Картины природы

Пейзаж — старейший и любимейший жанр фотографии. Луи Жак Манде Дагер на своих первых снимках, созданных в 1839 году в камере-обскуре, на посеребренных медных пластинах запечатлел вид парижской улицы. Лучшими из ранних бумажных снимков англичанина Генри Фокса Тальбота, сделанных в том же 1839 году, были архитектурные пейзажи с изображением аббатства Лакок. Пионеры светописи: Максим Дюкан, снимавший в Египте, Ф. Оппенгейм — на Святой земле, братья Лу-Огюст и Огюст-Розали Биссон, запечатлевшие Альпы, — открывали человечеству богатство и многообразие мира, знакомили публику с далекими странами, уникальными особенностями их природы. Фотографии городов и сел, морей и гор, ледников и пустынь, снятые через маленький объектив аппарата, показывали зрителям необъятность и величие планеты. Пейзаж, занимавший в иерархии жанров изобразительного искусства далеко не первое место, в фотографии получил очень важное значение. С одной стороны, видовая съемка стала мощным визуальным источником, помогающим развитию географических, археологических и других наук, необходимым средством просвещения и образования. А с другой стороны — пейзажи и ландшафты, разнообразные природные красоты нашли отклик в художественной фотографии, которой с успехом занимались как профессиональные мастера, так и любители.

С пейзажных снимков начал свою деятельность и «отец русской светописи» Сергей Левицкий (1819–1898). В 1842 году, отправившись в составе комиссии инспектировать кавказские минеральные воды, он начал учиться фотографии, создавая дагеротипные композиции с пейзажами Пятигорска и Кисловодска, с видами гор Машук и Бештау. Вероятно, эти не сохранившиеся до настоящего времени ландшафтные снимки на металле были очень выразительны, так как наряду с портретами они были представлены в 1849 году на Промышленной выставке в Париже. Награду, однако, получил Шарль Шевалье — создатель объектива, на который Левицкий снял свои дагеротипы. В дальнейшем Левицкий, основавший в 1849 году ателье в Петербурге, посвятил себя портретному жанру, который пользовался большим спросом в российской столице. С развитием в 1850-х годах мокроколлодионного процесса получили популярность портреты в формате «карт-визит», а позже — «кабинет-портрет», печатавшиеся на бумаге и ставшие доходной отраслью фотографии, в которой начали работать многие выпускники петербургской Академии художеств.

Один из них, Вильям Каррик (1827–1878) снимал в 1860-х годах не только в ателье. Одним из первых он вышел с аппаратом на улицу, где запечатлевал «типы» петербургских разносчиков. Занимался Каррик и пейзажной съемкой в окрестностях Петербурга, фотографируя грозовые тучи, камни на берегу реки, стадо коров на пастбище, черные голые ветки деревьев на фоне белого снега. Эти скромные по содержанию изображения должны были помочь художнику правдиво изобразить окружающий мир на полотне, так как Каррик считал фотографию «подспорьем живописи». Он, как и многие его друзья — выученики Академии художеств, снимал фотопейзажи как своеобразные этюды, помогающие впоследствии создавать на полотне реалистические живописные композиции. В 1870-х годах Каррик трижды путешествовал по Волге, где запечатлевал, однако, не красоту волжских пейзажей, а виды бедных деревень с крытыми соломой избами, полуразрушенные речные мельницы, узкие сельские улочки, сжатые поля со стогами сена. Каррик оставил около 700 снимков в распространенном в те годы «кабинетном формате». Композиции этих фотографий тематически и формально ориентировались на эстетические идеалы современной автору реалистической живописи художников-передвижников.

Каррик Вильям (Василий) Андреевич (1827, Эдинбург, Шотландия — 1878, Санкт-Петербург), в годовалом возрасте вместе с родителями приехал в Россию. Семья поселилась в Кронштадте, где отец занимался лесоторговлей и где Вильям получил первоначальное образование. C девяти лет Каррик стал жить в Петербурге, сначала обучаясь в английской школе, а с 1844 г. в Императорской Академии художеств на архитектурном отделении. Одним из первых мастеров покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии.

В 1853 г. получил звание неклассного художника с правом производить строения и уехал в Рим, где прожил до 1856 г., совершенствуясь в технике акварельной живописи. В 1857–1858 гг. вместе с семьей совершил поездку на родину, в Шотландию, где изучал технику фотографии и знакомился с ее последними достижениями. Весной 1859 г. открыл фотомастерскую в Петербурге, на Малой Морской улице, в доме 19, в которой работал вместе с другом и компаньоном, шотландцем Джоном Мак-Грегором. В том же году снимки Каррика под названием «сельский быт» экспонировались на годичной выставке Академии художеств. В 1860-е гг. мастерская Каррика располагалась на 5 линии Васильевского острова, в доме 1/6. В мастерской наряду с заказными портретами, снимались натурщики, изображения которых многими художниками использовались в качестве этюдов для живописных композиций. Здесь также изготовлялись для широкой продажи фоторепродукции живописных произведений. За серию снимков «русские типы», исполненные в формате «карт-визит», Каррик был награжден в декабре 1862 г. наследником цесаревичем Николаем (сын императора Александра II) бриллиантовым перстнем. Участвовал во Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге (1870, бронзовая медаль «за отличное выполнение фотографических снимков из народного быта»), Политехнической выставке в Москве (1872, большая серебряная медаль). В 1870-е гг. много внимания уделял фоторепродуцированию живописных и графических произведений. В 1871, 1875 и 1878 гг. Каррик совершал поездки в Ярославскую, Костромскую, Казанскую, Симбирскую губернии, посещал города и села Поволжья, Нижегородскую ярмарку, создав около 700 снимков «кабинетного» формата в этнографическом, пейзажном и натюрмортном жанрах. C 1876 г. Каррик имел звание «Фотограф Императорской Академии художеств» и был действительным членом V Отдела светописи при ИРТО. В 1878 г. на Международной фотографической выставке в Лондоне экспонировались снимки Каррика из коллекции Л.В. Варнерке. В 1879 г. фотографии Каррика (без указания его имени) были представлены на Антропологической выставке в Москве. В 1880 г. в Петербурге была организована «Выставка фотографических снимков с картин придворного художника профессора М. Зичи, исполненных фотографией Каррика».

Это существенно отличало снимки Каррика от работ других мастеров, которые стремились запечатлеть в своих кадрах величие Волги, красоту городов и сел на ее берегах. Такими были фотопейзажи Андрея Карелина (1837–1906), который также окончил петербургскую Академию художеств, а в 1869 году основал в Нижнем Новгороде ателье «Фотография и живопись». Он учился фотографии у Михаила Настюкова, прославившегося альбомом «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани» (1866–1867), и продолжил его дело, создавая эффектные ландшафтные композиции с видом богатых волжских пристаней с караваном судов, высоких утесов и мощных разливов самой длинной русской реки. В 1870 году альбом фотографий «Нижний Новгород», состоящий из карелинских снимков, которые раскрасил художник Иван Шишкин, был поднесен императору Александру II. На знаменитой нижегородской ярмарке Карелин имел собственный павильон, где успешно продавались его фотопейзажи.

Андрей Осипович Карелин (1837, село Селезни Тамбовской губернии — 1906, Нижний Новгород) – с десяти лет учился иконописи в Тамбове. В 1857 г. за большие способности был отправлен в Петербург, в Императорскую Академию художеств, которую окончил в 1864 г. со званием неклассного художника. Во время учебы в Академии женился и для содержания семьи был вынужден подрабатывать, занимаясь акварельной раскраской фотографий, ретушью. В 1865 г. Андрей Осипович Карелин из-за туберкулеза покинул Петербург и поселился в Костроме, где занимался портретной и церковной живописью, а также работал в фотографии М.П. Настюкова. В 1866 г. А.О. Карелин переехал с семьей в Нижний Новгород, где открыл сначала рисовальную школу, а в 1869 г. мастерскую «Фотография и живопись». В 1870 г. вместе с художником И.И. Шишкиным создал альбом фотографий «Нижний Новгород», экземпляр которого с раскрашенными снимками нижегородским дворянством и купечеством был поднесен Александру II (ныне в Государственном Русском музее).  В 1870-е гг. работал в собственном павильоне на Нижегородской ярмарке. B 1878 г. принят в члены французской национальной Академии искусств, награжден дипломом Французского фотографического общества и золотой медалью Восьмой Всемирной выставки в Париже. В 1880 г. Андрей Осипович Карелин стал действительным членом V Отдела светописи при ИРТО. В 1870-е—1880-е гг. создает «Художественный альбом фотографий с натуры», который включал жанровые постановочные сцены в интерьере, снятые с использованием особого сочетания линз в объективе. В 1882 г. награжден золотой медалью на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве «за открытие нового пути и приемов при снятии фотографий», a также «за особые труды и полезную деятельность». В 1885 г. А.О. Карелин получает золотую медаль «за высокохудожественное исполнение фотографии» на Нижегородской кустарно-промышленной выставке и медаль Императорского Русского технического общества — «за отличное и художественное исполнение фотографий». В 1886 г. подготовил альбом фотографий «Нижний Новгород» и организовал первую Нижегородскую художественную выставку. В 1887 г. избран членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. В 1889 г. А.О. Карелин участвует во Всероссийской фотографической выставке 0РТЗ в Москве. В 1895 г. Андрей Осипович Карелин избран действительным, а затем почетным членом Русского фотографического общества. В 1898–1905 гг. художественное собрание Карелина и его мастерская открыты для обозрения. В 1903 г. награжден серебряной медалью на Первой Международной выставке Санкт-Петербургского фотографического общества. В 1905 г. открыл в Москве «Эдинбургскую фотографию». Был удостоен дипломом и золотой медалью Королевской Академии в Эдинбурге на выставке Эдинбургского фотографического общества 1876–1877 гг.

К видам волжских городов обращались многие мастера. О характере этой фотопродукции свидетельствуют, например, пейзажи Ржева, которые в 1880-х годах запечатлели Василий Федотов и Альберт Герман. Их снимки строятся как панорамы: снимая на самой высокой точке одного берега реки, они разворачивают вид противоположного, запечатлевая его со всеми подробностями — жилыми зданиями, соборами, мостами, пароходами у причала. Однако мелкорисующая оптика не позволяет разглядеть многочисленные детали городского пейзажа, а небольшой формат позитива мало свидетельствует о волжских просторах.

Эти фотопейзажи существенно уступают по качеству видовым снимкам знаменитого нижегородского мастера Максима Дмитриева (1858–1948), который стал наиболее успешным и последовательным «певцом» Волги. Кадры из его «волжской коллекции» впервые были показаны в 1889 году на двух Всероссийских фотовыставках в Москве и Петербурге, посвященных 50-летию изобретения светописи. Большеформатные снимки Дмитриева были созданы «без ретуши на негативе и позитиве», как особо подчеркивалось в каталогах. Его пейзажи отличались яркой художественной направленностью и изобразительной мощью, несмотря на лаконичный характер композиций, включавших лишь бескрайнюю водную гладь, Жигулевские или Богородские горы, курганы, одиноко бредущего бурлака. За эти снимки Дмитриев впоследствии был удостоен многочисленных наград на российских и зарубежных выставках. Они не только географически точны, но и всегда поражали силой обобщения, благодаря чему воспринимались не фотодокументами, а яркими визуальными образами, прославляющими гармонию и величие природы. Создав около 1200 волжских кадров, Дмитриев запечатлел не только разливы и притоки реки, но и виды городов, пароходные гавани, монастыри и соборы, которые словно «вырастали» в его выразительных пейзажных композициях. Волжские фотографии Дмитриева пользовались большим успехом и активно тиражировались в виде открытых писем, которые с организацией в 1892 году Всемирного почтового союза получили большое распространение в обществе.

Дмитриев Максим Петрович (1858, Деревня Повалишино Тамбовской губернии — 1948, Нижний Новгород) – внебрачный сын крепостной крестьянки; до 14 лет воспитывался в доме приемного отца, окончил церковноприходскую школу. В 15 лет приехал в Москву, работал в фотографии М.П. Настюкова, где очень быстро освоил все операции и стал заниматься ретушью. Посещал воскресные классы Строгановского училища технического рисования. В 1874 г. М.П. Дмитриев впервые попал в Нижний Новгород, работая во время ярмарки в фотоателье; здесь познакомился с А.О. Карелиным, в мастерской которого трудился в 1879–1881 гг. В 1881 г. открыл с компаньоном собственное ателье в Нижнем Новгороде, просуществовавшее менее года. Затем работал в фотографиях Орла и Москвы. В 1886 г. Дмитриев снова открыл собственное ателье в Нижнем Новгороде. C 1888 г. работал для Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, фотографируя памятники старины волжского края. В 1889 г. впервые продемонстрировал снимки на Всероссийской выставке, организованной фотоотделом Общества распространения технических знаний в Москве, и на II выставке V Отдела светописи ИРТО в Петербурге. В 1891 и в 1892 гг. Максим Петрович Дмитриев объездил многие местности, охваченные бедствием, и снял фотографии, которые вошли в альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». В 1892 г. он был издан в собственной фототипии Дмитриева, как и «Художественный альбом Нижегородского Поволжья» (1895). C 1894 г. Максим Петрович Дмитриев — действительный член Русского фотографического общества в Москве, а с 1897 г. — почетный член Казанского фотографического общества. В 1899 г. в был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. В 1900-е гг. работал в бытовом жанре, снимал ночлежные и работные дома, бурлаков. В 1908 г. Максим Петрович Дмитриев организовал выставку «Из родной старины». В 1908 г. Максим Петрович Дмитриев основал Нижегородский фотографический кружок, правление которого возглавлял в 1908–1911 гг. В 1913 г. запечатлел приезд в Нижний Новгород Николая II и празднование 300-летия Дома Романовых. В 1920-е гг. занимался документально-технической съемкой. В 1927 г. снял фотоочерк о вселении в новые квартиры семей рабочих. Часто фотографировал А.М. Горького, который помогал земляку, хотя большая часть негативов была у Дмитриева изъята властями.

Благодаря развитию техники фототипии тиражировались и интересные снимки, составившие альбом «Истоки Волги» (1893), созданный членом Русского географического общества генералом Евгением Вишняковым (1841–1916). Автор статьи «Применение фотографии к путешествиям и работа на негативных пленках» (1889), он одним из первых стал снимать на удобных в поездках сухих желатиновых пластинках, а затем на гибких пленках. Вишняков много фотографировал на Кавказе, на Валааме, в окрестностях Петербурга и прославился выразительной видовой съемкой, особенно трудными для создания зимними пейзажами. Его фотоснимки широко использовали в качестве этюдного материала художники, например, Иван Шишкин, который тесно сотрудничал с Вишняковым. Их объединяла любовь к природе и стремление к развитию реалистического пейзажа, как в живописи, так и в фотографии.

Вишняков Евгений Петрович (1841, Псковская губерния — 1916, Петроград) получил образование в Павловском кадетском корпусе, который окончил в 1862 г.; начал службу в Кавказской гренадерской бригаде. Как любитель стал заниматься фотографией в 1867 г., увлекаясь ландшафтной съемкой. Пейзажи Вишнякова широко использовали художники в качестве этюдного материала. И.И. Шишкин высоко ценил работы этого мастера и часто сопровождал его в фотографических экскурсиях. В 1888 г. Евгений Петрович Вишняков совершил путешествие на Кавказ, во время которого сделал более 300 снимков — вершины Эльбруса, Чегемское ущелье и другое,  о котором доложил на заседании V Отдела ИРТО, подробно рассказав о работе на малоизвестных еще переводных пленках Истмена. О более прогрессивных для своего времени прозрачных целлулоидных пленках Вишняков писал в книге «Применение фотографии к путешествиям» (1893), популярной в среде профессионалов и любителей. Среди них Вишняков особенно славился зимними пейзажами. В 1889 г. лучшие снимки Вишнякова были изданы фототипическим способом в двух выпусках альбома «Фотографии с натуры». В самой известной книге Вишнякова «Истоки Волги» (1893), имевшей оригинальный подзаголовок «Наброски пером и фотографией», он выступил как автор текста, географ и фотограф. В 1894 г. было опубликовано аналогичное издание «Беловежская пуща». Евгений Петрович Вишняков — действительный член V Отдела светописи при ИРТО. Являлся членом Императорского Русского географического общества, почетный член Казанского фотографического общества. C 1913 г. генерал Вишняков состоял в Александровском комитете о раненых.

С помощью сухих броможелатиновых пластин впервые сумел запечатлеть в 1890-х годах памятники древнерусской архитектуры Ярославской и Ростовской губерний Иван Барщевский (1851–1948). Впоследствии он много ездил по древним городам Поволжья, Русскому Северу, Кавказу, участвовал в экспедициях знаменитого ученого Николая Кондакова в Палестину и на Афон. Снимками Барщевского стали широко пользоваться археологи и историки. На его фотографиях каменные соборы и деревянные церкви выступают композиционными доминантами. Вместе с тем фотограф стремится запечатлеть луковичные главы, резные порталы, стенной декор, стараясь не только зафиксировать все детали памятника, но и показать красоту его существования в природе. Член Московского археологического общества, фотограф петербургской Академии художеств, Барщевский создал в 1890–1920-х годах огромное количество фотографий, которые служат сегодня важнейшим документальным источником для изучения и реставрации отечественного храмового зодчества.

Барщевский Иван Федорович (1851, Лужский уезд Санкт-Петербургской губернии — 1948, село Коломенское под Москвой) родился в семье обедневшего отставного чиновника и нe смог получить образования. В четырнадцать лет ознакомился с фотографическим производством. В восемнадцать лет уехал в Петербург, где работал ретушером в ателье К. Бергамаско и одновременно учился в рисовальной школе; затем посещал частные классы Академии художеств. В 1870 г. поселился в Ярославле; в 1877 г. открыл собственное фотоателье в Ростове Великом, где увлекся археологией и изучением старины. В 1882 г. совершил первую поездку, снимая на сухие броможелатиновые пластины памятники древнерусской архитектуры ростовского края.  За созданные снимки в 1883 г. избран членом—корреспондентом Императорского Московского археологического общества и удостоен звания фотографа Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1897 г. был приглашен княгиней М.К. Тенишевой в Талашкино и с 1899 г. Руководил там художественными мастерскими. Создатель и директор историко-этнографического музея «Русская старина» в Смоленске. В 1920-е гг. работал фотографом в музеях Московского Кремля; в 1933 г. переехал в Коломенское, где занимался реставрационной деятельностью. Барщевский был участником многих фотографических выставок; создал богатейшую коллекцию снимков (около пяти тысяч), в которой запечатлены памятники архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В 1880–1890-е гг. много ездил по древним городам, Поволжью, Русскому Северу и Кавказу; участвовал в экспедициях Н.П. Кондакова в Палестину и нa Афон.

В 1890-х годах благодаря развитию новых фототехнологий, появлению в продаже сухих фотопластин и разнообразных пленок, к занятию светописью обращаются многие любители. Фотография увлекает массы людей из разных слоев общества: от великих князей до купцов и городского мещанства. В 1890 году в Петербурге начинает выходить журнал «Фотограф-любитель», на страницах которого отмечалось: «Материалу для фотографа-любителя Россия дает столько, сколько не может представить вся Европа, вместе взятая… Где другая такая страна, в которой холодные волны Ледовитого океана при незаходящем солнце разбиваются о гранитные скалы… Где в другом месте такие леса, как Беловежская пуща» (1890, № 3).

В 1890–1900-х годах увлечение фотографией становится модным и престижным делом. Во многих городах организуются фотографические общества, которые проводят выставки и конкурсы, устраивают фотоэкскурсии, часто в ближайшие пригороды. Так, в 1913 году фототипией издается серия пейзажей И. В. Хорошилова «Окрестности Москвы», где запечатлены Кунцево, Сокольники, Петровско-Разумовское. Подобное тиражное издание, несомненно, способствовало активному развитию пейзажного жанра, свидетельствовало о его популярности у зрителей.

Живописные проселочные дороги, дубовые рощи и берега извилистых рек, лесные чащи и таинственные озера находят отражение в массе снимков, созданных неизвестными любителями на рубеже XIX–XX веков. Множество фотографий запечатлели поэтичную природу русских усадеб; часто в ландшафтных кадрах оказывались увековечены и члены дворянских семей. Многие авторы использовали стаффаж для оживления композиций, вводили человеческие фигуры не только для масштабности, но и для своеобразной сюжетности пейзажного снимка.

В 1900 году было основано Московское художественно-фотографическое общество, члены которого рассматривали фотографию в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. А в 1902 году появилось Русское общество любителей фотографии, в уставе которого ставилась цель «содействовать поднятию фотографии до степени художества». Трактовка фотографии как особого вида изобразительного искусства со своими выразительными возможностями становится актуальной в начале XX века везде в мире. Для решения эстетических задач часто стал использоваться именно жанр фотопейзажа, отличающийся относительно большей смысловой и формальной свободой. Это сближало фотографов с мастерами живописи, например, с членами образованного в 1903 году «Союза русских художников», в творчестве которых преобладали природные сюжеты.

Выразительная и многообразная красота природы, ее состояние в разное время года стало содержанием как живописных, так и фотографических работ, среди которых было много «этюдов», поэтических «мотивов». Вместе с тем многие фотографы, как, например, Василий Кононов в серии видов Павловска, стараются строить пейзаж по традиционным законам живописного творчества, окружая композиционный центр своеобразными «кулисами» и подчеркивая особенности природной светотеневой игры.

Профессионалы и любители фотографии во все времена обращались к видовой съемке, к изображению родных ландшафтов. В одной из своих лекций известный ученый Климент Тимирязев, описывая подобный интерес, подчеркивал:

«Это чувство природы, сближающее всех людей, заключает в себе что-то неразгаданное: не берется его выразить словами поэт, не в состоянии разобраться в нем ученый. Какой-то безотчетный патриотизм — не тот узкий, мрачный, который разделяет людей, а более широкий, светлый, который их соединяет общей связью со своей родиной».

Экскурсия по выставке:

Фотографии экспозиции

DSC_8610
DSC_8610
DSC_8614-lpr
DSC_8614-lpr
DSC_8609-lpr
DSC_8609-lpr
DSC_8608-lpr
DSC_8608-lpr
DSC_8607-lpr
DSC_8607-lpr
DSC_8622-lpr
DSC_8622-lpr
DSC_8621-lpr
DSC_8621-lpr
DSC_8620-lpr
DSC_8620-lpr
DSC_9801-lpr
DSC_9801-lpr
DSC_9823-lpr
DSC_9823-lpr
DSC_9856-lpr
DSC_9856-lpr
DSC_9862-lpr
DSC_9862-lpr
DSC_9863-lpr
DSC_9863-lpr
DSC_8611-lpr
DSC_8611-lpr
DSC_8616-lpr
DSC_8616-lpr
DSC_8618-lpr
DSC_8618-lpr
DSC_8619-lpr
DSC_8619-lpr
DSC_8625-lpr
DSC_8625-lpr
DSC_8623-lpr
DSC_8623-lpr
DSC_9861-lpr
DSC_9861-lpr
DSC_9809-lpr
DSC_9809-lpr
DSC_9808-lpr
DSC_9808-lpr
DSC_9806-lpr
DSC_9806-lpr
DSC_9805-lpr
DSC_9805-lpr
DSC_9792-lpr
DSC_9792-lpr
DSC_9791-lpr
DSC_9791-lpr
DSC_9822-lpr
DSC_9822-lpr
DSC_9824-lpr
DSC_9824-lpr
DSC_9832-lpr
DSC_9832-lpr
DSC_9835-lpr
DSC_9835-lpr
DSC_9837-lpr
DSC_9837-lpr
DSC_9844-lpr
DSC_9844-lpr
DSC_9847-lpr
DSC_9847-lpr
DSC_9851-lpr
DSC_9851-lpr
DSC_9855-lpr
DSC_9855-lpr
DSC_9821-lpr
DSC_9821-lpr
DSC_9804-lpr
DSC_9804-lpr
DSC_9794-lpr
DSC_9794-lpr
DSC_9786-lpr
DSC_9786-lpr
DSC_9780-lpr
DSC_9780-lpr
DSC_9778-lpr
DSC_9778-lpr
DSC_9815-lpr
DSC_9815-lpr

Вернуться

Последнее изменение 6.04.2023





    Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Фотография не найдена

    Поделиться ссылкой на выделенное