Выставка, посвященная Тине Модотти (1896, Удине — 1942, Мехико) — одной из интереснейших неизвестных фотографов XX века, актрисе, модели, активистке и революционерке
В 1999 году в Москве с успехом прошла первая в России выставка фотографий Модотти. Теперь и Петербург сможет увидеть ее знаковые работы разных лет: от знаменитых фотографий мексиканского революционного движения и серии «Женщин из Теуантепека» до малоизученных портретов, фотоснимков растений, настенных росписей, марионеток Лу Бунина. На выставке представлены 60 фоторабот Модотти и несколько произведений ее ментора и аманта Эдварда Уэстона из коллекции Рейнхарда Шульца. Важным разделом сталм фотографии и документы, рассказывающие о деятельности Модотти в Москве и ее контактах с советскими деятелями культуры и политики: А. Коллонтай, В. Маяковским, С. Эйзенштейном, Е. Стасовой и другими. Многие страницы ее жизни до сих пор скрывают архивы спецслужб.
Творчество Модотти, когда-то забытое, начиная с конца прошлого столетия стало привлекать внимание исследователей, коллекционеров и писателей, способствовавших мистификации ее образа. Их привлекала насыщенность ее жизни, в которой роковым образом слились искусство, любовь и революция.
Ее детство прошло в Италии и Австрии, в 16 лет она последовала за отцом в Америку, где работала на фабрике, а затем вышла замуж и начала сниматься в кино в Голливуде. Однако именно с переезда в Мексику началась ее фотографическая карьера. Потомкам Модотти известна прежде всего как мексиканский фотограф. В Мексике, как она признавалась, она нашла себя, именно здесь совпали и получили реализацию ее политические и эстетические идеалы. Доказательством тому служит поворотное решение Тины оставить фотоискусство после депортации из Мексики, предлогом для которой стало сфабрикованное дело о покушении на мексиканского президента Ортиса Рубио.
За изгнанием последовала активная политическая жизнь в Москве, секретные партийные миссии в Европе, политработа в Париже, опасная и отчаянная помощь республиканцам в испанской гражданской войне в качестве медсестры, журналистки и советского референта, трагическое возвращение в Мексику.
Модотти часто видели через призму пола и представляли в пассивной роли музы, модели, femme fatale, помощницы и соратницы ее более известных любовников: американского поэта и художника Робо де Ричи, классика американского фотомодернизма Эдварда Уэстона, мексиканских муралистов Диего Риверы и Хавьера Герреро, основателя компартии Кубы Хулио Антонио Мельи, командира Пятого полка в Испании Витторио Видали.
На волне феминистских исследований ее творчество заняло самостоятельное место в истории, что было убедительно аргументировано кураторами крупных выставок Модотти в мировых музеях начиная с 1980-х годов. В турбулентные постреволюционные 1920-е годы в Мексике Тина оказалась единственной женщиной в патриархальном мире художников и революционеров. Она добилась их признания и уважения и подавала пример для многих юных художниц. Наиболее близкими среди них были Фрида Кало и Лола Альварес Браво.
За свою короткую семилетнюю фотокарьеру Модотти сумела достигнуть высокого мастерства в сочетании социального содержания с модернистской эстетикой. Она освоила «новую фотографию», «новое видение», исследовала возможности тональных контрастов, необычных ракурсов, современной геометрии, двойной экспозиции. В ее фотографиях есть ощущение нового времени, меняющейся жизни динамичного XX века, индустриализации. Но в отличии от своего учителя Эдварда Уэстона, для которого суть фотографии сводилась к красоте формы, Тина обратила этот новый взгляд на простых людей, выявляя красоту и силу их труда, превращая обыденное в символическое, материальное в нематериальное. Она одной из первых начала снимать представительниц матриархальной культуры, уникального для Мексики анклава — региона Теуантепек, чьи наряды носила Фрида. Ее снимки мексиканских крестьян и ацтекских мадонн обошли обложки многих международных журналов.
Переплетая архивные материалы с наиболее значимыми фотографиями Тины Модотти и Эдварда Уэстона, репродукциями фресок Диего Риверы и лирическими постановочными сценами, фильм воссоздает политическое, художественное и интимное пространства жизни в Мексике в 1920-х годах. Опираясь на дневники Эдварда Уэстона, письма Тины Модотти, режиссер раскрывает внутренний мир героев, транслируемый голосами Тины, Эдварда и их современников.
Фильм стал лауреатом Международного кинофестиваля Colombus, Гаванского фестиваля нового латиноамериканского кино, Кинофестиваля Йорктон, Кинофестиваля в Монтре.
2002, 78 минут, Канада, ч/б, цветРежиссер и автор сценария: Бренда Лонгфелло
© Gerda Film Productions Inc. 2002
Еще
Зачем идти на выставку фотографа Тины Модотти и причем тут Мадонна, Фрида Кало и Родченко? (Собака.Ru)
Фотографии революционерки Тины Модотти впервые покажут в Петербурге (Комсомольская Правда)
Выставка работ художницы-революционерки Тины Модотти (телеканал «Санкт-Петербург»)
Сюжет о выставке в программе «Неспящие» (телеканал «78», 23’–29′)
Куда сходить в Санкт-Петербурге 21 и 22 сентября (Культура.РФ)
Топ-10 самых интересных выставок осени в Петербурге (ART1)
Искусство без уловок (Санкт-Петербургские ведомости)
Крутые события уик-энда в Петербурге (Я покупаю)
16 выставок осени в Петербурге (The Village)
20 выставок осени в Петербурге (Собака.Ru)
Куда пойти 20–22 сентября (Фонтанка)
Заключительное мероприятие к выставке
Принять участие в интерактивном занятии могут все желающие с любым уровнем знания итальянского языка
Лекция доктора исторических наук, профессора РАН и СПбГУ, директора Центра ибероамериканских исследований
Об известнейшей из неизвестных фотографов XX века
История отношений и взаимного влияния двух выдающихся художниц первой половины XX столетия
1896 – 16 августа в итальянском городке Удине родилась Ассунта Аделаида Луиджиа Модотти (Тина), третья из шестерых детей Ассунты Мондини и Джузеппе Салтарини Модотти.
1906 – Джузеппе Модотти и его старшая дочь Мерседес эмигрируют в Соединенные Штаты. Семья остается в Удине, где живет в нищете с надеждой в ближайшем будущем переехать к отцу.
1913 – Тина покидает Италию и приезжает в Нью-Йорк (на остров Эллис). Она живет со своим отцом и сестрой Мерседес в Сан-Франциско. Обе сестры трудятся в ателье Маньен, где Тина также работает моделью.
Читать полную биографию
Норма Пенсадо Морено, посол Мексики в РФ; Захар Михайлович Коловский, генеральный директор РОСФОТО; Паола Чони, директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге
Норма Пенсадо Морено, посол Мексики в РФ
Паола Чони, директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге
Ольга Юдина, куратор выставки, представитель коллекционера Рейнхарда Шульца
Виктор Лазаревич Хейфец, доктор исторических наук, доцент, профессор РАН, профессор, кафедра теории и истории международных отношений СПбГУ, директор Центра ибероамериканских исследований, сопредседатель
Фернандо Каррера, директор Центра испанского языка и культуры Adelante
Сергей Борисович Брилев, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, заместитель директора ТРК «Россия», президент Института Беринга-Беллинсгаузена для Америк
Фотографии революционных событий в Мексике (1910—1917) и России (Февраль 1917 года)
Фотографии, сделанные в трех кабаре Мехико-сити — «Бомбее», «Рун Рун» и «Синей Бороде»
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: