Фотографии 1850-х — 1870-х годов из российских государственных собраний
Монографической выставкой Вильяма Андреевича Каррика (1827–1878) РОСФОТО продолжает серию научно-исследовательских проектов под общим заглавием «Русские фотографы ХIX века». Задача серии — представить важнейшие моменты истории русской светописи, уникальные памятники отечественной фотографии, хранящиеся в фондах музеев и архивов России, познакомить зрителя с творчеством лучших мастеров ранней отечественной фотографии.
Вильям Каррик родился в Эдинбурге (Шотландия), но уже в годовалом возрасте был привезен родителями в Россию. В 1853 году он получил в Императорской Академии художеств звание «неклассного художника с правом производить строения», затем жил в Риме (до 1856 года), совершенствуясь в технике акварельной живописи и знакомясь с фотографией, быстро входившей в моду. Вернувшись в Петербург серьезно увлеченным фотографией как «искусством будущего», Каррик некоторое время работал «исследователем-ассистентом» в фотоателье художника Ивана Гоха.
В 1857 году он вместе с семьей совершил поездку на родину, в Шотландию, где изучал технику фотографии и знакомился с её последними достижениями.
Весной 1859 года Вильям Каррик открыл фотоателье в Петербурге, в котором работал вместе с другом и компаньоном, шотландцем Джоном Макгрегором.
Известность фотографу принесла серия снимков под названием «Картины русской жизни». Творческой задачей, которую поставил перед собой Каррик, было создание снимков простого народа, о судьбе которого так печалились передовые представители русского общества 1860-х годов близкие ему по духу. Опираясь на давние художественные традиции, он создает серию петербургских «уличных типов». В нее вошли студийные одиночные портреты служанок, кучеров, точильщиков в формате «карт-визит» и уличные групповые постановочные фотографии в формате «кабинеток».
Одним из первых, Каррик покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые «народные сцены» в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии. Фотографии, созданные Карриком, воспринимаются не как этнографические документы, а как выразительные, тонко и умело поставленные художественные композиции. В 1870-х годах он совершил поездки в Ярославскую, Костромскую, Казанскую, Симбирскую губернии, результатом которых стали около 700 снимков «кабинетного» формата в этнографическом, пейзажном и портретном жанрах.
Кроме того, большое значение Каррик придавал фотографии как «подспорью искусства» – съемке «художественных этюдов», которые могли бы помочь при создании живописных полотен, а также изготовлению для широкой продажи фоторепродукций живописных произведений. В 1880 году в Петербурге была организована «Выставка фотографических снимков с картин придворного художника профессора Михая Зичи, исполненных фотографией Каррика».
С 1876 года Каррик имел звание фотографа Императорской Академии художеств; был действительным членом Отдела светописи Императорского Русского технического общества.
По мнению исследовательницы творчества В. Каррика Е. В. Бархатовой, «внимание к наследию этого мастера, хранящемуся во многих музейных, библиотечных и личных собраниях, с течением времени все больше возрастает. И по мере его изучения становится отчетливо видно, как много актуальных для своей эпохи проблем было сосредоточено в новаторской работе шотландца Вильяма Андреевича Каррика, который беззаветно служил развитию русской культуры».
К открытию выставки будет выпущен альбом-каталог, в который войдут исследовательские статьи о жизни и творчестве В. А. Каррика (кандидата искусствоведения, заведующей Отделом эстампов РНБ Е. В. Бархатовой; ведущего научного сотрудника Университета г. Глазго Сары Стивенсон; куратора Отдела фотографии в Музее Виктории и Альберта Марты Вайс), а также подробный каталог и иллюстрации представленных на выставке фотографий.
Вильям Каррик — (1827–1878) один из выдающихся мастеров русской фотографии, уроженец Шотландии. Он всю жизнь провел в России, и его имя тесно связано со становлением отечественной фотографии и ее влиянием на развитие русской реалистической живописи. Окончив в 1853 году Императорскую Академию художеств, Каррик жил затем в Риме, совершенствуясь в технике акварели и знакомясь с фотографией, которая быстро входила в моду. Серьезно увлеченный «светописью» как «искусством будущего», Каррик изучал ее технические особенности в Эдинбурге, куда ездил в 1857 году вместе с семьей.
В начале 1859 года он открыл фотомастерскую в Петербурге, в которой работал вместе с шотландцем Дж. Макгрегором. Сначала она располагалась на Малой Морской улице, 19, а затем на 5-й линии Васильевского острова, 1/6. В то же время, Каррик, опираясь на давние художественные традиции, создал в 1860-е годы в формате «карт-визит» серию «уличных типов» — разносчиков, кучеров, мелких торговцев и т. п. Вскоре он покинул павильон и одним из первых стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в окрестностях Петербурга, в Новгородской губернии и Финляндии. Его снимки простого народа, судьба которого была в центре внимания передовых представителей русского общества 1860-х годов, многие живописцы воспринимали как «серьезное подспорье искусству».
В 1869 году фотографии Каррика под названием «Сельский быт» с успехом экспонировались на годичной выставке Академии художеств.
В 1871, 1875 и 1878 годах фотограф совершил поездки в Ярославскую, Костромскую, Казанскую, Симбирскую губернии, где создал около 700 снимков «кабинетного» формата. Эстетические особенности его выразительных и мастерских по композиции фотографий чрезвычайно близки произведениям русской реалистической живописи — недаром их активно использовали при создании своих полотен мастера-передвижники.
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: