В Му­зей­но-вы­ста­воч­ном цен­тре РОС­ФО­ТО прой­дет цикл ки­но­по­ка­зов «Ки­но­и­сто­рии Пер­вой ми­ро­вой: от клас­си­ки до со­вре­мен­но­сти», ор­га­ни­зо­ван­ный Го­су­дар­ствен­ным му­зе­ем-за­по­вед­ни­ком «Цар­ское Село» в рам­ках про­ек­та «Рат­ная па­ла­та: 10 лет ис­то­рий о Пер­вой ми­ро­вой (театр, арт, кино)», ре­а­ли­зу­е­мо­го при под­держ­ке Фонда пре­зи­дент­ских гран­тов. С 24 июля по 14 ав­гу­ста в ки­но­за­ле РОС­ФО­ТО можно уви­деть оте­че­ствен­ные и за­ру­беж­ные филь­мы — от клас­си­ки ми­ро­во­го кино до работ со­вре­мен­ных ре­жис­се­ров. Ки­но­по­ка­зы и лек­ци­он­ная про­грам­ма про­ек­та про­дол­жат­ся во дворе Рат­ной па­ла­ты в ав­гу­сте–сен­тяб­ре.

В 2024 году ис­пол­ня­ет­ся 110 лет с на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой войны, ко­то­рая стала одним из цен­траль­ных со­бы­тий ми­ро­вой ис­то­рии на­ча­ла ХХ века. Война «Ве­ли­кая», но од­но­вре­мен­но «за­бы­тая» в Рос­сии: она оста­лась в тени ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний, Граж­дан­ской и Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Тем не менее, Пер­вая ми­ро­вая стала клю­че­вой темой в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве на­ча­ла XX века. Ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют ее «тра­ги­че­ским про­ло­гом ХХ века», ко­то­рый из­ме­нил пред­на­зна­че­ние ис­кус­ства: оно пре­вра­ти­лось в «сей­смо­граф, ре­ги­стри­ру­ю­щий под­зем­ные толч­ки вре­ме­ни по­тря­се­ний, в пси­хо­грам­му всплес­ков на­рас­та­ю­ще­го безу­мия мира» (Га­ли­на Ере­мен­ко. Тра­ги­че­ский след Пер­вой ми­ро­вой войны в ев­ро­пей­ском ис­кус­стве и му­зы­ке. 2014).

Ки­не­ма­то­граф, ро­див­ший­ся в 1895 году, на мо­мент на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой был самым мо­ло­дым из ис­кусств. 1 ав­гу­ста 1914 года жур­нал «Вест­ник ки­не­ма­то­гра­фии» писал: «Этот ужа­са­ю­щий ки­не­ма­то­гра­физм войны еще более под­чер­ки­ва­ет­ся ее все­мир­но­стью в пол­ном со­от­вет­ствии тому все­мир­но­му языку, на ко­то­ром го­во­рит ки­не­ма­то­граф».

Рат­ная па­ла­та — един­ствен­ный в Рос­сии музей Пер­вой ми­ро­вой войны — вхо­дит в со­став Го­су­дар­ствен­но­го музея-за­по­вед­ни­ка «Цар­ское Село». Ос­но­ван­ный им­пе­ра­то­ром Ни­ко­ла­ем II в на­ча­ле ХХ века, музей был ра­зо­рен в годы Граж­дан­ской войны и силь­но по­стра­дал во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. После ком­плекс­ной ре­став­ра­ции Рат­ной па­ла­те вер­ну­ли ее ис­то­ри­че­ское на­зна­че­ние, и в ав­гу­сте 2014 года в ее сте­нах был от­крыт музей, по­свя­щен­ный Пер­вой ми­ро­вой войне. Экс­по­зи­ция музея стро­ит­ся на под­лин­ных пред­ме­тах во­ору­же­ния и быта участ­ни­ков Ве­ли­кой войны, уни­каль­ных до­ку­мен­таль­ных и фо­то­ма­те­ри­а­лах.

Вход на все по­ка­зы сво­бод­ный, необ­хо­ди­ма ре­ги­стра­ция.

ПРО­ГРАМ­МА ПО­КА­ЗОВ


24 июля

19:00

«На плечо!»

1918
Ре­жис­сер — Чарли Ча­п­лин
36 минут

«На плечо!» (англ. Shoulder Arms) — тре­тий немой ки­но­фильм, сня­тый Чарли Ча­п­ли­ном для ком­па­нии First National Pictures. Про­из­вод­ство филь­ма на­ча­лось 27 мая 1918 г., а за­кон­чи­лось 16 сен­тяб­ря 1918 г. По сю­же­ту глав­ный герой, во­ен­ный Шарло, ока­зав­шись в тре­ни­ро­воч­ном ла­ге­ре во Фран­ции, со­вер­ша­ет уйму по­дви­гов и ста­но­вит­ся на­сто­я­щим ге­ро­ем сра­же­ний… но вско­ре, как и в дру­гом филь­ме ре­жис­се­ра, про­сы­па­ет­ся. Ча­п­ли­ну уда­лось со­здать груст­ный порт­рет оди­но­ко­го сол­да­та, ко­то­рый ждет ве­стей из дома и может до­бить­ся «мира во всем мире» толь­ко во снах.

Показ со­про­вож­да­ет­ся живой му­зы­кой в ис­пол­не­нии Де­ни­са Ки­рил­ло­ва. Перед по­ка­зом филь­ма ис­пол­ни­тель рас­ска­жет о му­зы­каль­ной им­про­ви­за­ции, в том числе, в немом кино.





31 июля

18:00

«На за­пад­ном фрон­те без пе­ре­мен»

1930
Ре­жис­сер — Льюис Майл­сто­ун
2 часа 16 минут

«На За­пад­ном фрон­те без пе­ре­мен» (англ. All Quiet on the Western Front) — черно-белая эпи­че­ская во­ен­ная драма ре­жис­се­ра Лью­и­са Майл­сто­у­на, экра­ни­за­ция од­но­имен­но­го ро­ма­на Эриха Марии Ре­мар­ка. Рас­сказ о про­стых немец­ких школь­ни­ках стар­ших клас­сов, ко­то­рые под дей­стви­ем пат­ри­о­ти­че­ской про­па­ган­ды идут на войну, при­ни­мая её как игру, не зная, что впе­ре­ди их ждет толь­ко смерть.
В но­яб­ре 1930 года на тре­тьей це­ре­мо­нии пре­мии «Оскар» ки­но­кар­ти­на по­лу­чи­ла две ста­ту­эт­ки в но­ми­на­ци­ях «Луч­ший фильм» и «Луч­ший ре­жис­сер». В 1990 году вклю­чен в На­ци­о­наль­ный ре­естр филь­мов, об­ла­да­ю­щих «куль­тур­ным, ис­то­ри­че­ским или эс­те­ти­че­ским зна­че­ни­ем». По вер­сии Аме­ри­кан­ско­го ин­сти­ту­та кино, кар­ти­на за­ни­ма­ет 7-е место в спис­ке «10 луч­ших эпи­че­ских филь­мов».
Фильм пред­ста­вит ки­но­вед, ис­то­рик фо­то­гра­фии, за­ме­сти­тель глав­но­го хра­ни­те­ля РОС­ФО­ТО Ва­си­лий Гусак с лек­ци­ей по ис­то­рии ки­не­ма­то­гра­фа 1920–1930-х.





7 ав­гу­ста

18:00

«Франц»

2016
Ре­жис­сер — Фран­с­уа Озон
1 час 53 ми­ну­ты

Анна и Франц жили в неболь­шом немец­ком го­ро­де, были мо­ло­ды, влюб­ле­ны друг в друга и со­би­ра­лись по­же­нить­ся. Но в тихое сча­стье двоих вме­шал­ся боль­шой су­ма­сшед­ший мир – шла Пер­вая ми­ро­вая война, Фран­ца от­пра­ви­ли на фронт во Фран­цию, где он, 23-лет­ний скри­пач, обо­жав­ший стихи Вер­ле­на, погиб. Война за­кон­чи­лась, а жизнь Анны те­перь све­лась к под­держ­ке по­жи­лых ро­ди­те­лей лю­би­мо­го и по­се­ще­ни­ям клад­би­ща. Од­на­ж­ды там она видит незна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый при­нес цветы на мо­ги­лу Фран­ца. Он, Ад­ри­ен, – фран­цуз, а, зна­чит, враг. Но встре­ча с ним пе­ре­во­ра­чи­ва­ет ее жизнь.

Фильм пред­ста­вит Вик­то­рия Май­зель — до­цент ка­фед­ры дра­ма­тур­гии и ки­но­ве­де­ния СПб­ГИ­КиТ, кан­ди­дат ис­кус­ство­ве­де­ния, ки­но­кри­тик, по­сто­ян­ный автор жур­на­ла «Ис­кус­ство кино», член ФИ­ПРЕС­СИ, глав­ный ре­дак­тор меж­ду­на­род­но­го на­уч­но­го жур­на­ла «Ки­не­ма».





14 ав­гу­ста

19:00

«Маль­чик рус­ский»

2018
Ре­жис­сер — Алек­сандр Зо­ло­ту­хин
1 час 12 минут

«Маль­чик рус­ский» — де­бют­ный пол­но­мет­раж­ный ху­до­же­ствен­ный фильм рос­сий­ско­го ре­жис­се­ра Алек­сандра Зо­ло­ту­хи­на. Ис­то­рия о про­стом рус­ском маль­чи­ке, ко­то­рый идет на фронт Пер­вой ми­ро­вой войны с на­ив­ной юно­ше­ской меч­той о славе и ор­де­нах. В пер­вом же бою он те­ря­ет зре­ние. Его остав­ля­ют слу­жить слу­ха­чом: через огром­ные ме­тал­ли­че­ские во­рон­ки он дол­жен слу­шать при­бли­же­ние вра­же­ских аэро­пла­нов и под­ни­мать тре­во­гу.

После по­ка­за прой­дет встре­ча и об­суж­де­ние филь­ма с ре­жис­се­ром Алек­сан­дром Зо­ло­ту­хи­ным.