Ранняя фотография из коллекции РОСФОТО
РОСФОТО представляет уникальный проект — выставку-лабораторию «Дагер против Тальбота». Продолжая серию исследований по истории фотографии, новая экспозиция впервые в России сопоставляет и анализирует особенности самых первых фотографических техник, параллельно изобретенных французом Луи Дагером и англичанином Генри Тальботом.
1840–1850‑е
Дагеротип
1840‑е
1876
«Изобретение, которое я вам сейчас представляю, принадлежит к тем немногим открытиям, которые по своему характеру и результатам, а также благодаря своему благотворному влиянию на искусство, закономерно займут свое место среди самых полезных и удивительных изобретений человечества. Суть его состоит в непосредственном воспроизведении видов природы, снятых с помощью камеры, не цветных, но с чрезвычайно плавной и равномерной передачей всех оттенков изображения» — в этих строках, написанных Луи Жаком Манде Дагером в 1838 году для продвижения своего изобретения — первого фотографического процесса, чей принцип действия был достаточно точно и детально описан, чтобы успешно применяться на практике другими людьми, воплощены все надежды и противоречия, связанные с его открытием.
В 1839 г. Д.-Ф. Араго и Ж.-Б. Био после сделанного ими сообщения об открытии фотографии получили письмо от 29 января следующего содержания: «Через несколько дней я буду иметь честь представить Академии наук форменное заявление на принадлежащее мне первенство в открытии следующих двух способов, приписываемое г-ну Дагеру: 1) фиксации изображений, даваемых камерой-обскурой, и 2) такой обработке этих изображений, что они более не изменяются при дальнейшем действии света. Весьма занятый в настоящее время трактующим о сем предмете мемуаром, который я должен читать на днях в Королевском обществе, ограничусь пока тем, что прошу Вас принять уверение в моем совершеннейшем уважении». Так заявил о своих претензиях на приоритет в открытии фотографии английский ученый Вильям Генри Фокс Тальбот. И ему действительно принадлежит честь создания двухступенного фотографического процесса, дающего в камере-обскуре на светочувствительной бумаге негативное изображение, с которого контактным способом получают позитивы. Эта идея лежит в основе классической галоидосеребряной фотографии. Будучи высокообразованным человеком, он оставил после себя большое научное наследие: двухтомное сочинение по изучению Античности и классической литературы, труды по решению интегральных уравнений, расшифровку древних ассирийских клинописей, первый поляризационный микроскоп и первые результаты по исследованию оптических кристаллов в поляризованном свете.
Оба процесса ранней светописи — дагеротипия и тальботипия (калотипия) — стали отправной точкой для появления фотографии, во всех известных нам сейчас значениях этого термина. Однако репрезентация данных процессов и их изучение чаще всего строятся на противопоставлении технологий, кажущихся такими очевидно разными. C первых лет существования, как только техника бумажной фотографии позволила получать качественные снимки, эстетическое и практическое предпочтение было на стороне бумажных отпечатков, обладавших безусловно большей художественной выразительностью и преимуществами, связанными с тиражируемостью и разнообразием форматов фотоснимка. Популярность «бумажной светописи» можно объяснить и её сходством с печатной графикой. Дагеротип же, при всём его техническом совершенстве как «зеркала природы», имел и ряд свойств, существенно затруднявших признание и распространение: это был уникат — личный, частный, почти интимный бытовой предмет, удовлетворивший лишь на некоторое время общественную потребность в точном воспроизведении реальности.
Линкольнс-инн, Лондон
Великобритания, ок. 1844
Гробница Вальтера Скотта
Великобритания, 1844
Ирландский крест в Кломакнойсе
Великобритания, 1840–1850‑е
Мозли Олд Холл (временное убежище Карла II)
Англия, 1850‑е
Хэмптон-Корт
Великобритания, 1840‑е
Аббатство Фернесс
Великобритания, 1850‑е
Выставка «Дагер против Тальбота» показывает более 100 редчайших подлинных ранних фотоизображений, начиная с 1840-х годов, из коллекции РОСФОТО; раскрывает особенности, преимущества и недостатки обеих технологий.
В рамках экспозиции также демонстрируются результаты последних открытий РОСФОТО, на основе ранее опубликованных материалов многотомного фундаментального издания «Дагеротип в России».
Кроме того, к выставочному проекту специалисты отдела лабораторно-реставрационных исследований РОСФОТО и художники отдела новейших исследований Новой академии изящных искусств начали совместные эксперименты по восстановлению и воссозданию старинных техник фотографической печати и создали современные художественные музейные копии классических произведений ранней светописи, которые не имеют ограничений по сроку возможного экспонирования и адаптированы для аудитории со слабым зрением.
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: