Проект объединяет выставку Дмитрия Виленского с одноименным названием «Фотоархеология» и совместную выставку Людмилы Федоренко и Игоря Васильева.

Уже с начала 1970-х годов в европейском искусстве стало увеличиваться количество художников, работающих с темой памяти, но её актуализация пришлась на период самоопределения стран Восточного блока и распада СССР. В это время были определены два основных подхода к исследованию темы памяти: с одной стороны, художники предпринимали попытки вспомнить и осознать историческое прошлое в контексте коллективной памяти, с другой — проживали ощущение личной утраты недавнего прошлого. Для ряда молодых ленинградских фотографов эти подходы оказались актуальными.

В 1980-х — 1990-х годах в Ленинграде начали происходить необратимые изменения, сопутствующие его превращению в Санкт-Петербург. Неожиданно для художников то, что казалось вечным, становилось навсегда ушедшим. В результате этих изменений возникла потребность в переоценке ценностей, в том числе и в фотоискусстве. Стали появляться авторы, стремящиеся расширить границы культурных значений фотографии и её языка, предпринимались попытки поисков новой визуальности. Одним из таких авторов, сумевших сделать временной слепок с жизни уходящей эпохи, был Дмитрий Виленский. Подразумевая работу с различными типами фотографических архивов, фотоархеология, прежде всего, апеллирует к памяти, стремящейся воссоздать из осколков реальности образ навсегда уходящего времени.

Ощущение времени на фотографиях усиливается приемами дополнительной обработки изображений. «Для меня они заключаются главным образом в исчезновении цвета или же в его трансформациях, в изменении резкости и структуры изображения, в различных повреждениях эмульсионного слоя, в следах, оставленных различными химическими растворами», — замечает Дмитрий Виленский.

Начало направлению «фотоархеология» было положено Дмитрием Виленским в середине 1980-х годов. В период с 1988 по 1994 год Виленский провел ряд персональных выставок, последовательно разрабатывая оригинальную концепцию «фотографии как археологии посланий самому себе». Выставка «Фотоархеология», прошедшая в Нью-Йорке в 1992 году, впоследствии определила название всего направления.