом у своего друга, книжного иллюстратора Николая Васильевича Зарецкого. В 1951 году Зарецкий переехал в Париж, а альбом остался в канцелярии профессорского дома. Предположительно оттуда его забрал Петр Петрович Кириллов, а затем передал его С. В. Макарову, другу семьи Добужинских.


Альбом содержит 497 фотографий, из которых 483 наклеены на 44 листа альбома; 14 фотокарточек формата «визит» при получении альбома были вложены на пустой лист № 37; там же находилась одна визитная карточка брата отца Мстислава Добужинского с надписью: «Петръ Осипович Добужинскiй Поварской пер. 12».

На многих страницах альбома под, над и рядом с фотографиями имеются карандашные и чернильные надписи (вероятно, двумя разными почерками), содержащие имена, даты и краткие биографические данные о представленных в альбоме персонажах.

На протяжении двух лет ведется кропотливая работа по реставрации и атрибуции фотографий этого уникального собрания. Химической лабораторией РОСФОТО был исследован состава бумаги и клея, использованных в альбоме; реставраторский отдел провел первичное обеспыливание и очистку снимков и альбомных листов. Принятый на хранение альбом был описан в отделе хранения. Совместно с сотрудниками национальной библиотеки Литвы им. Мартинаса Межвидаса была проведена работа по сверке и атрибуции фотографий. В настоящее время известно около 75% представленных в альбоме персонажей.

При изучении альбома было обнаружено, что некоторые листы, как и некоторые фотографии, были некогда изъяты: следы от листов видны в переплете, а следы от отклеенных фотографий хорошо «читаются» по остаткам клея и по «теневым отпечаткам» на оборотах некоторых страниц.

Предположительно, данный альбом составлялся двумя авторами: отцом Валерианом Петровичем Добужинским, генерал-лейтенантом артиллерии и его сыном Мстиславом Валериановичем Добужинским — известным графиком и театральным художником.

В него включены фотографии не только четырех поколений многочисленного семейства Добужинских, но и родственников Мстислава Добужинского со стороны его матери — оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Софийской (по второму мужу — Мухиной), а также портреты гимназических друзей, армейских сослуживцев, слуг. Самые ранние снимки, судя по надписям, можно датировать 1856 или 1858 годом, самые поздние — сентябрем 1917 года.

dobuzh
dobuzh
Любительский снимок: Мстислав Добужинский, его мать Елизавета Тимофеевна и его сыновья — Ростислав (род. в 1903 году) и Всеволод (1905) на балконе дома на Дровяном переулке в Коломне, Санкт-Петербург, около 1910 года
kp_125_l4
kp_125_l4
К. Бергамаско. Студийный портрет матери Мстислава Валериановича Добужинского - Елизаветы Тимофеевны Добужинской (в девичестве Софийской) в сценическом костюме (предположительно в роле Зибеля в опере Гуно «Фауст»)
dobuzh2
dobuzh2
Студийный портрет Валерьяна Петровича Добужинского, 1877
dobuzh5
dobuzh5
Елизавета Тимофеевна Добужинская
dobuzh7
dobuzh7
dobuzh4
dobuzh4
dobuzh3
dobuzh3
dobuzh8
dobuzh8
dobuzh6
dobuzh6

Альбом имеет уникальное историко-культурное значение и нуждается в дальнейшем изучении, реставрации и специальном хранении с возможностью последующего экспонирования.


Большой интерес представляет альбом семьи Сафоновых. К альбому приложена родословная, созданная неизвестным членом этого старинного дворянского рода.


На оборот первого листа альбома наклеен, предположительно, карандашный портрет Лидии Николаевны Милюковой (Сафоновой), созданный Григорием Васильевичем Сорокой (1823–1864) в 1840 году. Старшая дочь помещика Н. П. Милюкова — Лидия Николаевна — родилась в 1832 году в имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой же усадьбе на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. В 1853 году Лидия Милюкова вышла замуж за поручика С. В. Сафонова. Во втором браке была за Н. Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой и перешло впоследствии имение Островки.

kp_079_208
kp_079_208
Братья Игорь и Борис Сергеевичи Сафоновы. Москва, 1925
kp_079_165
kp_079_165
Групповой портрет детей, среди которых Игорь и Борис Сергеевичи Сафоновы. 1914
kp_079_129
kp_079_129
Иван Феолемптович Самолетов и Мария Васильевна Самолетова (ур. Сафонова), 1910
kp_079_120
kp_079_120
Мария Георгиевна Сафонова с неизвестной девочкой, 1908–1909
kp_079_092
kp_079_092
Сергей Васильевич и Мария Георгиевна Сафоновы в саду дома Гольденштейнов

Тверь, 1908
kp_079_086
kp_079_086
Сергей Васильевич, неизвестная, Екатерина Александровна Сафонова (ур. Красуцкая) и Анатолий Николаевич Сафонов

Барановичи, «Скобелевский лагерь», 1906
kp_079_089
kp_079_089
С. Г. Гольденштейн и ее сын, М. Г. Сафонова и ее супруг Сергей Васильевич, Георгий Николаевич Гольденштейн и его жена Надежда

Тверь, 1906
kp_079_022
kp_079_022
Василий Сафонов и его сводные братья Левенталь, 1892
kp_079_021
kp_079_021
Мария Васильевна Сафонова с супругом Василием Сергеевичем, детьми Екатериной и Сергеем и отцом — Василием Николаевичем Волдовским

Витебск, 1888
kp_079_l3
kp_079_l3
Сергей Васильевич Сафонов (1885); В. С. Сафонов. Витебск; Е. И. Валдовская, 1886
kp079_Л2_L02obR
kp079_Л2_L02obR
Верхний ряд: Вера Константиновна Крокуцкая (Сафонова), Барановичи, «Скобелевский лагерь»; Василий Сергеевич Сафонов; Наталья Николаевна Левенталь
kp_079_l1_1
kp_079_l1_1
Г. В. Сорока. Карандашный портрет Лидии Милюковой, 1840

Сын Лидии Николаевны — Василий Сергеевич Сафонов (лист 1, 1875; лист 9, 1877; лист 3 об. — В. С. Сафонов со своими сводными братьями Левенталь, 1892 и др.) — был поручиком лейб-гвардии Атаманского полка. В 1865 году шефом полка был назначен цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. Служившие в полку офицеры были по большей части люди небогатые. Всю свою жизнь они посвящали армии.

Особый исторический интерес представляют снимки на листе 2 — «1878 г. Турецкая война. Дом наследника» — редкий групповой портрет, на котором запечатлены цесаревич Александр Александрович, Тотлебен, Стюрлер, Ванновский, Радионов, Зарубаев, Гирш, Васильковский, Мартынов, Оболенский, Барятинский, Драгоман-Максимов, Карачев, Симвулюд, Поленов, Пичугин, Левицкий, Фредерикс, Шереметев, Олсуфьев, Степанов, Суходольский, Страхов, Плец, Стенбок-Фермор.

Турецкая война. Дом наследника, 1878

Последний датируется 1 февраля 1878 года, когда Цесаревич Александр Александрович уезжал из действующей армии в Петербург. На крыльце его Брестовецкого дома собрались все офицеры полка, чтобы пожелать доброго пути своему шефу. В 10 часов утра в походной форме наследник, попрощавшись, отбыл в сопровождении двадцати полковых офицеров, среди которых, предположительно, был и Василий Сафонов, к Дунаю. После его отбытия Рущукский (Восточный) отряд под свое командование принял генерал-адъютант Тотлебен.

 


Биографии остальных членов семьи Сафоновых, представленных на фотографиях альбома — Георгия Николаевича и Марии Георгиевны Гольденштейн, Дмитрия Николаевича Сафонова, плававшего на « Жемчуге» в 1900-е годы; Екатерины Александровны и Анатолия Николаевича, Бориса Сергеевича Сафоновых, Е. И. Волдовской и других членов этого знаменитого рода — еще ждут подробного исследования.

kp_079_069
kp_079_069
Портрет Дмитрия Николаевича Сафонова, 1900-е
kp_079_241
kp_079_241
Портрет братьев Бориса и Игоря Сергеевичей Сафоновых, 1928

Среди семейных архивов, переданных на хранение в РОСФОТО, представляет несомненных художественный и научный интерес архив художника И. А. Владимирова. 56 бромсеребрянных авторских отпечатков и 94 пленочных негатива были сделаны в разные годы художником Иваном Алексеевичем Владимировым (1869–1947) — талантливым живописцем, графиком и педагогом, членом различных художественных объединений, заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Парный детский портрет И. А. Владимиров 1910-е



Архив семьи Левиных-Радловых — 258 стереографических фотографий, 108 негативов на стекле, 35 негативов на пленке, датируемых 1890–1910 годами, был передан в РОСФОТО Лидией Левиной, внучкой Б. Ю. Левина — известного советского астронома. Большая часть архива содержит негативы и стереопары, снятые, видимо, во время экспедиции в Китай и Монголию, которая могла быть организована В. В. Радловым (Прим. — снятые во время Русско-японской войны 1904–1905 годов).


Радлов Василий Васильевич (1837–1918) — российский востоковед, ориенталист, этнограф и педагог, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов.

Многие фотографии имеют подписи на бланках, что позволяет установить некоторые места прохождения экспедиции. Это — Гирин, Цай-цза-гау, Куангендзы, Шуан-ге-ну, р. Сунгари.

kp_009_224
kp_009_224
Стереопара с изображением русского офицера, сидящего в коляске китайского рикши. На обороте надпись чернилами от руки «Рикша. <.....> Апрель 1906»
kp_009_218
kp_009_218
Стереопара с изображением интерьера магазина. На обороте надпись чернилами от руки «Внутренний видъ китайской лавки. Шуан-ге-пу 1905. Iюнь»
kp_009_229
kp_009_229
Стереопара с изображением распилки бревен китайскими рабочими. На обороте надпись чернилами от руки «Китайскiе пильщики (на берегу Сунгари). Гиринъ. Iюнь 1906»

В коллекции имеются фотооткрытки, выпущенные фирмой «Шерер и Набгольц и Ко», запечатлевшие сцены Русско-японской войны, в основном, Мукденского сражения 19 февраля — 10 марта 1905 года.

kp_009_144
kp_009_144
Шерер, Набгольц и Ко, издательство А. Б. Карпова. Летучий отряд Красного креста Московского кредитного общества. Москва, 1906
kp_009_147
kp_009_147
Шерер, Набгольц и Ко, издательство А. Б. Карпова. Мукденские бои в феврале. Сифонтай. Орский полк окапывается. Москва, 1906

Еще одна часть архива Левиных-Радловых — семейные фотографии и пейзажи.

kp_009_393
kp_009_393
Парный портрет. 1900-е
kp_009_310
kp_009_310
Стереопара. Дети на пляже. 1900-е

Портрет химика-реставратора В. Н. Кононова
М. С. Наппельбаум
Петроград, 1910–1919

Архив химика и реставратора В. Н. Кононова (1882–1958) преподавателя Высшего Петроградского института фотографии (1919–1923), Высших педагогических и сельскохозяйственных курсов (1920–1930-е) включает в себя снимки, выполненные разными авторами, в разных техниках и охватывает период с 1870-х по 1940-е годы. Это портреты членов семьи Кононова, его коллег, пейзажные фотографии, выполненные его дочерью Вероникой Владимировной, а также работы студентов института фотографии.

Наряду с любительскими отпечатками, среди снимков коллекции можно встретить работы выдающихся фотографов XX столетия — М. С. Наппельбаума, Г. А. Фишера, И. Мантейфеля и других, а также групповые снимки студентов перечисленных учебных заведений.

Хранящиеся в РОСФОТО семейные собрания фотографий нуждаются в дальнейшем изучении, уточнении некоторых датировок, биографических сведений о персонажах, имен фотографов и названий ателье, в которых были сделаны профессиональные снимки, а также атрибуции изображений.

Не менее интересный раздел подносных и выпускных альбомов обширен и постоянно пополняется, в кратком обзоре невозможно охватить весь объем материала, находящегося в фондах центра, поэтому мы ограничимся упоминанием лишь некоторых особо примечательных экземпляров.


К «медицинскому» разделу этого собрания можно отнести альбом «Императорской Военно-медицинской академии. Выпуск врачей 1912 г.», состоящий из 12 листов, оформленных в технике коллажа, с каждой стороны которых наклеены фотографии. Всего в альбоме 24 снимка. На последнем альбомном листе оттиск мастерской К. К. Буллы.


В 1912 году Военно-медицинскую академию (ВМА) закончили такие выдающиеся деятели российской медицины, как Семен Семенович Халатов (1884–1951) в будущем — профессор, заслуженный деятель науки (он и его ученики внесли значительную лепту в историю отечественной паразитологии); Леонид Михайлович Исачев (1886–1964), который уехав в 1922 году в Бухару, основал первый в Средней Азии Тропический институт.

Снимки в альбоме имеют подписи, в настоящее время выясняется, кому из выпускников принадлежал альбом, расшифровываются подписи под портретами и уточняются биографические данные. В ВМА в 1912 году преподавали академики В. М. Бехтерев и И. П. Павлов, профессора В. Н. Тонков, В. М. Шевкуненко; Г. И. Турнер.

Их портреты, внешний вид зданий, интерьеры кафедр, на которых они преподавали, групповые портреты среди студентов — вот отнюдь не полный список того, чем богат этот альбом.


Еще два альбома «медицинской тематики» посвящены деятельности выдающегося русского ортопеда Г. И. Турнера.


Первый альбом относится к 1906 году и был подарен профессору персоналом Ортопедической клиники 7 ноября того года. Авторство снимков в настоящее время уточняется. В альбоме представлены групповые портреты сотрудников Ортопедической клиники, снимки врачей-хирургов, протезистов, медицинских сестер за работой в кабинетах и операционных, пациентов за занятиями лечебной гимнастикой, на процедурах, в тренажерных залах.

Турнер Генрих Иванович (1858–1941) окончил МХА (1881). С 1896 года профессор ВМА, создал первую в России ортопедическую клинику (1900; ныне кафедра военной травматологии и ортопедии им. Турнера). На базе приюта для детей-калек организовал Учреждение для восстановления работоспособности физически дефективных детей (с 1932 — НИИ) принимал активное участие в организации южных курортов, одним из которых был санатория им. В. И. Ленина в поселке Саки.

Второй альбом был преподнесен 78-летнему профессору в честь 55-летия научной и практической деятельности и имеет надпись: «Заслуженному деятелю науки профессору Генриху Ивановичу Турнеру — Санский санаторий РККА, 1936 г.». Все страницы альбома выполнены в виде графических коллажей, нарисованных разноцветными карандашами с наклеенными фотографиями и бумажными рисунками. На листе 1 помещен портрет Генриха Ивановича Турнера, вырезанный из газеты или журнала 1930-х годов, а также изображение ордена «Красной звезды» и надпись «LV лет». Всего в альбоме 51 фотография, в том числе 16 панорамных видов грязелечебницы и ее окрестностей; 7 портретов, включая фотографии начальника санатория Ф. А. Филиппова; Н. С. Маркеллова, старшего ассистента клиники профессора Г. И.Турнера; профессора Д. А. Новожилова и других служащих грязелечебницы, а также 27 снимков помещений грязелечебницы с принимающими процедуры пациентами и фото экспериментального отделения с подопытными животными и др.


Без хотя бы краткого упоминания еще двух подносных альбомов наш обзор не был бы репрезентативен. Альбом «Светописи Графа Ностица» с 16 фототипиями (гелиогравюрами) был издан в 1896 году в Вене и предназначался для продажи в пользу Паньковского приюта Екатеринославской губернии. Всего было выпущено 60 экземпляров этого альбома, который теперь стал библиографической и исторической редкостью.


Автор альбома Иван Григорьевич, граф Ностиц (1824–1905) — георгиевский кавалер, генерал-лейтенант, широко известный в кругах художников-фотографов второй половины XIX – начала XX века.

В 1896 году с помощью И. Блехингера Иван Григорьевич издает альбом, в который входят сюжеты Одесской выставки 1890 года: виды Ялты и крейсер «Память Меркурия» в Севастополе; а также портреты цесаревичей — Александра Александровича, снятый в Царском Селе в 1866 году, и Николая Александровича, сделанный в Ливадии в ноябре 1891-го, несколько снимков императорской семьи в Ливадии, возвращение в Ялту с прогулки Императора Александра III в мае 1893 года; виды старой Москвы 1896 года и т. д.

kp076_001
kp076_001
Цесаревич Александр Александрович на коне

И. Г. Ностиц

Санкт-Петербург, 1866
kp076_002_6077
kp076_002_6077
Цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II)

И. Г. Ностиц

Крым, Ливадия, 1891
kp076_013_6088
kp076_013_6088
Собор Покрова Богородицы, что на рву (храм Василия Блаженного)

И. Г. Ностиц

Москва, до 1896 года
kp076_014_6089
kp076_014_6089
Вид со стороны Ливадийской дороги

И. Г. Ностиц

Крым, Ялта, до 1896 года
kp076_016
kp076_016
Крейсер «Память Меркурия» на якоре в бухте

И. Г. Ностиц

Санкт-Петербург, до 1896 года

Не меньшим раритетом является выпущенный ограниченным тиражом подносной альбом с видами усадьбы «Марфино», который предназначался для ее владелицы — С. В. Паниной.


Лицевую сторону обложки украшает надпись «Souvenir de Marphino» и буквы «S. P.» под графской короной, на обороте золотым тиснением нанесено: «Ея Сiятельству Графинъ Софьъ Владимировнъ Паниной». Фотографии сделаны в 1899–1900 годах. Автор 40 фотографий, наклеенных по обе стороны листов неизвестен. На снимках — виды усадьбы, парка, интерьеры, портреты обитателей имения, местных жителей, детей. На листе 1 (1 об.) с изображением летней церкви Рождества Богородицы (1701–1707, архитектор В. И. Белозеров) и зимней во имя апостолов Петра и Павла (1770-е, реконструирована М. Д. Быковским в 1830-е годы) виден священник, предположительно — настоятель храма Павел Восторгов. В 1937 году в связи со смертью настоятеля обе церкви были закрыты, в 1988 году переданы верующим. На листе 8 об. — фотография обитателей Марфино, предположительно, среди них есть хозяйка усадьбы Софья Владимировна Панина (1871–1956) — русская графиня, общественный и политический деятель дореволюционной России; внучка министра юстиции В. Н. Панина и промышленника С. И. Мальцова; племянница поэтессы Толы Дориан.

marfino_cover
marfino_cover
Обложка альбома
kp116_074_9284
kp116_074_9284
Вид на пруд, мост и церковь Рождества Богородицы. Марфино, 1899–1900
kp116_057_9267
kp116_057_9267
Беседка-«гриб». Марфино, 1899–1900
kp116_047_9257
kp116_047_9257
Интерьер Красной (?) гостиной. Над зеркалом на правой стене портрет В. Н. Панина. Марфино, 1899
kp116_037_9247
kp116_037_9247
На переднем плане — церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на заднем — церковь первоверховных апостолов Петра и Павла. Предположительно рядом с церковью Рождества Богородицы священник Виктор Александрович Виноградов. Марфино, 1899—1900

Фотографические отпечатки всех перечисленных коллекций являются ценным визуально-документальным источником по истории России конца XIX — начала XX века. В кратком обзоре мы представили лишь незначительную часть хранящихся в РОСФОТО богатств, основная часть которых еще ждет новых исследований.

Вернуться

Последнее изменение 2.08.2018