Влияние фотографии на русскую живопись XIX–XXI веков, трудные и актуальные вопросы развития искусства в России
В течение последних нескольких лет на разных площадках Санкт-Петербурга проходит лонгитюдный цикл лекций искусствоведа Алексея Григорьевича Бойко.
В нем классическому и малоизвестному русскому искусству задаются порой весьма провокационные вопросы. На встречах, проводимых в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО, мы впервые рассмотрим эти вопросы в контексте фотографической практики.
Две вступительные лекции объединены общим названием: «О русской живописи в свете фотографии: от Карла Брюллова и Ивана Шишкина до Эрика Булатова и Дмитрия Шорина».
Изобретение фотографии оказало мощное воздействие на искусство живописи. Живопись и фотография начали борьбу за приоритетное право удваивать видимый мир и влиять на идеалы, чувства и экономику. Уже современники А. С. Пушкина предстают перед потомками и в живописных образах и на фотографиях. Итак, как изменились возможности и задачи живописцев после появления фотографии? Каким образом творчество Карла Брюллова испытало на себе воздействие фотографии и может быть понято как предчувствие любви и ненависти двух искусства — пластического (живописи) и технического (фотографии)? Почему, кстати, выражение «техническое искусство» подчеркивает художественную природу фотографии?
Мы увидим, как соединялись разные импульсы в ранней русской фотографии: воздействие Академии художеств, изобретения и усовершенствования средств фотографирования, гендерные различия фотографов. И, главное, сможем оценить творческую позицию знаменитых русских художников и критиков в актуальном споре искусств во второй половине XIX столетия (И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. В. Стасов). Позже страсть к фотографии проявили и те, кто искал входы и пути в иные миры: М. А. Врубель, Н. К. Рерих, В. Э. Борисов-Мусатов.
Изо всего многообразия советского материала мы выберем лишь два аспекта: какую роль в культуре тех лет играла репродукционная фотосъемка и почему в СССР фотореализм состоялся, не реализовав своих гиперреалистических свойств.
Наконец, рассмотрим фотографические «модусы» в живописи с берегов Невы (Г. Гурьянов, Е. Остров, О. Тобрелутс, Дм. Шорин), Москвы-реки и Сены («Вижу. Живу» Эрика Булатова).
В центре внимания третьей лекции «Электронные копии произведений искусства в Google Art Project, или об информационно-коммуникационном видении актуальных современников» будет сущность информационно-коммуникационного видения мира и его проявления в современном искусстве и его восприятии.
Особой акцией в рамках данного лекционного предложения будет круглый стол «Герои петербургского художественного процесса: фотографы Николай Симоновский, Яков Кальменс, Владимир Михайлуца».
Для обсуждения предлагаются вопросы: 1) Мотивация летописцев художественной жизни. Призвание? Самореализация? Стиль жизни? 2) Три фигуры: общность, состязательность, индивидуальность. Пристрастия и объективность в фотоработе. Профессиональные принципы, приёмы и авторский стиль. 3) Социальный статус и жизненные возможности фотографа художественной жизни.
Фотография как фермент модернизации и камертон сущности искусства живописи. «Автопортрет» и фотопортрет К. П. Брюллова; поздние портреты «Великого Карла» как предчувствие любви/ненависти фотографии и живописи. «Академическая» (ИАХ), «техническая» (ИРТО), женская фотография и русский реализм второй половины XIX века (И. Е. Репин, И. И. Шишкин, В. В. Стасов).
Фотография и символизм: запечатленное, неуловимое, потустороннее (М. А. Врубель, Н. К. Рерих, В. Э. Борисов-Мусатов).
Фотореализм в СССР. Фотографические модусы живописи нового русского классицизма (Г. Гурьянов, Е. Остров, О. Тобрелутс). «Вижу. Живу» Эрика Булатова: фотография и живопись в ягдташе художника. Крупноформатные стоп-картины Дмитрия Шорина.
В чем заключается сущность информационно-коммуникационного видения окружающего нас мира и как оно проявляется в современном искусстве? Дополнительная эстетика электронных копий художественных изображений. Кризисы внимания, распад созерцания в контексте проклассического и актуального искусства. Гугл Арт Проджект — актуальная прививка классике? Последняя надежда музея? инструмент визуальных открытий и интерпретаций?
Вопросы для обсуждения:
1. Мотивация летописцев художественной жизни. Призвание? Самореализация? Стиль жизни? 2. Три фигуры: общность, состязательность, индивидуальность. Пристрастия и объективность в фотоработе. Профессиональные принципы, приёмы и авторский стиль. 3. Социальный статус и жизненные возможности фотографа художественной жизни.
Алексей Григорьевич Бойко — лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея.
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: