Путешествие на Восток

«Путешествие на Восток» — масштабный выставочный проект, демонстрирующий разнообразие фотографий, сделанных учеными, профессиональными фотографами и туристами XIX — начала XX в. Многовековое притяжение восточных стран сильно повлияло на распространение в XIX столетии фотографии по миру, благодаря научным экспедициям и коммерчески успешным ателье. Материалы из коллекции РОСФОТО разворачивают широкую панораму образов Ближнего Востока и Северной Африки, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В экспозиции представлены фотографии, на новом уровне продолжавшие традиции гран-тура XVIII в., наполеоновских экспедиций в Египет или поездок художников-романтиков первой половины XIX в. на Восток.

Фотографы стремились к выразительности и одновременно узнаваемости запечатлеваемых образов — храмов Египта, дворцов Турции или пейзажей Святой земли. Кроме того, фотография открыла для широкого круга зрителей экзотические виды Китая, Монголии, Японии, Филиппинских островов, Сингапура и т. д.

Многие из этих стран связаны между собой историей Великого шелкового пути, который соединял Китай и Средиземноморье, протянувшись через разнообразный ландшафт и затронув различные культуры. Богатое наследие городов Шелкового пути восхищало путешественников всех эпох, не стали исключением и исследователи века XIX, вооруженные фотографией. Сегодня их произведения не только выступают бесценным визуальным источником по истории многих народов, но также отличаются своими высокими эстетическими качествами. В экспозиции тема Шелкового пути отражается прежде всего в материалах из самой обширной части маршрута, исторически тесно связанной с Российским государством и пролегавшей по Средней Азии и Кавказу.

Шелковый путь имел и чайное ответвление, шедшее через Монголию в Россию, благодаря чему в XVIII–XIX вв. процветали русские города Кяхта, Иркутск и др.

Среди экспонатов выставки — редкие кадры, сделанные в Монголии Николаем Аполлоновичем Чарушиным, снимки Дмитрия Ивановича Ермакова и Феликса Бонфиса из Турции, египетские фотографии из ателье братьев Зангаки и Антонио Беато, изображения придворного фотографа персидской правящей династии Антона Васильевича Севрюгина из Ирана, среднеазиатские походные фотографии Григория Е. Кривцова и отпечатки из ташкентского ателье Александра Карловича Энгеля. Снимки русских фотографов, с 1870-х гг. активно работавших в Средней Азии и на Кавказе, позволяют проследить маршрут Шелкового пути и историю многих городов, через которые он проходил, а фотографии иностранных ателье XIX столетия дополняют это визуальное путешествие, расширяя его до масштаба всего региона, обобщенно называемого Востоком. Посетители выставки смогут познакомиться с целым рядом выдающихся мастеров фотографии, чьи работы, уже ставшие художественными памятниками прошлого, позволят погрузиться в созерцание разнообразия и богатства Востока.

1_Japan-1-848x614-1-848x614
1_Japan-1-848x614-1-848x614
Роспись зонтов
Кусакабэ Кимбэй
1880-е — 1890-е
4_Japan-1-848x581-1-848x581
4_Japan-1-848x581-1-848x581
Гейша в паланкине-каго
Шинисэ Судзуки
1890-е
kp089_097_7678 (1)
kp089_097_7678 (1)
Феликс Бонфис
Пирамиды в Гизе.
Египет, 1870-1890-е
РОСФОТО
kp1018_008_L008_35295
kp1018_008_L008_35295
Александр Леру
Набережные в Алжире.
Алжир, 1890-1900-е
РОСФОТО
kp150_009_11761
kp150_009_11761
Братья Гюльмез
Собор Святой Софии.
Османская империя, Константинополь, 1890-е

Многоликая Россия

Россия — древняя страна с многовековой историей, отметившая в 1862 году свой тысячелетний юбилей. В проекте «Многоликая Россия» представлены архивные фотографии XIX века: видовые и жанровые снимки, портреты людей и кадры с изображениями архитектурных памятников русских городов. Передавая этническое и культурное разнообразие страны, фотографии складываются в объемный исторический образ России.

Проект включает архивные фотографии из коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, запечатлевшие виды крупных городских центров Российской Империи: Петербурга, Москвы, Новгорода, Архангельска, Ростова — и аутентичную жизнь национальных окраин. Видовые, этнографические и портретные снимки отражают культурное и социальное разнообразие многонациональной страны. Исторические и архитектурные памятники, строительство транспортных магистралей, национальные костюмы и обряды — это и многое другое на снимках лучших фотографов своего времени составляет панораму образов многоликой России.

Работы Ивана Барщевского, ателье «Буассона и Эгглер», Максима Дмитриева, Дмитрия Ермакова, Вильяма Каррика, Альфреда Лоренса, графа Ностица, Якова Лейцингера и многих других — с исторической точностью и художественной выразительностью передают разнообразие жизненного уклада населения российского государства во второй половине XIX — начале XX века.

kp017_102_2899
kp017_102_2899
Ателье «Левицкий и сын»
Великая княгиня Ксения Александровна с Великим князем Александром Михайловичем и императором Николаем II
Санкт-Петербург, 1894
kp482_051_23724051-e1491819444141
kp482_051_23724051-e1491819444141
И. Ф. Барщевский
Николо-Мокринская церковь, Ярославль
1880-е — 1890-е
kp061_010_5442
kp061_010_5442
П. П. Павлов
Новодевичий монастырь, Москва
1891–1900
kp076_013
kp076_013
И. Г. Ностиц
Покровский собор (Василия Блаженного), Москва
До 1896 года
kp077_052_6143
kp077_052_6143
Д. И. Ермаков
Карачаевки
Кубанская обл., Карт-Джуртский аул
1870-е — 1890-е

Частная жизнь. Семейный альбом из собрания РОСФОТО

Выставка исследует традицию семейного фотографического архива в России. В центре внимания оказались семейные фотоальбомы, коллекции фотографий и негативов второй половины XIX — середины XX века.

Экспозиция позволяет проследить историю развития семейного альбома на протяжении века — от зарождения российской светописи до массового увлечения фотографией в советской период — и увидеть, как складывался современный подход к созданию и оформлению семейного фотоархива.

Первоначально съемку в фотоателье могли себе позволить только состоятельные люди, и сам факт съемки был большим событием для всей семьи. К концу XIX века с развитием фотографической техники возрастает число портретных фотоателье, появляется фотография формата визитной карточки, которая становится доступной и получает широкое распространение. С этого момента фотография малого формата появляется на страницах семейного альбома.

Выставка представляет анонимные истории и сюжеты из жизни известных российских семей — фотографии из альбомов фрейлины Е. П. Эйлер, графа Д. И. Толстого, дворян Сафроновых и Ростовцевых, скульптора В. А. Беклемишева, купца Немчинова, врача Г. А. Дмитровского, астронома Е. Л. Кринова, химика и археолога В. Н. Кононова, художника М. В. Добужинского. Такие архивы хранят память о судьбах поколений и являются характерными знаками своего времени.

1
1
Из детского альбома неизвестной семьи
Неизвестный автор
Висбаден, Германия, 1897
2
2
Фотография из альбома неизвестной семьи
  1911–1914
3
3
Из альбома семьи скульптора В. А. Беклемишева
1914‒1916

Русский театр в фотографиях конца XIX – начала XX века

Вторую половину XIX века можно назвать временем рассвета театральной фотографии в России. В это время работали такие выдающиеся мастера фотоискусства, как К. И. Бергамаско, И. Г. Дьяговченко, К. А. Фишер, В. Г. Чеховский и др. Фотографии этих и других авторов поражают красотой и совершенством композиции, наполненностью светом, способностью фотографа подчеркнуть уникальные черты каждого исполнителя и модели.

В течение долгого времени техническое несовершенство аппаратуры, и недостаточное освещение не позволяли делать снимки непосредственно на сцене, поэтому съемки организовывали в мастерских фотографов, где актеры и деятели искусства, загримированные и одетые в сценические костюмы, принимали наиболее эффектные для своей роли статичные позы.

На выставке, наряду с портретами деятелей искусства, мало знакомых современному зрителю, представлены фотографии выдающихся актеров театра, оперы и балета, драматургов, композиторов, внесших значительный вклад в развитие русской и мировой культуры.

В экспозицию вошли фотографии М. Н. Ермоловой, Л. А. Собинова, М. М. Петипа, Ф. И. Шаляпина, П. И. Чайковского, А. П. Чехова, снимки театральных, балетных и оперных постановок: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Ценными экземплярами коллекции РОСФОТО являются снимки артистов на фирменных бланках, созданные в фотомастерских при театре и в фотографических ателье Санкт-Петербурга и Москвы.

Уникальная коллекция театральной фотографии из собрания РОСФОТО передаёт всё величие русского театра рубежа XIX–XX веков.

Балерина Е.О. Вазем в партии Зорайи
Балерина Е.О. Вазем в партии Зорайи
Портрет балерины Екатерины Оттовны Вазем в сценическом образе в балете «Зорайя»
Карл Иванович Бергамаско
1881
005
005
Портрет актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской
Неизвестный автор
1900-е
Портрет М.Н.Ермоловой
Портрет М.Н.Ермоловой
Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
Карл Андреевич Фишер
1889–1895
Портрет Шаляпина
Портрет Шаляпина
Портрет оперного певца, солиста Большого и Мариинского театров Фёдора Ивановича Шаляпина
Максим Петрович Дмитриев (копия на бланке Cabinet Portrait)
1901
004
004
Портрет композитора, дирижера Николая Андреевича Римского-Корсакова
Неизвестный фотограф
1897

Семейный альбом. Архив Фелиции

На выставке представлен уникальный семейный архив, включающий более ста фотографий. Коллекция была передана Государственному музейно-выставочному центру РОСФОТО в 2022 году и получила свое название в честь главной героини снимков — Фелиции Романской (урожд. Франтц).

В архиве, охватывающем временной период с 1860-х по 1940-е годы, присутствуют профессиональные студийные фотографии, выполненные в фотоателье, и любительские снимки — пленэрные и интерьерные фотозарисовки, а также письма и документы.

Семейные архивы чаще всего складываются стихийно и полны безымянными фотографиями. Поэтому работа по их атрибуции, установление личностей, на ней запечатленных, превращается в настоящее расследование: изучение происхождения, выяснение места и времени создания, а также авторства. Фотографии, сохраняя мельчайшие детали, несут в себе множество скрытой информации: одежда изображенных лиц, знаки отличия, обстановка. Все эти фрагменты прошлого, постепенно соединяясь, складываются в картину жизни целого рода…

«Архив Фелиции» — это выставка-лаборатория, где зритель может не только увидеть изображения из коллекции, охватывающей три поколения одной семьи, но и познакомиться с принципами работы при атрибуции фотографических коллекций и семейных архивов.

273
273
Свидетельство Петровской женской гимназии, выданное на имя Фелиции Каловны Франтц о сдаче экзаменов за 3 класс
Санкт-Петербург, 1899
kp988_007_33674
kp988_007_33674
Портрет Карла Ивановича Франтца с женой и детьми
Санкт-Петербург, 1900-е
kp988_019_33686
kp988_019_33686
Арбус Р.
Портрет Фелиции Франтц в детстве
Начало 1890-х
Альбуминовый отпечаток

Град Петров

Санкт-Петербург — наиболее яркое воплощение деяний Петра Великого, чье 350-летие широко отмечается в 2022 году. Зримый итог реформ царя-преобразователя, средоточие передовой русской культуры и новая столица российского государства, петровский «парадиз» был воспет в веках как город неповторимой красоты. С начала XVIII века Петербург традиционно изображался в гравюре, а к 200-летию города его активно стала запечатлевать сравнительно молодая фотография, существенно обогатив палитру искусства Серебряного века.

В преддверии юбилея города в 1902 году в журнале «Мир искусства» была опубликована знаменитая статья А. Н. Бенуа «Живописный Петербург», которую редактор журнала С. П. Дягилев сопроводил не только графическими работами А. П. Остроумовой-Лебедевой, Е. Е. Лансере, И. Э. Браза на петербургскую тему, но и фотографическими видами Северной Пальмиры, снимками площадей и набережных. 

В 1903 году мирискусники, широко обращавшиеся в своем творчестве к образу северной столицы, приняли активное участие в организации выставки «Старый Петербург», а в 1907 году — в создании одноименного музея, одной из главных задач которого была фотофиксация памятников архитектуры, в первую очередь XVIII века. Съемки проводили В. Я. Курбатов, Н. Г. Матвеев, К. К. Кубеш, П. С. Радецкий, чьи работы экспонировались на «Выставке художественно-архитектурных фотографий» (1911), воспроизводились в открытках Общины св. Евгении Красного Креста, в известном путеводителе «Петербург» (1913). 

В выставочный проект «Град Петров» вошли работы мастеров «Мира искусства», произведения книжной графики, открытые письма и журналы начала XX века, а также более 150 оригинальных фото отпечатков, многие из которых демонстрируются впервые.

Показ экспонатов сопровождается звучанием стихов о Петербурге А. Блока, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Белого, В. Иванова, М. Кузмина, Н. Агнивцева в исполнении театральных актеров.

kp541_013_25647013
kp541_013_25647013
Ателье «Братья де Жон». Издание А. Фельтена
Памятник Петру I (Медный всадник)
1880–1890-е
kp084_080_Lв альбоме_7146
kp084_080_Lв альбоме_7146
Издание Б.Аванцо
Биржа
1900-е
kp92142_009
kp92142_009
Карл Булла
Исаакиевский собор со стороны Сенатской площади, 1900-е

Картины природы

Экспозиция рассказывает о становлении жанра пейзажной фотографии во второй половине XIX —  начале XX века в России на примере работ таких выдающихся фотографов из коллекции РОСФОТО, как Вильям Каррик, Максим Дмитриев, Евгений Вишняков, Михаил Настюков, Андрей Карелин, и других.

Пейзаж — старейший и любимейший жанр фотографии. Изобретатель первой фотографической техники Луи Жак Манде Дагер на своих первых снимках, созданных в 1839 году при помощи камеры-обскуры, запечатлел на посеребренных медных пластинах вид парижской улицы.

В России одним из первых начал снимать улицы Петербурга Вильям Каррик (1827–1878). Его интересовали в первую очередь реальные «уличные типы»: разносчики, дворники, почтальоны и т. д. А в 1870-х годах он трижды путешествовал по Волге, где запечатлевал, однако, не красоту волжских пейзажей, а виды бедных деревень с крытыми соломой избами, полуразрушенные речные мельницы, узкие сельские улочки, сжатые поля со стогами сена.  Это существенно отличало снимки Каррика от работ других мастеров, которые стремились запечатлеть в своих кадрах величие Волги, красоту городов и сел на ее берегах. Пейзаж — старейший и любимейший жанр фотографии. Изобретатель первой фотографической техники Луи Жак Манде Дагер на своих первых снимках, созданных в 1839 году при помощи камеры-обскуры, запечатлел на посеребренных медных пластинах вид парижской улицы.

На выставке представлено более ста фотографий в разных старинных техниках, а мультимедийная экспозиция показывает уникальные фотографические альбомы пейзажной фотографии из коллекции РОСФОТО. 

1file
1file
Вильям Каррик
Возвращение крестьян с поля
Симбирская губерния, 1860–1870‑е
Альбуминовый отпечаток
2file
2file
Евгений Вишняков
Валаамская бухта
Из папки «Фотографии с натуры». Выпуск 1, 1889
Фототипия
3file
3file
Милевский П. А.
Большая улица
Иркутск, 1890-е
Альбуминовый отпечаток

Зачем нам два глаза? Стереофотографий из коллекции РОСФОТО

Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп.

Проект обращается к трем мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии.

Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе.

Вызываемая стереофотографиями иллюзия объема связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далеких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью.

Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны. 

Новая технология ставила для фотографов новые художественные задачи: как применяются правила композиции, если мы говорим об изображении, существующем в трехмерном пространстве? Часто не слишком выразительный снимок на бумаге оживает в стереоскопе и, наоборот, интересная композиция ничего не приобретает от появившегося объема.

На противоположной стороне находится любительская стереофотография. Поскольку стереоаппаратура часто была дешевле и проще в обращении, чем профессиональная фототехника, стереокамеры пользовались большой популярностью для любительской съемки.

Среди жанров любительской стереофотографии можно встретить портреты членов семьи, групповые снимки, зарисовки из повседневности. Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре.

Стереофотография переживет с момента изобретения периоды спада и подъема популярности, станет во многом предвестником появления трехмерной графики в кинематографе, будет применяться в науке и медицине.

Сейчас можно уверенно говорить о том, что это интереснейший период в истории становления фотографии, повлиявший на развитие ее визуального языка.

kp914_011_31222
kp914_011_31222
Окрестности Самарканда. Оросительные каналы
Неизвестный автор, Российская Империя, Средняя Азия, 1910-е
Издательство "Свет"
РОСФОТО
Финляндия. Лыжники
Финляндия. Лыжники
Лыжники
Неизвестный автор, Финляндия, начало 1910-х
Издательство "Свет"
РОСФОТО
kp017_062_2859
kp017_062_2859
Погрудный портрет девушки. Из серии «Театр Надара»
Неизвестный автор. Издательство Адольфа Блока
1880-е
РОСФОТО
kp786_018_27277
kp786_018_27277
Цветок магнолии
Василий Сокорнов
1900–1910-е
РОСФОТО

Вернуться

Последнее изменение 29.02.2024