В конце 1880-х историк, архитектор и реставратор В. В. Суслов по заданию епархиальной администрации и Археологической комиссии проводил археологические исследованиям в Спасо-Преображенском соборе. С 1889 по 1893 год велись работы по расчистке фресковой живописи, в процессе выяснилось, что собор был полностью расписан, но сохранность фресок в различных частях здания неодинакова и имеется много утрат. Плохо сохранилась живопись купола, светового барабана, парусов и нижней части здания, где фрески полностью погибли от сырости.
В 1893 году Академия художеств и ИАК вновь командируют В. В. Суслова и других специалистов для осмотра древней живописи. С 3 июля по 26 октября 1897 года художник Ф. М. Фомин снимает копии фресок под руководством В. В. Суслова. В том же году император Николай II разрешает образовать «Строительный Комитет для руководства и наблюдения за исправлением и ремонтными работами в Спасо-Преображенском соборе».
Ремонт начался в мае 1898 года и продолжался до 1902 года. Мастера иконописной артели Н. М. Сафонова возобновили открытую Сусловым роспись: испорченные влагой фрески были написаны заново, а все уцелевшие «освежены» клеевыми красками. В ходе сафоновского поновления, в 1901 году фрески были засняты фотографом О. И. Парли, в этом же году издан альбом. На фотографиях альбома часть фресок зафиксирована в открытом, еще не поновленном виде.
В коллекции РОСФОТО хранится подносная папка с 86 бромосеребряными отпечатками, выполненными фотографом в 1901 году, о чем свидетельствует тисненая надпись на лицевой стороне обложки в нижнем правом углу: «Выдано действительному чл(ену) Псков(ского) Арх(еологического) общ(ества) О. И. Парли 1901».
Все снимки наклеены на серый картон, и только 4 — на фирменные паспарту, на них в нижнем правом углу паспарту видно тиснение «Фотография О. Парли, бывшая Дмитриева. Псков», а в углах фотографий: «О. Парли. Псков. 1901».
Размер фотографий — 17 х 23 см, размер паспарту 28,5 х 36 см. На оборотной стороне многих паспарту имеется печать Академии художеств — «Художественная ценность утверждена императорской Академией художеств». Фотографии данной коллекции являются единственным полным источником, сохранившим изображения фресок Спасо-Мирожского монастыря XII века, отснятых в процессе их реставрации. В коллекцию входят: План Пскова 1581 года; план Мирожского монастыря; общий вид монастыря — 4 фотографии; остальные фотографии, кроме двух, на которых запечатлен интерьер до реставрации, посвящены фрескам.
Фотографии О. И. Парли также находятся в собраниях Государственной академии истории материальной культуры, Российской национальной библиотеки, Академии художеств, Псковского музея, Государственного исторического музея, Музея архитектуры имени Щусева.
Парли О. И. Фрески храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Альбом фотографических снимков — Псков, 1903; Описание фресок составил Ф. А. Ушаков.
Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — М.: Северный паломник, 2010. — C. 5–23.
Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи (19 в.) — М/: Искусство, 1986. — C. 159. Вновь открытый памятник древности — ЦВ 1893 № 28 с. 437–439 и № 29 с. 452–453.
Ушаков Ф. А. Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове — Псков, 1902. — C. 8–13.
Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова — СПб, 1899. — С. 178. Фрески Мирожского монастыря.
Успенский А. И. Фрески церкви Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря — Записки МАИ, 7. — М., 1910. — С. 1–12.
Павлинов А. М. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1889. — XIII в. 1. — С. 154–162.
Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова — М., 1968. — С. 8.
Императорская Археологическая комиссия (1859–1917). К 150-летию со дня основания отечественной археологии и охраны культурного наследия / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин, под общ. ред. Е. Н. Носова. — СПб: Дмитрий Буланин, 2009. — С. 973–984.
Отто-Иоганн (Отто Иванович) Парли — псковский фотограф (1867 — после 1926).
Родился в Риге, русский подданный, немец по национальности, переехал в Псков в 1893 году. В том же году был приглашен к сотрудничеству вдовой псковского фотографа И. В. Дмитриева Юлией Адамовной, сохранившей ателье мужа. В 1898 году ателье полностью перешло в собственность О. И. Парли. Ателье располагалось в доме Дмитриевой на улице Сергиевской у Сергиевских ворот,
Парли занимался портретной и видовой съемками, сохранились его фотографии псковских улиц, интерьеров, отдельных зданий. Издавал открытки, альбомы. С 1900 по 1914 год Парли сотрудничал с Псковским Археологическим обществом (ПАО), фотографировал членов общества, занимался съемкой археологических находок и псковских достопримечательностей. В 1911 году за заслуги перед ПАО Парли был избран его почетным членом.
64 снимка Парли вошли в книгу «Спутник по древнему Пскову», выпущенную в 1911 году Н. Ф. Окуличем-Казариным, секретарем и хранителем музея ПАО, исследователем и популяризатором псковских древностей. Издание было настолько популярно, что тираж разошелся полностью, в 1913 году книга была переиздана. К 1100-летнему юбилею Пскова было подготовлено третье издание.
В 1914 году Парли был выслан в Олонецкую губернию как «неблагонадежный»; причиной этому послужило его немецкое происхождение. В 1917 году, после революции, Отто Иванович возвращается в Псков и вновь работает в фотомастерской.
18 марта 1921 года 54-летний фотограф вновь арестован, теперь уже советскими властями. Ему вменили в вину шпионаж и то, что он фотографировал врагов советской России. Сам Отто Иванович на всех допросах категорически отрицал свою «шпионскую деятельность».
Парли просидел под стражей 5 лет. 26 апреля 1926 года Коллегия ГПУ постановила: «По отбытии срока наказания Парли Отто Ивановича выслать через ПП ОГПУ (под конвоем) в Сибирь сроком на три года, считая срок с 17/8 – 25 г.». Дальнейшая его судьба неизвестна.
В 2001 году прокуратура Псковской области полностью реабилитировала Отто Ивановича Парли.
Последнее изменение 25.01.2018
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: