Экспозиция ста фотографий из коллекции РОСФОТО, охватывающая период со второй половины XIX по конец XX века, рассказывает об отношениях фотографии и балета в России.
Начало традиции российской балетной фотографии было положено в Санкт-Петербурге в 1850-х годах, когда приехавший в столицу итальянский актер Карл Бергамаско открывает фотографическое заведение, основными посетителями которого становятся актеры петербургских Императорских театров. На визитных карточках, сделанных в ателье К. Бергамаско в 1870-х — 1880-х годах, портреты балерин: Екатерины Оттовны Вазем, Марии Мариусовны Петипа, Любови Петровны Радиной, чье мастерство определяло становление классического российского балета и начало его расцвета.
Продолжателями классической традиции в 1940-х ― 1960-х годах стали М. Гершман и М. Палей, работавшие в фотокабинете Театра оперы и балета имени Кирова. Блестяще выполненные студийные этюды представляют солистов Кировского балета Н. А. Петрову, А. А. Макарова, Т. М. Вечеслову, Н. М. Дудинскую, К. М. Сергеева, Н. В. Тимофееву.
В начале ХХ века классический балет служит базисом для развития современного танца ― балета в стиле модерн. Кардинально изменившийся облик танцоров и появление новых элементов, вводимых балетмейстерами, захватывает фотографов. В экспозиции представлены редкие фотографии танцовщиц Айседоры Дункан и Марии Понна, танцора Александра Каверзнева, балерины Марии Семеновой.
Настоящим украшением выставки стали авторские циклы фотографий Владимира Зензинова о театре балета Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры» (1973‒1975) и Рафаэля Мангутова о театре балета Бориса Эйфмана (1980-е). Оба автора глубоко погружены в среду, о которой рассказывают их фотографии, и склонны к интерпретации.
Дополняют экспозиционный ряд серия Александра Китаева «Звезды балета», посвященная примадоннам Мариинского театра, и избранные работы Валентина Самарина.
В выставку включены фотографии, созданные Константином Лемешевым и Николаем Бобровым.
Константин Лемешев родился в Хабаровске. После службы в армии приехал на Чукотку в поселок Эгвекинот, где начал активно фотографировать, увлекшись идеей «отразить и сохранить неповторимую особенность чукотского края и его обитателей». Последующие тридцать лет были посвящены воплощению этой идеи в жизнь средствами фотографии.
Сюжеты работ внешне просты, но за каждым из них стоит реальная история. Константин Лемешев в своих фотографиях отображает не только характерные бытовые моменты, рассказывающие о традиционном жизненном укладе, но обращает внимание на красоту окружающего мира, подмечает знаки вторжения современной цивилизации.
Николай Николаевич Бобров приехал на Чукотку в 1968 году. Работал главным геологом золотого прииска. В это же время он начал писать статьи для местной прессы. Оставив геологию в 1969 году, стал собственным корреспондентом окружной газеты «Советская Чукотка». С 1970 года работал фотокорреспондентом районной газеты «Горняк Заполярья». Побывал во многих местах Чукотского полуострова, освещал строительство Билибинской атомной электростанции. Репортажи Николая Боброва публиковались как в чукотских и магаданских изданиях различного уровня, так и в центральной прессе: газетах «Известия» и «Правда». В период с 1974 по 1982 год фотоочерки Боброва регулярно показывало анадырское телевидение.
В экспозиции представлены работы более 17 авторов, запечатлевшие динамику жизни в самых разных уголках страны.
Искусство фотографии в России развивалось стремительно, и к началу ХХ века в каждом городе имелись свои фотоателье. Кроме того, постепенно формировался жанр публицистического фоторепортажа.
На выставке представлены несколько работ от авторов начала прошлого века. Благодаря им мы можем увидеть, например, Петербург глазами горожан 1900-х годов — еще до появления на улицах города массового автомобильного транспорта.
На фотографиях 1930–50-х годов Аркадия Шайхета, Ивана Шагина, Георгия Зельмы, Бориса Игнатовича мы наблюдаем уже другие реалии. На снимках — работа шелкоткацкой фабрики, лента главного конвейера производства автомобилей «Победа», сцены колхозной жизни, комсомольцы-геологи и юные фигуристки. Эти фотодокументы являются примерами формирующегося быстрыми темпами канона советской репортажной съемки.
В более поздних фотографиях 1970–90-х годов Игоря Гаврилова, Валентина Голубовского, Сергея Рогожкина и Александра Кисничана зафиксированы повседневные сцены жизни в городе и деревне — музыкальные концерты, уборка сена, работницы ткацкой фабрики. Мы можем видеть, как меняется язык документальной фотографии, обращаясь к повествовательности будней. Теперь именно на это начинают обращать внимание репортеры.
Среди авторов на выставке много признанных мастеров фотографии — например, Евгений Халдей — советский фотограф, военный фотокорреспондент, чьи работы известны по всему миру.
В экспозиции перед зрителем разворачивается панорама постепенно ускоряющейся, неуклонно движущейся вперед жизни. Одна за другой проходят картины борьбы с неграмотностью, покорения Севера, электрификации, становления российской авиации и автомобилестроения, великих строек — представлена череда трудовых подвигов, спортивных достижений, символов духовного и исторического возрождения страны.
Выставка «Молодежь глазами молодых» — это взгляд современных молодых людей на окружающий мир, воспринимаемый прежде всего через призму юности, чистоты и свежести ощущений.
В выставочный проект «Молодежь глазами молодых» вошли более 30 фотографий из коллекции РОСФОТО — работы студентов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, выпускников подростковых фотостудий, молодых фотографов и профессиональных авторов из разных регионов России. Одни авторы занимаются фотографией с самого детства, другие решили сделать ее своей профессией, для третьих это любимое увлечение.
Стремительное развитие техники и технологий в последние годы дало возможность каждому человеку вести свой фотодневник. Современные цифровые фотоаппараты позволяют быстро создавать множество кадров и также быстро получать изображение. Можно сказать, что фотографирование, фотография и ее демонстрация стали неотъемлемой частью жизни и приметой времени. Молодые фотографы стремятся запечатлеть моменты своих будней, увидеть красоту в обыденных вещах, рассказать свою историю при помощи изображений.
В сюжетах фотографий раскрывается мир творческих исканий, спортивных достижений, поиска своего места в жизни. В этих работах авторы размышляют о важности духовных ценностей и веры, о свободе и справедливости. В снимках, на которых запечатлены моменты дружбы, зарождающейся любви, создания семьи, отражена надежда на счастливое будущее — свое и своей страны, желание входящих в жизнь людей приносить пользу.
Молодым присуще стремление быть успешными и лучшими во всем. Вместе с тем молодость ранима, склонна к рефлексии и самоанализу. На фотографиях показаны сильные чувства и эмоции, особенно свойственные молодости: безотчетная грусть, бурная радость, безоглядность творческого порыва. Несмотря на извечную проблему отцов и детей, в кадрах прослеживается сопереживание старшему поколению, стремление помогать и перенимать его опыт.
В выставочный проект «Дорога в детство» вошли более 30 фотографий из собрания Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, созданные в период с конца XIX до конца ХХ века. В экспозиции выставки представлены работы многих мэтров фотографии, таких как Евгений Халдей, Эммануил Евзерихин, Олег Миронец, Владимир Соколаев, Людмила Таболина и других.
Ретроспективный взгляд на тему детства позволяет проследить эволюцию образов, рассказывающих об эмоциях, о радостях и печалях, о стремлении к познанию, открытию окружающего мира, осмыслению законов его развития, о первой детской увлеченности, даже о проявлениях жестокости, характерных для подросткового возраста, — в общем, обо всем том, что свойственно детям.
Детская фотография появилась практически сразу с изобретением светописи. Но наиболее яркой и интересной она стала с появлением первых портативных фотокамер, которые позволяли запечатлевать жизнь детей во всей ее полноте и динамике. С этого момента фотография не просто демонстрирует статичный портрет ребенка, но позволяет увидеть самые яркие мгновения этого краткого периода жизни — детства.
Каждая фотография, представленная на выставке, показывает не только ребенка, но и его общественную активность. Так, с невероятным интересом можно вглядываться в фотографии детей 1920-х годов, участвующих в обучении взрослых в рамках программы всеобщего образования (всеобуч). В фотографиях 1970–80-х годов, созданных классиками советской фотографии — Евгением Халдеем, Эммануилом Евзерихиным, Олегом Миронцом, образы детства становятся популярной темой для демонстрации того, какими играми были наполнены дворы, как проходили смены в спортивных и оздоровительных лагерях, какой была жизнь в детских садах и школах, как отмечались праздники. В то же время, эти репортажные снимки соседствуют с более поэтическими и мечтательными кадрами Людмилы Таболиной и Владимира Соколаева, которые рассказывают нам о переживаниях и внутреннем мире ребенка.
И хотя в детских фотографиях разных годов обязательно присутствуют особые приметы своего времени и культуры, в них всегда остается нечто вневременное и вечное. Детство должно быть радостным, свободным и ярким…
Выставка, представленная РОСФОТО, исследует сентиментальную тему новогодней фотографии: от традиционных изображений с обязательной елью и зимних пейзажей, натюрмортов с елочными игрушками и карнавальных сюжетов до работ, которые могут показаться парадоксальными в контексте привычных представлений о любимом празднике.
Как семейный альбом с черно-белыми фотографиями, Новый год объединяет родственников и друзей, и, будто сто лет тому назад, кто-то из нас непременно возьмет камеру и попросит своих близких позировать на фоне елки и ватного Деда Мороза.
В экспозиции собраны фотографии, фотоколлажи, семейные альбомы, различные варианты открыток: дореволюционные и советские, отпечатанные в типографии или изготовленные кустарями. В разнообразии стилей, жанров, фактур чудесным образом сохраняется то общее для всех ощущение праздника, что звучит в теплом поздравлении: «С Новым Годом!».
Феномен этого чувства, его принадлежность людям разных стран и поколений нашли выражение в бесконечной веренице заимствований, забавных и обаятельных переделок. Так, элегантные дамы и господа, запечатленные австрийским или немецким мастером, с муляжами новогодних подарков в руках стали героями европейских открыток, которые в дореволюционное время продавались в российских городах.
Впечатать поздравление на русском языке в образец западной полиграфии было несложным делом. Много лет спустя мы находим открытки с самыми разнообразными европейскими ландшафтами, которые связаны с Новым годом только надписью.
Старые новогодние открытки, как европейские, так и российские, станут немалой ценностью после революции, когда встреча Нового года окажется под запретом вплоть до 1935 года, приняв после возвращения из опалы неожиданно идеологический облик праздника радостного и счастливого детства в стране социализма. Герои первых новогодних открыток советского производства — крепкие лыжники и фигуристы, реже — танцующие пары. И все же изображение безмятежно счастливого ребенка оставалось главным знаком наступающего Нового года в СССР.
Смелыми коллажами, совмещающими в единое изображение Деда Мороза, связку воздушных шаров и какую-нибудь цирковую обезьянку, отмечен труд советских художников в пятидесятых годах, а вот в шестидесятых дизайн существенно меняется. Ледяное безмолвие зимних пейзажей едва ли не вытесняет людей. Интересно, что фотографический хит советских семидесятых — еловая ветка рядом с горящей свечой и стеклянным шаром — напоминает об одной из первых новогодних игрушек — знаменитом саксонском стеклянном шаре XVI века.
Образ зимы, заснеженного леса, возникающего в воображении в связи с привычными новогодними символами, неизбежно подсказывает восприятие зимней фотографии рубежа XIX–XX веков как фотографии новогодней. Эти ранние опыты ценны прежде всего тем, что снимать зимой при естественном свете было тогда технически крайне затруднительно. Но как фотографии на пленэре, так и сделанные в павильонах на фоне рисованного задника с зимним пейзажем, подкупают сегодня торжественным, праздничным настроением моделей — дам в элегантных манто и их спутников в тяжелых шубах.
Масштабная групповая выставка под названием «НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии» объединяет работы 10 авторов.
Участники выставки: Сергей Берёзкин (Санкт-Петербург), Илья Большаков (Нижний Новгород), Яна Булгакова (Казань), Виктор Забуга (Санкт-Петербург), Алексей Партола (Москва), Дарья Пискарёва (Санкт-Петербург), Антон Селезнёв (Санкт-Петербург), Владимир Стекачёв (Москва), Владислав Третьяк (Кемерово), Анастасия Чермантеева (Ростов-на-Дону).
Свыше 150 фотографий, представленных в экспозиции, различны по сюжетам, стилям и настроению, но тем не менее все они складываются в единую линию повествования. Эта линия отражает как определенные поколенческие паттерны, так и тенденции метамодернизма — течения, обобщающего изменения культуры и искусства последних десятилетий.
Название выставки отсылает к современной тенденции, характеризующейся выбором непритязательной одежды, стремлением выглядеть «обычно», не выделяться. В более широком смысле — это метамодернистский подход, в котором подчеркивается реляционность, способность фокусироваться на своем и чужом внутреннем опыте, а не озабоченность принадлежностью к группам, которые принципиально стремятся отличаться от других.
«Путешествие на Восток» — масштабный выставочный проект, демонстрирующий разнообразие фотографий, сделанных учеными, профессиональными фотографами и туристами XIX — начала XX в. Многовековое притяжение восточных стран сильно повлияло на распространение в XIX столетии фотографии по миру, благодаря научным экспедициям и коммерчески успешным ателье. Материалы из коллекции РОСФОТО разворачивают широкую панораму образов Ближнего Востока и Северной Африки, Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В экспозиции представлены фотографии, на новом уровне продолжавшие традиции гран-тура XVIII в., наполеоновских экспедиций в Египет или поездок художников-романтиков первой половины XIX в. на Восток.
Фотографы стремились к выразительности и одновременно узнаваемости запечатлеваемых образов — храмов Египта, дворцов Турции или пейзажей Святой земли. Кроме того, фотография открыла для широкого круга зрителей экзотические виды Китая, Монголии, Японии, Филиппинских островов, Сингапура и т. д.
Среди экспонатов выставки — редкие кадры, сделанные в Монголии Николаем Аполлоновичем Чарушиным, снимки Дмитрия Ивановича Ермакова и Феликса Бонфиса из Турции, египетские фотографии из ателье братьев Зангаки и Антонио Беато, изображения придворного фотографа персидской правящей династии Антона Васильевича Севрюгина из Ирана, среднеазиатские походные фотографии Григория Е. Кривцова и отпечатки из ташкентского ателье Александра Карловича Энгеля. Снимки русских фотографов, с 1870-х гг. активно работавших в Средней Азии и на Кавказе, позволяют проследить маршрут Шелкового пути и историю многих городов, через которые он проходил, а фотографии иностранных ателье XIX столетия дополняют это визуальное путешествие, расширяя его до масштаба всего региона, обобщенно называемого Востоком. Посетители выставки смогут познакомиться с целым рядом выдающихся мастеров фотографии, чьи работы, уже ставшие художественными памятниками прошлого, позволят погрузиться в созерцание разнообразия и богатства Востока.
На выставке представлены фотографии конца XIX — начала XX века из собраний РОСФОТО, музея-заповедника «Петергоф», Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Музейного агентства Ленинградской области и частных коллекций. Экспозиция знакомит с укладом дачной жизни Российской империи: уютными семейными застольями, милыми развлечениями, игрой в теннис и крокет, купанием, танцами, прогулками пешком и на велосипеде, сбором грибов и ягод, самодеятельными постановками, народными гуляньями и, конечно же, фотографированием. Модная техническая новинка, уже ставшая доступной широкой публике, привлекала горожан именно летом обилием света и свободного времени.
На любительских и семейных снимках запечатлены многие выдающиеся люди эпохи, проводившие лето на дачах вблизи Петербурга: семья архитектора Бенуа в Петергофе, светская дама Юлия Лорер, художник Иван Владимиров, ветеринарный врач Карл Коссе, золотопромышленник Виктор Базилевский, Илья Ефимович Репин в Куоккале и академик Александр Карпинский в Сиверской. Также на выставке можно увидеть семейный альбом Набоковых-Рукавишниковых из усадьбы Рождествено и многие другие интереснейшие сюжеты.
Последнее изменение 8.04.2024
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: