Выставка фотографии FotoKunst (куратор – Вульф Херцогенрат, Институт связей с зарубежными странами «ifa», Штутгарт) знакомит с работами немецких художников-фотографов, которые на протяжении многих лет считают фотографию основным средством творческого самовыражения или используют ее наравне с такими формами искусства как живопись, графика или перформанс.

Дитер Аппельт, супруги Анна и Бернхард Блюме, Томас Флоршютц, Юрген Клауке, Астрид Кляйн, Клаус Ринке, Катарина Зивердинг представляют восемь различных концепций современной художественной фотографии Германии. Эти мастера принадлежат к разным поколениям, не совпадают истоки, принципы и стилистические направления их творчества. Именно разнообразие подходов к фотографии как к средству коммуникации делает выставку особенно интересной.

На выставке будут представлены восемь авторских фотоколлекций, причем каждая из них ретроспективна. Посредством технологических экспериментов, комбинирования и выстраивания сюжетов, заимствований из области любительской, репортажной и рекламной фотографии создаются особые, подвластные только фотографической технике композиции, концептуальное богатство которых ставит под сомнение художественную ценность рутинной фотографической продукции СМИ.

Не рискну определять, что такое искусство, использующее фотографии, и чем работа художников с фотоизображениями принципиально отличается от труда фотографов. Тем более, в эпоху компьютерных технологий и цифровой фотографии. На показе немецкого проекта «FotoKunst» уместнее вспомнить парадоксальное замечание Юрия Альберта – московского концептуалиста, живущего в Кельне: «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать». Выставка «FotoKunst» – это проект-размышление, проект-исследование того, как «диалект» фотографии может повлиять на индивидуальный язык художника. Кому-то добавить несколько слов, а кому-то серьезно изменить «словарный запас».

Сравнительно небольшая выставка, состоящая из 41 произведения восьми значимых для современного искусства немецких художников, – не ретроспектива и не история художественной фотографии в Германии. Это показ того, как художники преодолевают «противоречие» между искусством и фотографией. Глядя на список авторов, петербургский зритель сразу отметит имена Зигмара Польке и Юргена Клауке. Русский музей показывал их персоналии в 1997 и 2001 годах соответственно. Изысканный иронист и выдумщик Польке запомнился сопровождавшими живопись антиконсюмеристскими афоризмами, напрямую не связанными с изображением: «Пересоленную еду можно сделать съедобной, если подстелить под ковер газетный лист». Нарциссист Клауке – умением обходиться для фотосессий исключительно собственной персоной.

Но исходной точкой проекта «FotoKunst» мне представляются (на чем совершенно не настаиваю) фотографии Клауса Ринке. Он известен своими перфомансами с использованием воды. Некоторые акции специально проводились для того, чтобы остаться только как произведения художественной фотографии. В их числе «Опрокидывание 250 литров воды» – метафора превращения бесформенной жидкости в виртуальную скульптуру. Или перфоманс с восемьюдесятью 220-литровыми бочками, установленными между путями на главном железнодорожном вокзале в Гамбурге. Ринке интересует, как вода в бочке становится километровым столбом, знаком пространства и времени. Акция в Гамбурге проводилась как генеральная репетиция показа на 38-й Венецианской биеннале в 1978 году. Но художник не получил на него разрешения. Известно, что власти Венеции очень трепетно относятся к любому, даже временному вторжению в городскую среду. Ринке не соглашался ни на какие купюры, и проект остался только на фотобумаге.

Серию снимков Юргена Клауке «Столкновение» можно рассматривать как поединок души и тела, когда вечно сомневающаяся душа погибает под натиском жизнерадостного тела. Клауке также документирует перфоманс, но без прямых ссылок на персонажей и время действия. Впрочем, тут же «исправляется» в серии «Мотив исчезновения», где античную статую Венеры заменяет мужчина в черной шляпе. Он сфотографирован со спины, но не приходится сомневаться, что это сам Клауке.

Метод «капиталистического реализма» Зигмар Польке переводит на язык фотографии в серии «Принадлежит Мари». Незатейливый, вероятно, любительский пейзаж с горным озером и кирхой на первом плане постепенно затушевывается и сводится к двум одиноко растущим елкам. На такое произведение уже можно смело наступить модным остроносым ботинком, оно полностью потеряло свою ценность.

Отсылаю интересующихся проблемой «хомо сапиенс» к серии фотографий Дитера Аппельта «Путь памяти», где антропологическая игра с черепом дает огромные возможности для интерпретаций. Проблемы постижения архитектуры человеческого тела интересуют Томаса Флоршютца.

Социальным портретированием занимается Катарина Зивердинг, в проекте с провокативным названием «Германия становится более немецкой». На родственные темы высказались Анна и Бернхард Блюме в серии «Метафизика – это для мужчины».

Лес, воспетый немецкими романтиками XIX века, для современного мужчины еще может служить местом трепетного прикосновения к вековому стволу. А для пожилой дамы он становится местом опасного приключения, где ей приходится висеть на хилой жердочке. Астрид Кляйн возвращает нас в современный город, где необходимо преодолевать еще больше барьеров, чем в самом диком лесу (серия «Через границы»), чтобы в итоге столкнуться с массированной атакой китчевой рекламы в серии «Изящные искусства».

Повторю вслед за Вульфом Херцогенратом, куратором выставки «FotoKunst» и автором вступительной статьи к каталогу, слова знаменитого немецкого художника Мартина Киппенбергера: «Фотография как средство коммуникации вправе порождать идеи».

Вадим Михайлов


Совместно с Немецким культурным центром имени Гёте в Санкт-Петербурге