Статья из Cборника докладов международной конференции "Фотография в музее", 2–4 октября 2012 года


За десятилетнее существование крупнейшего в стране методического центра по актуальным вопросам сохранения, изучения и использования отечественного фотонаследия его сотрудникам удалось собрать интереснейшую коллекцию оригинальных снимков — от портретных дагеротипов до современных отпечатков. Разнообразная по тематическому и жанровому диапазону, хронологическому охвату и технологическим особенностям фотографических работ, коллекция РОСФОТО отличается подлинной репрезентативностью и позволяет ознакомиться с основными этапами развития отечественной фотографии и творчеством многих ее ведущих мастеров.

Последовательная собирательская деятельность, сотрудничество с букинистами, антикварами и дарителями, содействие многочисленных друзей помогли РОСФОТО создать ценнейшее собрание фотодокументов. На их примере стало возможно проверять и отрабатывать самые разнообразные профессиональные вопросы, решать многие проблемы, связанные с непростыми задачами сохранности и введения в научный оборот такого богатого информационно-визуального ресурса, как фотография — от ее начальной стадии, определяемой появлением «металлической» и «бумажной светописи», до современной цифровой съемки и масс-медиа.

Значительную часть собрания РОСФОТО составляют произведения русских авторов, выполненные во второй половине XIX века. Среди них следует выделить снимки из серий «Сцены сельской жизни» (1860–1870) В. А. Каррика и «Виды и типы Кавказа» (1880–1890) Д. И. Ермакова; фотографический альбом «Монголия» (1889) Н. А. Чарушина; подборку альбуминовых отпечатков, входивших в один из томов «Туркестанского альбома» (1871–1872) Н. Нехорошева, и альбом «Хивы» (1873) Г. Е. Кривцова, а также коллекции фотографий с видами Кавказа и Крыма разных авторов.


Уроженец Шотландии, Вильям Каррик (1827–1878) всю жизнь провел в России, и его имя тесно связано со становлением отечественной фотографии и ее влиянием на развитие русской реалистической живописи.


В начале 1859 года он открыл фотомастерскую в Петербурге, в которой работал вместе с шотландцем Дж. Макгрегором. Сначала она располагалась на Малой Морской улице, 19, а затем на 5-й линии Васильевского острова, 1/6.

Помимо портретной съемки в ателье, Каррик, опираясь на давние художественные традиции, создал в 1860-е годы в формате «карт-визит» серию «уличных типов» — разносчиков, кучеров, мелких торговцев и т. п.

Вскоре он покинул павильон и одним из первых стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в окрестностях Петербурга, в Новгородской губернии и Финляндии.

В 1871, 1875 и 1878 годах фотограф совершил поездки в Ярославскую, Костромскую, Казанскую, Симбирскую губернии, где создал около 700 снимков «кабинетного» формата. В собрании РОСФОТО находится около 30 снимков, сделанных В. Карриком во время этих экспедиций.

Жница
Каррик В. А.
Симбирская губерния, 1870-е

Эстетические особенности его выразительных и мастерских по композиции фотографий чрезвычайно близки произведениям русской реалистической живописи — недаром их активно использовали при создании своих полотен мастера-передвижники.


Дмитрий Иванович Ермаков (1845–1916) — военный топограф по образованию, пропагандист фотографии в Закавказье и Персии, участник многих этнографических, археологических экспедиций и военных кампаний. Его жизнь и творчество были связаны с Тифлисом (Тбилиси). В 1860-е годы фотограф много работал для Кавказского музея, совместно с художником Колчиным владел самым популярным в городе фотоателье, сняться в котором стремились все жители Тифлиса. В 1870 году Ермаков открыл в городе еще одно фотоателье, а во время курортного сезона каждый год под его руководством работало ателье в Кисловодске.

Улица и суннитская мечеть у Ботанического сада 
Ермаков Д. И.
Тифлис, до 1895 года


В 1870-е годы он совершил длительное путешествие по Персии (Ирану), где создал много этнографических снимков и получил звание «фотограф его величества шаха Персидского».


В 1896 году Ермаков выпустил «Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, европейской и Азиатской Турции», дополнение к которому было издано в 1901 году. Представленные в нем снимки явились настоящей антологией жизни, быта, верований и обычаев разных народов и национальностей. Многие фотографии Ермакова в 1890–1900-е годы воспроизводились на открытых письмах.

Негативы Ермакова составляют отдельное собрание в архиве города Тбилиси; винтажные отпечатки его снимков находятся в музеях Москвы, Петербурга, Краснодара и других городов России. В собрании РОСФОТО хранятся около 300 работ этого прославленного мастера, в том числе 100 разрозненных отпечатков на альбуминовой бумаге с этнографической съемкой Кавказа, Кубани, Ирана и Персии (на оборотной стороне штамп овальной формы синими чернилами: «Фотографiя под. фирм. Д. И. Ермакова Тифлисъ»); альбом-папка в коленкоровом переплете с тиснением темного цвета в виде полос позумента и золотой тисненой надписью «Виды и типы Кавказа» (36 фотографий); а также около 150 видовых фотографий.


К уникальным памятникам, хранящимся в коллекции РОСФОТО, относится альбом Николая Аполлоновича Чарушина «Монголия» (1889), посвященный экспедиции ученого-путешественника, известного исследователя Центральной Азии Г. И. Потанина в столицу северной Монголии — Ургу.


C 1881 года Н. А. Чарушин находился на вольном поселении в Нерчинске. Здесь он начал осваивать фотодело, помогая ссыльнопоселенцу А. К. Кузнецову, имевшему свою фотолабораторию. Летом 1886 года Чарушин с семьей переехал в Троицкосавск, городок на границе с Монголией, и открыл там свое фотоателье.

Осенью 1886 года в Кяхту, купеческую факторию, соседствовавшую с Троицкосавском, прибывает из своего третьего путешествия в нагорья Тибета и центральную Монголию Григорий Николаевич Потанин. Он пригласил Чарушина присоединиться к экспедиции в качестве фотографа. В его задачу входило изготовление антропологических снимков, а также фотосъемка монгольских монастырей и других достопримечательностей.

В 1888 году экспедиция в количестве трех человек — Г. Н. Потанин, Н. А. Чарушин и его помощник И. Ф. Федоров — выехала в Ургу. К счастью, Чарушин оставил не только замечательные фотографии, но и свои впечатления о посещении Монголии в воспоминаниях «О далеком прошлом».

Среди фотографий альбома «Монголия» большое количество снимков посвящено изображению монастырей, кумирен и других культовых сооружений, а также дворцов богдо-гегена — буддийского первосвященника Монголии.

Ямпай, почетные ворота, построенные в Урге императором в честь нынешнего богдо-гегена
Чарушин Н. А.
Монголия, 1888–1889


При выполнении своей работы Чарушину пришлось столкнуться с определенными трудностями:

«Первоначально основная работа наша — антропологические снимки монголов — шла очень туго. Дело в том, что фотография в Монголии была делом невиданным и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немало усилий стоило поэтому, особенно в первое время, изменить это убеждение. Не помогало даже обещание им того или другого вознаграждения. Наконец, нашлись из знакомых Потанина смельчаки, решившиеся на эту опасную операцию. Пример оказался заразительным, за ними последовали другие. К концу нашего пребывания в Урге, несмотря на все препятствия, мне все же удалось составить весьма значительную коллекцию антропологических снимков монголов, вполне удовлетворившую Потанина».

Цэрин-долма, девица
Чарушин Н. А.
Монголия, 1888–1889

Две фотографии в альбоме «Скачки близ Урги. Общий вид стана на скачках» и снимок с подписью «43» посвящены празднику Цам, значительную часть которого, по воспоминаниям Чарушина, составляли различные состязания и скачки на лошадях. На этот праздник, проходивший в большой долине, съезжалось до 200 тысяч человек со всей Монголии.

Монголия вела значительную торговлю с Россией и Китаем. Основным предметом этой торговли был чай. Практически весь импорт чая в Россию шел через Ургу и русскую Кяхту. В альбоме Н. А. Чарушина помещены снимки, связанные с чайной торговлей: «Дом купца Воробьева», «Дом купцов Коковина и Басова», «Внутренность чайного склада Коковина и Басова», «Телега чайных возчиков-монголов из южной Монголии»», «Бухеки, передвижные базарные балаганы» и «Общий вид Ургинского базара». Также в альбом помещены снимок русского консульства, находящегося в двух верстах от Урги и несколько снимков Нерчинска.

По возвращении Чарушин подготовил альбомы снимков из Урги для Российского географического общества, Московского и Томского университетов, также он продавал отдельные снимки, привезенные из Монголии, в Троицкосавске.


Столь же уникальными являются подборка альбуминовых отпечатков, входивших в один из томов «Туркестанского альбома» (1871–1872), и альбом «Хива» (1873). «Туркестанский» и «Хивинский» альбомы — знаменитые малотиражные издания, созданные по распоряжению туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана с целью познакомить современников с землями, которые в это время вошли в состав России, и населяющими их народами.


«Туркестанский альбом» был многотомным и имел четыре части — историческую, археологическую (два тома), этнографическую (два тома) и «промысловую», иллюстрирующую разнообразные ремесла. План издания составил известный востоковед А. Л. Кун, а съемку производили военный фотограф подпоручик Г. Е. Кривцов и владелец ташкентского фотоателье Н. В. Нехорошев.


Сырдарьинская область. Семья киргизов в кибитке
Нехорошев Н. В.
Туркестан, 1871–1872

Созданные ими снимки знакомили с узбеками, казахами, киргизами, таджиками, туркменами, евреями, иранцами и другими восточными народностями, запечатленными в национальных костюмах; показывали экзотические обряды, сцены домашней и общественной жизни.

Известно, что экземпляры «Туркестанского альбома» были преподнесены Александру II, наследнику цесаревичу Александру Александровичу — будущему Александру III, великому князю Владимиру Александровичу, Императорской Публичной библиотеке, Императорской Академии наук и Императорскому Географическому обществу.


Альбом видовых и портретных фотографий Хивинского ханства (автор Григорий Кривцов, 1873) тематически разделен на две части: первая — видовые и архитектурные снимки Хивинского ханства; вторая — типы жителей.

Широкий тематический спектр, разнообразие композиционных приемов, умелая работа фотографов выделяют «Хивинский» и «Туркестанский» альбомы среди образцов этнографической съемки начала 1870-х годов, которая в это время становилась все более популярной.

«Два эти альбома “Этнографический” и “Промысловый” представляют, сколь нам известно, явление совершенно единственное в своем роде между всеми европейскими изданиями, изображающими быт и занятия народов. Конечно, подобного рода изображений есть много на свете, но нигде они не были, как здесь, сняты с натуры», — писал В. В. Стасов[1].


Особую значимость среди предметов «Коллекции фотографий с видами Кавказа» имеет панорама Севастополя Джеймса Робертсона (1813–1888), одного из первых военных фотографов, выполненная в 1855 году.


Панорама демонстрирует вид на Армянскую церковь, Николаевский форт, Форт Константин, гавань. Напечатана работа на соленой бумаге. Известно лишь два аналога этого снимка, хранящиеся в Музее д’Орсе в Париже и в университете Ноттингема.

Джеймс Робертсон. Панорама Севастополя. Крым, 1855


«Коллекция фотографий с видами Кавказа» включает редкие снимки 1880-х годов: альбом неизвестного автора «Боржомъ, 1888», представляющий резиденцию семьи Романовых в Абастумани; альбом «Виды Кавказа» Георгия Раева, панорамы Тифлиса и Владикавказа.


Дворец за Курой. Грузия, Боржоми, 1888


В коллекции РОСФОТО хранятся многочисленные снимки Кавказа, сделанные в период с 1870 по 1910 год А. Энгелем, Ф. Гадаевым, Д. Ермаковым, К. Тарасовым, И. Ланге, Г. Оже, и другими авторами. Широко представлены в собрании видовые фотографии Тифлиса, Ананура, а также удивительные по своей художественной красоте пейзажи Военно-грузинской дороги, снимки горных ледников, ущелий с бурными потоками и перекинутыми через них мостами, долин с небольшими поселениями и руинами древних построек, сделанные в конце XIX века Г. И. Раевым, И. Александровичем и И. Савенковым.


И. Александрович (годы жизни неизвестны) работал в Кисловодске, снимал виды Кавказа, выпускал в разных издательствах открытые письма со своих фотографий и альбомы «Виды Кавказа», выполненные в технике фототипии. До 1913 года его ателье помещалось в Нарзанной галерее в Кисловодске, позднее Александрович стал сотрудничать с И. Савенковым. Большеформатные видовые фотографии этого периода подписаны «И. Александрович и Савенков И.».


Георгий Иванович Раев (1863–1957) — мастер видовой фотографии. Родился в Пятигорске в 1863 году. В возрасте 15 лет стал учеником фотографа И. Ланге, позднее работает у А. К. Энгеля в его Пятигорском фотоателье, основанном в 1887 году. Раев объехал весь Северный Кавказ, совершил путешествия по Военно-грузинской, Военно-осетинской и Военно-сухумской дорогам, отсняв множество кадров. Фотограф помещал эти снимки (они были четырех форматов) в художественные папки по 36 штук и продавал фотографии как в розницу, так и в альбомах. Кроме этого Раев занимался стереофотографией и выпустил в продажу более 300 подобных снимков.

В конце XIX века фотограф начинает издательскую деятельность, печатая способом фототипии, автотипии и фотохромом более 10 вариантов альбомов с Кавказскими видами. Он выпустил около 300 сюжетов почтовых карточек, комплектуя их в серии. Таких серий было напечатано более 30, настолько популярной оказалась эта продукция. Его издания продавались в десятках магазинов и киосков по всему Кавказу. В начале XX века Г. И. Раев открывает второе ателье в Кисловодске.

Г. И. Раев был одним из первых участников Кавказского горного общества, занимался альпинизмом, делал фотоснимки с вершины Эльбруса. Исполнял обязанности товарища председателя Кавказского горного общества (КГО). За свою фотографическую деятельность он был удостоен множества наград: 1888 году — Первая серебряная медаль от ИРТО, 1895 — медаль «За трудолюбие и искусство» от Министерства финансов; 1909 — Серебряная медаль Императорского Русского географического общества (ИРГО) за великолепную панораму Большого Кавказского хребта. Всего, как участник многочисленных русских и зарубежных фотовыставок, он был удостоен четырех золотых и девяти бронзовых медалей, а также множества почетных дипломов.

После установления советской власти на Кавказе, в период НЭП, Раев продолжал работать в своей мастерской в Пятигорске, по-прежнему снимая портреты. Он сотрудничал с советскими изданиями, предоставляя свои работы для тиражирования в прессе и для издания открыток, участвовал в фотографических выставках (например, во Всесоюзной фотовыставке 1938 года), снимал новые сюжеты вплоть до своей смерти в 1957 году.


Среди работ, составляющих «Коллекцию фотографий с видами Крыма», уникальны по своей художественной и исторической ценности произведения Федора Павловича Орлова (1844–1909). Одни из первых известных фотографических изображений Крыма созданы в его мастерской, которая была основана около 1865 года, — на многих его снимках еще видны последствия Крымской войны и героической обороны Севастополя (1854–1855).


В начале 1870-х годов Орлов считался лучшим мастером Ялты. Он запечатлевал все самое интересное, что происходило в городе и вокруг него — пожар в Ореанде, строительство набережной, порта и т. п.

Имея звание придворного фотографа Александра III, Орлов снимал жизнь царской семьи во время ее пребывания в Крыму, создал серию архитектурных фотографий Ливадийского дворца.

Ялтинцы и приезжие любили заказывать в ателье Орлова свои портреты — у него фотографировались Леся Украинка, А. П. Чехов и многие другие.

Занимался Орлов и общественной деятельностью — дважды избирался гласным ялтинской Городской думы, был торговым депутатом Ялты. В 1895 году награжден серебряной медалью «За усердие».


В коллекции РОСФОТО хранится более 200 фотографий из серии «Путешествие наследника цесаревича на Восток» (1891), запечатлевших эпизоды поездки цесаревича Николая Александровича, которая происходила с 23 октября 1890 года по 4 августа 1891 года, завершая тринадцатилетний образовательный курс будущего российского императора и способствуя установлению его личных связей с правящими династиями на Западе и Востоке.


Известно, что во время путешествия несколько морских офицеров, увлекавшихся фотографией, делали памятные снимки; приобретались также сувенирные фотографии с видами Австрии, Греции, Египта, Индии, Сиама, Японии. Многие фотографии, на которых увековечены офицеры русской эскадры на Дальнем Востоке, русские корабли «Память Азова», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах» и их команды, были сделаны Владимиром Менделеевым, сыном известного ученого-химика Д. И. Менделеева.

Он был мичманом на крейсере «Память Азова», на котором плыл цесаревич, и поэтому смог снять интересные сцены корабельной жизни с участием Николая Александровича и его приближенных. Менделеев, видимо, снял и редкие кадры, запечатлевшие русских офицеров в Японии — около статуи Будды, в компании с гейшами, а также трагические сцены после покушения на цесаревича в городе Отсу.

Часть снимков, наклеенных на листы этого некогда единого альбома, были приобретены во время плавания у местных фотографов. В альбом вошли фотографии русской морской базы в Нагасаки, дипломатической миссии в Японии, портреты офицеров русской эскадры на Дальнем Востоке, команды корвета, виды городов, в том числе Сан-Франциско, а также «типы» жителей Японии, Малайзии и т. д.

[1] Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 49.

Вернуться

Последнее изменение 11.11.2019