Борис Михалевкин (1930–2011) — один из самых известных петербургских фотографов рубежа XX–XXI веков. Его работы экспонировались на 27 персональных выставках. Они находятся в Музее Ватикана, Музее изящных искусств Нью-Мексико (США), Музее личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва), Музее фотографии в Бьевре (Франция) и во многих других музеях и собраниях Франции, США, Литвы, России.
Занявшись фотографией в возрасте тридцати четырех лет, когда получил от коллеги-музыканта в подарок на день рождения старенький «Зенит», Борис Гаврилович оставался верен этому занятию до конца жизни.
Уже первая отснятая пленка принесла Михалевкину удачу: за кадр «Снова дома» фотограф получил диплом 1-й степени на Всероссийской фотовыставке в Москве (1964). А через два года в стенах ЦНИИ «Морфизприбор», где автор работал электромонтером, открылась его персональная выставка.
Всегда общительный фотограф в 1960-е — 1970-е посещает фотоклубы ДК им. Ленсовета, Выборгского ДК и ДК им. Горького.
В 1960-е Михалевкин экспериментировал с формой, снимал городские сюжеты. Тогда же в его творчестве возникает «социальная тема», которая приведет его в знаменитый фотоклуб «Зеркало». В 1980-е годы он представляет «Зеркало» своими персональными выставками в разных городах СССР.
С наступлением 1970-х в творчестве фотографа развивается жанр портрета, прежде всего семейного, а также возникает тема деревенской жизни, связанная с покупкой дома в деревне Калининской (Тверской) области. Снимая город, социальные сюжеты, «этюды» деревенской жизни, Михалевкин прибегает к жанру «субъективного репортажа», что делает его фотографии не только убедительными документами советской повседневности, но свидетельствами неподдельного интереса и чуткости авторского взгляда к людям и окружающей жизни.
С середины 1990-х Михалевкин становится в буквальном смысле звездой петербургской фотографии. Открываются ретроспективные выставки, проходят мастер-классы и встречи с ним, авторские отпечатки фотографа приобретаются музеями, галереями и частными коллекционерами.
Свое кредо фотограф определял следующим образом:
«Для меня черное и белое — самодостаточно. Больше того, — это философская концепция. Меньше отвлекающих моментов при восприятии. Фотография — это диалог между автором и зрителем. Если диалог состоялся, то фотография помогла понять, что именно хотел сказать фотограф. Фотография помогает человеку ощутить себя частью природы, понять тонкие и хрупкие связи между собой и природой, между людьми, говорящими на разных языках. Фотография, как бы, является переводчиком на все языки мира». «Я считаю, что самое сложное в мире — это снять сидящего человека так, чтобы рассказать о том, кто он и зачем».
«Для меня черное и белое — самодостаточно. Больше того, — это философская концепция. Меньше отвлекающих моментов при восприятии. Фотография — это диалог между автором и зрителем. Если диалог состоялся, то фотография помогла понять, что именно хотел сказать фотограф. Фотография помогает человеку ощутить себя частью природы, понять тонкие и хрупкие связи между собой и природой, между людьми, говорящими на разных языках. Фотография, как бы, является переводчиком на все языки мира».
«Я считаю, что самое сложное в мире — это снять сидящего человека так, чтобы рассказать о том, кто он и зачем».
Борис Михалевкин
Назидание
1965
Коммунизм не за горами
1964
В конце пути
1966
Снова дома
Строптивица
Что-то серьезное?
1977
Подмосковные вечера
1967
Август
1973
РОСФОТО КП 030/051
Сергей Фалин
Борис Михалевкин – фотограф
1980‑е
Автопортрет
Борис Михалевкин, 1970
Печать на бромсеребряной бумаге
РОСФОТО КП 030/001
Преемницы
Выборгская, заводская
Михалевкин Б.Г., 1983
РОСФОТО
Усталая
1970
Сенокос
1983
Деревенская свадьба
1968
Перед парадным построением
Фотография Б. Михалевкина, 1970‑е
Реквием
1978
Без названия, 1975
Семья. Переселенцы из Молдавии
Пейзаж
1974
Ступени ведущие в Инженерный замок
Изобилие
1980
Мириам Рудова, из серии «Женщины блокадного города»
1985
После баньки
1982 год
РОСФОТО КП 030/102
Экзерсис
1981
Игра
1982
РОСФОТО КП 030/018
Я тенью брожу.
Михалевкин Б.Г.
Санкт , Петербург, 1979 г.
Желатин, бумага, ч/б фотография, печать на бромосеребряной бумаге
Они помнят, 1984
© РОСФОТО
Первое утро
1987
Вестибюль
Борис Михалевкин, 1986
Печать на бромосеребряной бумаге
РОСФОТО КП 133/057
Грусть
Оркестр
1986
Ситуация
1988
Семья
1990
Весеннее воскресенье, 1987
Ожидание
Левый поворот
Отражение
1993
Юрий Рыбчинский – фотограф
1991
Вся школа
1994
Роберт Гербек и Наталья Сахновская – артисты балета
1989
1995
Вечерний звон
Санкт-Петербург, 1996
Бромосеребряный отпечаток
Озорной ветерок
1998
Путь в Ватикан, из цикла "Из дальних странствий возвратясь"
Плёс
Безликие
1999
Питерские коммуналки, 2002
Шесть соток. Сургут
2001
Париж. Будни
Борис Михалевкин, 2003
РОСФОТО КП 030/092
Дед, смотри, как я умею
Надежда Анфалова – художник
В ожидании клиентов
2002
Гайд-парк. Лондон
2004
Михалевкин Борис Гаврилович родился 24 марта 1930 года в Ленинграде. В 1941 году с семьей остался в блокадном Ленинграде, где потерял большую часть родных. После смерти отца был принят на его место дворником в 991-й эвакогоспиталь. После снятия блокады ушел санитаром эвакогоспиталя вслед за наступающей армией, дойдя до польского города Лодзя. В октябре 1945 года поступил в ремесленное училище № 8 на специальность «электромонтер». В 1949 году, посетив концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, где дирижировал Е. Мравинский, увлекся симфонической музыкой, а затем — джазом, литературой, поэзией, театром и философией. В 1950 году был призван на трехгодичную военную службу в Советскую Армию, во время которой по самоучителю освоил игру на гитаре. В 1956 году по конкурсу прошел в самодеятельный Ленинградский молодежный эстрадный ансамбль под руководством А. Бадхена. С 1958 года работал в ленинградских концертных организациях, с гастролями объехал весь Советский Союз. Во время гастролей в г. Пржевальске на озере Иссык-Куль от коллег-музыкантов получил на день рождения фотоаппарат «Зенит». За один из снимков с первой пленки получил диплом I степени на Всероссийской фотовыставке в Москве. После рождения второго ребенка в 1964 году оставил профессиональную эстраду и активно занялся фотографией. В 1965 году поступил электромонтером в ЦНИИ «Морфизприбор». В 1966-м в стенах института провел первую персональную фотовыставку. Посещал встречи фотоклубов ДК им. Ленсовета, Выборгского ДК, ДК им. А. М. Горького. К фотоклубу «Зеркало» присоединился в 1980 году уже сложившимся автором. Исполнял обязанности заместителя председателя cовета фотоклуба. Автор гимна фотоклуба «Зеркало». С 1980 по 1988 год неоднократно представлял «Зеркало» персональными выставками в Сыктывкаре, Барнауле, Киеве, Даугавпилсе, Днепропетровске, Владивостоке, Мурманске. В 1989 году перестал регулярно посещать клубные встречи. До 1999 года работал наладчиком станков с программным управлением в ЦНИИ «Морфизприбор». Умер в 2011 году.
1966 ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград 1967 Фестиваль джаза (Ленинград-Эстония-Польша-Чехословакия) 1969 Хиитола, Куркийоки (Карелия) 1971 ЦНИИ «Морфизприбор», Ленинград 1975 Хиитола, Куркийоки (Карелия) 1978 К/Т «Молодёжный», Ленинград 1980 Сыктывкар 1983 Барнаул 1984 Киев 1984 Даугавпилс 1985 Сыктывкар 1986 Днепропетровск 1986 Владивосток 1987 Мурманск 1988 Ленинград 1990 Ленинград 1993 Пермь 1993 Братислава 1994 Музей-квартира А. С. Пушкина, Санкт-Петербург 1994 Национальный музей, Чебоксары 1999 «Морфизприбор», Санкт-Петербург 2000 Государственный центр современного искусства, филиал в Санкт-Петербурге 2007 Государственный центр фотографии (РОСФОТО), Санкт-Петербург
1978 Музей фотографии, Бьевр (Франция) 1979 Музей фотографии, Шауляй (Литва) 1992 Музей «Общественный фонд «Навигатор»», Бостон (США) 1993 Музей изящных искусств, Нью-Мексико (США) 1995 Музей Ватикана 1996 Музей частных коллекций, Москва 1998 Художественный музей «Зиммерли»; Галерея Нортон и Ненси Додж, Ратгерс; Государственный Университет Нью-Джерси (США) 1999 Государственный музей истории Санкт-Петербурга 2000 Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург 2007 РОСФОТО
1971 журнал «Фотография», Польша 1984 журнал «Фотография», Болгария 1989 Альманах «Фоторевю-89», Россия 1993 Альманах «Месяц фотографии», Словакия 1994 Агенство РАФО, фотография для прессы, Франция 1994 «Россия в фотографиях за 100 лет», издательство Endeavour, Англия 1996 «Синие страницы», Россия 2000 «Оптимизм шестидесятых», Россия 2000/2001 книга «Жизнь и мечта», Южная Корея 2007 каталог персональной выставки в РОСФОТО
40.00 ₽
«Мгновения жизненного потока», увиденные взглядом большого мастера — внимательным, восхищенным и, вместе с тем, ироничным
Юбилейная выставка Бориса Гавриловича Михалевкина
В рамках проекта по истории санкт-петербургской фотографии ХХ–ХХI веков
Более 100 работ участников одного из лучших фотоклубов СССР
В рамках фестиваля «День Д»
2100.00 ₽
Последнее изменение 22.01.2025
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: