Мы встретились с жителями Кронштадта и людьми, чьи семьи и предки жили в Кронштадте, чтобы узнать какими были их первые впечатления об этом городе, как он изменился в последние годы, какую роль сыграл Кронштадт в жизни их семей, а также об их памятных и любимых местах. В первом интервью вы познакомитесь с Нелли Клар-Спасовской, ее историей, мыслями и воспоминаниями об этом удивительном месте.

«Тогда я еще мало чего осознавала. Мне было пять лет. Мама взяла экскурсию на посещение Кронштадта, потому что ее туда влекло <…>. А я запомнила только обратную дорогу. Было уже темно, было страшное волнение. Мы сидели внизу, я не знаю, что это был за корабль, много народу, мама меня держала на руках, и мне было плохо от того, что была ужасная качка, и, видимо, я заснула. Вдруг я проснулась от того, что меня трясет человек, он вооруженный и, значит, спрашивает меня: „Как тебя зовут?“. Но я тогда не знала, что Кронштадт — закрытый город, что туда только по пропускам, потом мне мама уже рассказала. Вот это мое первое ощущение, поэтому для меня это, конечно, остров …»


В следующем интервью из цикла «Мы из Кронштадта» вы услышите историю Александра Шеина, чьи работы можно увидеть на выставке «Кронштадт. Город-остров, город-крепость, город-порт». Он расскажет о специфике жизни на острове, о том, как с годами менялось его отношение к городу, о гармонии и особенной красоте архитектуры Кронштадта и о современных проблемах города.

«Для меня Кронштадт — это, конечно, город. Я в нем родился, я в нем живу. И то, что этот город — это остров. То есть первое, с чем сталкиваешься в Кронштадте, — это то, что он окружен водой. И куда ты бы ни пошел гулять, ты, конечно, упираешься в воду. Это накладывает отпечаток на всю жизнь любого кронштадтца <…>. И если сейчас есть дамба, по которой можно легко добраться, то раньше это было очень непросто. Приходилось ездить на метеорах, на паромах, на ОМах. Это было целое приключение…» 


В третьем интервью вы познакомитесь с историей Серафимы Белевич. Кронштадт всегда был для нее родным местом — здесь жили ее бабушка и дедушка, здесь родилась ее мама, и здесь сейчас живет она сама. Серафима расскажет вам, чем так примечателен этот город, какие нетуристические места любят местные жители, чего не хватает Кронштадту и в чем его главное преимущество перед другими городами.

«…Я не помню первого дня, когда в мой жизни появился Кронштадт, потому что я сюда приехала, когда мне было полтора годика. Моя мама родилась в Кронштадте, моя бабушка приехала в Кронштадт сразу после открытия Ленинграда после блокады. У нее в блокаду умерли все родственники, осталась только одна тетя, которая жила в Кронштадте и сделала ей вызов, как родственнице. Только благодаря этому она смогла получить разрешение здесь жить и приехать из далекой Сибири, куда была эвакуирована…» 


В следующем интервью из цикла «Мы из Кронштадта» Сергей Степанович Жамкочьян, капитан I ранга в отставке и главный юрисконсульт Союза музеев России, расскажет, почему Кронштадт называют сердцем российского флота. Он поделится воспоминаниями о временах своей службы и о том, каким был закрытый Кронштадт, интересными фактами о памятных местах и улицах города, и, конечно, историей своей семьи, неразрывно связанной с историей Кронштадта.

«Мне первый раз довелось побывать в Кронштадте в 50-е годы. Ну как, мальчишке, которого привезли показать, масса впечатлений, ничего цельного, потому что очень много впечатлений. Зелень, корабли, моряки, великолепные здания, памятники. А с 70-х годов одно из подразделений той воинской части, в которой я служил, расположилось в Кронштадте…» 


В последнем интервью из цикла «Мы из Кронштадта» Евгений Григорьевич Гришко поделится интересными моментами из жизни музея Кронштадта. Вы узнаете, как организовывались выставки и подбирались материалы для музея, как он изменился за последние годы, в чем его отличие от музеев Петербурга и какие объекты музей планирует отреставрировать и представить зрителям в будущем.

Евгений Григорьевич Гришко впервые посетил Кронштадт в 2006 году, когда ему предложили возглавить Исторический архитектурно-художественный музей Кронштадта, находившийся тогда в водонапорной башне.

Серия интервью «Мы из Кронштадта» продолжается рассказом об известном одноименном фильме. В предлагаемом видео специалист музейно-выставочного центра РОСФОТО Василий Гусак говорит об этом «революционном эпосе», который вышел на экраны в 1936 году.

Сюжет фильма «Мы из Кронштадта» связан с событиями осени 1919 года, когда к Петрограду подошла армия Юденича. В Кронштадте формируется отряд матросов, который вместе с пехотинцами под руководством красного комиссара обороняет Петроград.

Фильм полон патетики и пафоса революционной борьбы, но также это прекрасный образец новаторской стилистики советского кино 1920–30-х годов, многие картины которого попали в золотой фонд мирового киноискусства. В этой связи, например, можно отметить длинный батальный эпизод, мастерски снятый оператором Наумом Нумовым-Стражем и динамично смонтированный режиссером фильма Ефимом Дзиганом, или сцену героической гибели матросов, где рядом с ними в небе возникают чайки — символ свободы и Балтики.

Интересно и то, что героем «Мы из Кронштадта» становится сам город Кронштадт: величественный Морской Никольский собор, виды набережных, пейзажи Финского залива с хмурым балтийским небом. Картина, таким образом, оказывается одной из немногих, где создан выразительный образ города-острова, чье название надолго связалось с историческим мифом об Октябрьской революции и гражданской войне.

Вернуться

Последнее изменение 19.10.2023