Алек­сандр Фи­лип­пов сфор­ми­ро­вал­ся как автор в се­ре­дине 1980-х годов, в пе­ри­од со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных из­ме­не­ний в СССР. Для со­вет­ской фо­то­гра­фии это был пе­ри­од ак­тив­ных твор­че­ских по­ис­ков, стрем­ле­ний к ин­ди­ви­ду­аль­но­му осо­зна­нию языка фо­то­гра­фии, поз­во­ля­ю­ще­го емко рас­ска­зать о важ­ных со­бы­ти­ях, мыс­лях и пе­ре­жи­ва­ни­ях.

Фо­то­гра­фии Алек­сандра Фи­лип­по­ва поз­во­ля­ют про­сле­дить эво­лю­цию уни­каль­но­го ав­тор­ско­го ви­де­ния, несу­ще­го в себе ха­рак­тер­ные черты це­ло­го по­ко­ле­ния пе­тер­бург­ских фо­то­гра­фов. Это по­ко­ле­ние, ярко за­явив­шее о себе в на­ча­ле 1980-х, про­шло увле­че­ние со­ци­аль­ной до­ку­мен­таль­ной фо­то­гра­фи­ей во время пе­ре­строй­ки и в пе­ри­од экс­пе­ри­мен­тов конца 80-х – на­ча­ла 90-х годов, по ин­тен­сив­но­сти и зна­чи­мо­сти срав­ни­мый с экс­пе­ри­мен­та­ми со­вет­ских фо­то­гра­фов 1920-х годов. По­ко­ле­ние Фи­лип­по­ва пе­ре­жи­ло пе­ри­од за­стоя в фо­то­ис­кус­стве се­ре­ди­ны 90-х и во мно­гом дра­ма­тич­ный пе­ре­ход к циф­ро­вой фо­то­гра­фии на­ча­ла 2000-х годов.

Алек­сандр Фи­лип­пов начал фо­то­гра­фи­ро­вать ещё в школь­ные годы. Позже, в 1977 году он от­пра­вил­ся в свою первую гео­ло­го­раз­ве­доч­ную экс­пе­ди­цию, до­ба­вив­шую в пе­ре­чень его ин­те­ре­сов страсть к пу­те­ше­стви­ям. Во время по­езд­ки он много фо­то­гра­фи­ро­вал на цвет­ной слайд, от­да­вая пред­по­чте­ние пей­за­жу – сво­е­му лю­би­мо­му жанру. По­сте­пен­но ин­те­рес к фо­то­гра­фии пе­ре­рос в се­рьез­ное увле­че­ние, и Алек­сандр решил по­лу­чить про­фес­си­о­наль­ное фо­то­гра­фи­че­ское об­ра­зо­ва­ние. После обу­че­ния Фи­лип­пов ра­бо­тал в порт­рет­ном ате­лье го­ро­да Пуш­кин и про­дол­жал ак­тив­но за­ни­мать­ся твор­че­ской фо­то­гра­фи­ей. К этому вре­ме­ни от­но­сят­ся пер­вые экс­пе­ри­мен­ты с при­ме­не­ни­ем раз­лич­ных фо­то­гра­фи­че­ских про­цес­сов и ме­то­дов, от­кры­ва­ю­щие воз­мож­ность новой ин­тер­пре­та­ции про­стран­ства. Позд­нее этот опыт был ис­поль­зо­ван ав­то­ром в со­зда­нии мно­гих работ, в том числе и во­шед­ших в вы­став­ку.

По-на­сто­я­ще­му пло­до­твор­ный пе­ри­од твор­че­ской де­я­тель­но­сти Алек­сандра Фи­лип­по­ва свя­зан с 1988 годом. Уча­стие в несколь­ких зна­ко­вых ле­нин­град­ских вы­став­ках вы­ве­ло его в ряд наи­бо­лее ин­те­рес­ных и пер­спек­тив­ных фо­то­гра­фов. В это время в фо­то­гра­фи­ях Фи­лип­по­ва уже про­сле­жи­вал­ся сло­жив­ший­ся стиль, ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ко­то­ро­го стали ли­ризм и стрем­ле­ние к со­зда­нию ла­ко­нич­ных, близ­ких к аб­страк­ции об­ра­зов.

В это же время в твор­че­стве ав­то­ра окон­ча­тель­но опре­де­ли­лись две ос­нов­ные темы – пе­тер­бург­ский го­род­ской пей­заж и се­вер­ный пер­во­здан­ный при­род­ный ланд­шафт, по­сле­до­ва­тель­но раз­ра­ба­ты­ва­е­мые Фи­лип­по­вым на про­тя­же­нии всего твор­че­ско­го пути. И в той и в дру­гой теме пей­заж яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щим, но также про­сле­жи­ва­ют­ся и ми­фо­ло­ги­че­ские мо­ти­вы. В одном слу­чае эти мо­ти­вы свя­за­ны с го­род­ской ми­фо­ло­ги­ей, при­сут­ству­ю­щей в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях клас­си­ков рус­ской ли­те­ра­ту­ры и пе­ре­осмыс­ля­е­мой ху­дож­ни­ком в се­ри­ях «Оче­вид­ный Пе­тер­бург» и «Пе­ре­се­че­ние кон­стант». В дру­гом слу­чае автор по­ка­зы­ва­ет под­со­зна­тель­ное стрем­ле­ние го­род­ско­го жи­те­ля к по­ис­ку кор­ней, к еди­не­нию че­ло­ве­ка и при­ро­ды (серии «Онега», «Де­вон­ский пе­ри­од», «Обе­ре­ги»).

Это еди­не­ние про­ис­хо­дит не на ос­но­ве «по­гру­же­ния» че­ло­ве­ка в живую при­ро­ду или дав­ле­ния на него го­род­ско­го про­стран­ства, а со­сто­ит в ощу­ще­нии той цель­но­сти и гар­мо­нии, ко­то­ры­ми автор щедро де­лит­ся со зри­те­лем и ко­то­ры­ми на­пол­не­на каж­дая ра­бо­та, пред­став­лен­ная на вы­став­ке.