Советская фотокнига 1920—1930-х годов — уникальный книжный памятник эпохи индустриального прорыва. На выставке представлены изображения разворотов фотокниг — шедевров, по которым легко прослеживаются история фотокниги и основные тенденции в фотографии и дизайне тех лет. Выставку дополняют фотографии из коллекции РОСФОТО: снимки Макса Альперта, Дмитрия Дебабова, Георгия Зельмы, Бориса Игнатовича, Бориса Кудоярова, Александра Родченко, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, которые неоднократно воспроизводились в фотокнигах.


Первыми посетителями выставки в художественной галерее Нижневартовского краеведческого музея, открывшейся 6 октября, стали сотрудники муниципального бюджетного учреждения «Библиотечно-информационная система» города Нижневартовска, для которых научные сотрудники музея провели экскурсию. Гости мероприятия познакомились с фрагментами фотокниг, отобранных из всего корпуса изданий периода 1920–1930-х годов («Великий Октябрь», «Индустрия социализма», «Советские субтропики» и др.), а также узнали историю фотокниги.


Завоеванием массового зрителя в ХХ веке фотография обязана полиграфии, именно печать стала ее главным проводником и популяризатором. Уже в начале столетия фотография теснит рисованную графику, превращаясь в основной иллюстрационный материал газетно-журнальной продукции. В те годы фотографии приписывались свойства объективности и правдивости. Все образы индустриального успеха — лишь инструменты политической пропаганды, скрывающие неоднозначные исторические события за парадным фасадом, но сформировавшие мощный позитивный фундаментальный образ страны. Слепок реальности — такой, какая она есть, — соответствовал, по выражению философа Вальтера Беньямина, стратегии эпохи «технической воспроизводимости произведения искусства».

Фотография не только осознала себя актуальным художественным явлением, но и предложила особый вид репрезентации — фотоиллюстрацию и фотомонтаж, развитие которых привело к новой форме книги и новой издательской политике. Надписи «фотокнига» или «фото и монтаж» на обложке и титульном листе после названия говорили об особом статусе издания, претендовавшего на документальность, наглядность, очеркизм, репортаж. Конечно, речь идет не о фотоальбомах, посвященных городам, природе и путешествиям, напечатанных полиграфическим способом или с оригинальных позитивов, — такие были и раньше, продолжали существовать и позже, — но об идее книги, где содержание выстраивается из фотографического материала, а вербальное заменяется визуальным.

Порой трудно провести границу между фотоальбомом и фотокнигой, но она существует и раскрывается в самом термине —  фото/книга. Художнику, а в 30-е именно он выступал в качестве «режиссера» издания, в фотокниге отводится ведущая роль. Учитывая заказной характер и большие тиражи, автор/фотограф не мог осуществить свой проект, а главное — выступить его инициатором.

Каждое десятилетие ХХ века предлагало свое представление о фотокниге: середина двадцатых — это книга с фотомонтажными иллюстрациями, начало тридцатых — фотоочерк, середина — документальный отчет, книгафильм, к концу десятилетия начинают преобладать художественные интенции, победившие в советской фотографии не без усиленного нажима метода соцреализма. Позже, в шестидесятые, появились фотолетопись, фотоповесть, фоторассказ, фоторепортаж.

Фотокнига активно развивалась на протяжении всего ХХ века. С появлением оперативной полиграфии, современной фото- и репродукционной техники она приобрела новые черты, стала более независимой, социальной, протестной, у нее появилась целевая заинтересованная аудитория. Сегодня, почти сто лет спустя, возникла необходимость проанализировать этот путь.


Место проведения: Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева, Тюменская область, ХМАО-Югры, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 9