Блокадная летопись имеет особое значение для жителей Санкт-Петербурга — Ленинграда, города, который удалось отстоять ценой массового героизма и огромных жертв в течение 900 дней и ночей. В онлайн выставке представлено более 100 оригинальных фотографий, созданных в Ленинграде в 1941–1944 годах. Это работы известных фотокорреспондентов и любительские снимки, студийные карточки «на память», фото на документы и тиражные полиграфические издания. Кадры позволяют восстановить полный портрет блокадной реальности, представить масштаб и глубину трагедии и человеческого подвига.
Военный фотокорреспондент Борис Кудояров. Автопортрет, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Санитарный инструктор В. Лебедева, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Знатный снайпер Луговской, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Знатная санитарка Орлова, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
На посту ПВО, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Портрет военного, 1941–1945 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Борис Павлович Кудояров родился в Ташкенте. Окончил до революции гимназию. В 1917–1920 годах служил в Красной армии в Средней Азии.
Увлекшись фотографией, стал снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года сотрудничал с агентствами «Руссфото» и «Унионфото», с 1931 года — фотокорреспондент агентства «Союзфото».
В 1933 году стал фоторепортером газеты «Известия», а через несколько лет — «Комсомольской правды».
Все 900 дней блокады, будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Борис Кудояров находился в окруженном городе, постоянно работал в первом эшелоне обороны, рядом с воинами — защитниками Ленинграда. На основе работ Бориса Кудоярова написаны и иллюстрированы многие книги, посвященные блокаде. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику исторического военного фоторепортажа.
В личной фототеке Кудоярова около 3000 кадров, посвященных блокаде. Тематические разделы архива: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. Эта фотолетопись города-героя последовательно и детально рассказывает об исторических событиях. Выдающийся фотокорреспондент понимал, что
«…снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…».
Для работ Кудоярова характерны сложные изобразительные решения и выверенная завершенность композиции. Стилистика этих решений — прямой и естественный отклик фоторепортера на происходящее. Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных образах блокадного быта.
Конец войны, весна 1944 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Жители города и военнослужащие читают текст приказа войскам Ленинградского фронта о снятии блокады Ленинграда, 27 января 1944 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Урок продолжается, весна 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Блокадный Невский проспект, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Регулировщица на Невском проспекте, 1943 (печать 1970-х) © РОСФОТО
На Невском проспекте, лето 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Эрмитаж. Последствия артобстрела, 1941–1944 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Кинооператор Роман Кармен на улице блокадного города, весна 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
После бомбежки. Дом 107 на углу Лиговского проспекта и Разъезжей улицы, весна 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Вместо роз — капуста, осень 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Девушки-бойцы ПВО, 1941-1944 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижирует Карл Ильич Элиасберг, 9 августа 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Следы бомбардировки на Невском проспекте, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Новый Эрмитаж. Последствия артобстрела, 1941 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Салют в честь снятия блокады, 27 января 1944 (печать 1970-х) © РОСФОТО
У раненого ребенка, 1943 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Блокадный Невский проспект, 1941 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Залп по вражеским самолетам, 1942 (печать 1970-х) © РОСФОТО
Во время Великой Отечественной войны многие фотокорреспонденты из разных регионов страны были направлены в действующую армию, где включились в создание военной фотохроники.
В их числе были и ленинградцы, чьи снимки представлены в онлайн выставке, а именно: Борис Васильевич Уткин, Давид Михайлович Трахтенберг, Борис Павлович Кудояров, Семен Григорьевич Нордштейн, Михаил Анатольевич Трахман, Георгий Иванович Луговой.
За четыре года войны фотокорреспонденты сделали тысячи негативов, запечатлевших горечь отступления и эвакуации, результаты первых бомбежек Ленинграда, фронтовые будни солдат, страшные картины повседневной блокадной жизни города и его жителей. Главными героями снимков стали простые граждане, с которыми фотокорреспонденты делили тяготы войны.
© Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
© Библиотека имени Н.А. Некрасова
Дочь фронтовика Риту Алексееву привезли в детскую больницу Октябрьского района в тяжелом состоянии. Благодаря хорошему лечению и уходу ребенок быстро поправился, 17 апреля 1943 © РОСФОТО
740 семей фронтовиков получили разнообразную помощь от комсомольского бытового отряда Фрунзенского района, 1941–1944 © РОСФОТО
На курсах жилищных работников Красногвардейского РЖУ города Ленинграда 48 жен фронтовиков освоили специальности печников, кровельщиков, водопроводчиков, 18 апреля 1943 © РОСФОТО
Старая производственница Н-ского завода Акулина Ивановна Урбелис послала на фронт трех сыновей. По состоянию здоровья Акулина Ивановна не выходит из дома. Всю заботу о ней взяли на себя комсомольцы завода, 22 апреля 1943 © РОСФОТО
Последствия взрыва авиабомбы, март 1943 © Ю. И. Комболин
Активистки домохозяйства № 108 Куйбышевского района шьют белье для детей фронтовиков, 19 апреля 1943 © РОСФОТО
Секретарь Ленинского райкома ВКП(б) города Ленинграда А. М. Григорьев беседует с женами военнослужащих, работницами завода, овладевшими новыми профессиями, 22 апреля 1943 © РОСФОТО
Управхоз 39-го домохозяйства Володарского района г. Ленинграда А. П. Фомина полностью окончила опись имущества военнослужащих и опечатала их жилплощадь, апрель 1943 © РОСФОТО
За правкой «Ленинградской правды», 1940‑е © Ю. И. Комболин
В помещении цеха, где разорвался снаряд, 1941–1944 © Ю. И. Комболин
Председатель фабричного совета жен фронтовиков Е. Н. Хохрякова примеривает платье Люсе Лясиной, родители которой сражаются на Ленинградском фронте, 30 апреля 1943 © РОСФОТО
На приеме у заместителя председателя исполкома Красногвардейского райсовета, заведующего отделом по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих тов. В. П. Чернышева, 19 апреля 1943 © РОСФОТО
В дни блокады, 1941–1944 © Ю. И. Комболин
Ленинградцы читают «Окна ТАСС», последние известия о наступлении наших войск в районе г. Сталинграда, 1942 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж ТАСС № 12 из 4 снимков: 1) Урок естествознания в Ленинградской школе. Апрель 1942 г.; 2) Композитор Д. Д. Шостакович работает над 7-й симфонией в осажденном Ленинграде; 3) Архитектор А. С. Никольский работает в осажденном Ленинграде. Зима 1942 г.; 4) Ленинградский художник В. В. Пакулин на Невском проспекте, 1941–1945 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж из 2 снимков: 1) Старший милиционер, комсомолка М. Ипатова, задержала немецкого шпиона в момент, когда он подавал световой сигнал; 2) На улицах Ленинграда. Ремонт трамвайных путей, 1941 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж ТАСС № 18 из 2 снимков: 1) Командиры партизанских отрядов Ленинградской области принимают решение о создании Партизанского края; 2) Партизаны везут обоз с хлебом в Ленинград, 1942 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж ТАСС № 15 из 2 снимков: 1) Артобстрел на Невском; 2) Сборка танковых моторов на одном из ленинградских заводов, 1941–1945 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж ТАСС № 6 из 2 снимков: 1) Зенитная батарея, отражает налет фашистских бомбардировщиков; 2) Дальнобойная артиллерия бьет по врагу, 1941–1945 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Фотомонтаж ТАСС № 19 из 2 снимков: 1) Первый поезд через Шлиссельбург; 2) Ленинградцы читают последние известия «Блокада прорвана», 1941–1945 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Наибольшее количество блокадного материала было создано репортерами фотохроники ТАСС: Александром Ивановичем Бродским, Владимиром Илларионовичем Капустиным, Сигизмундом Евстафьевичем Кропивницким, Борисом Семеновичем Лосиным, Марком Михайловичем Редькиным, Всеволодом Сергеевичем Тарасевичем; их снимки показывают, как жил, работал и сражался осажденный Ленинград.
Фотографии, регулярно появлявшиеся в «Окнах ТАСС», имели большое значение для жизни блокадного города и служили действенной формой визуальной пропаганды. Стенды «Окон ТАСС» были размещены по всему городу, активным автором первых выпусков была Ольга Берггольц. «Окна» информировали о ежедневном подвиге ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта, вдохновляли людей трудиться и давали уверенность в победе, создавая летопись обороны города и документальное свидетельство великого подвига горожан. Именно здесь впервые появились изображения, которые потом стали символами блокады: жители, изможденные дистрофией, держащие в руках пайку хлеба; убитые во время артобстрела; горожане с оружием в руках.
© РОСФОТО
Порою опасные для жизни условия, в которых делались снимки, общая ситуация в городе и цензурные ограничения сформировали особую стилистику изображений, особый менталитет фоторепортеров, понимавших, что превыше всего — сверхзадача, поставленная временем. Технические возможности работы малоформатными камерами Leica и ФЭД, пленка низкого качества, нерезкость и полевые условия проявки, существенно влиявшие на качество кадра и отпечатка, обеспечили особую достоверность подавляющего большинства фотографий.Прославленные авторы и многие оставшиеся неизвестными фотокоры сражались на фронте плечом к плечу с бойцами. Благодаря им дошли до наших дней подлинные образы героических страниц истории Великой Отечественной войны, позволяющие зрителю сегодня оказаться внутри великих и драматических событий.
Прославленные авторы и многие оставшиеся неизвестными фотокоры сражались на фронте плечом к плечу с бойцами. Благодаря им дошли до наших дней подлинные образы героических страниц истории Великой Отечественной войны, позволяющие зрителю сегодня оказаться внутри великих и драматических событий.
Текст: Анастасия Матушкина, Екатерина Водостоева (Научный архив Российской академии художеств)
© Из коллекции семьи Дунаевых
Фиксация разрушений — один из наиболее часто встречающихся типов снимков среди блокадной фотографии. Кадры руин являются очень сильным образом и позволяют увидеть масштаб трагедии, когда знакомые здания, как спичечные коробки, падают под ударами бомб и снарядов.В онлайн выставке представлены фотографии из отчета по обследованию здания Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр).
Часто авторы таких снимков оставались неизвестными, поскольку эта работа считалась прикладной. Иначе сложилась судьба Сергея Гавриловича Гасилова.
Фотограф-экспериментатор родился в Петербурге. В 1915 году окончил реальное училище и поступил на электрохимический факультет Петроградского политехнического института. После возвращения с Гражданской войны возобновил занятия на химическом факультете, но институт не закончил.Сергей Гасилов был активно вовлечен в организацию фотолабораторий для различных учреждений в Ленинграде и Москве, служил по совместительству директором первой в стране Лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии при Академии наук СССР.
В августе 1935 года Сергей Гаврилович организовал фотолабораторию при Всероссийской академии художеств и занял должность ее художественного руководителя. Лаборатория служила учебно-вспомогательным и научным целям и по оснащению была одной из лучших в стране.
Екатерининский дворец. Пушкин, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Государственный Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа. Галерея истории древней живописи, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Горный институт. Главное здание. Зал кариатид, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Казанский собор. Интерьер. Могила М. И. Кутузова, 1943 © Научный архив Российской академии художеств
Петропавловский собор. Вид на иконостас, 1943 © Научный архив Российской академии художеств
Застройка Марсова поля. Перспектива фасадов домов, зима 1943–1944 © Научный архив Российской академии художеств
Костел Святой Екатерины, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Дворцовая пристань Адмиралтейской набережной. Фрагмент декоративной обработки — лев у спуска, весна 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Невский проспект у Садовой улицы. Вид от Большого Гостиного Двора, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Невский проспект у Казанского собора, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Садовая улица у Апраксина переулка. Вид на Апраксин Двор, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Западный и восточный павильоны, оформляющие въезд на территорию Михайловского (Инженерного) замка, весна 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Невский проспект. Вид от Аничкова моста в сторону Адмиралтейства, 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Здание Биржи. Вид с Пушкинской площади, сентябрь 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Во время блокады Ленинграда Сергей Гасилов и коллектив лаборатории мужественно несли службу в осажденном городе. Им удалось не только сохранить фотолабораторию, но и продолжить профессиональную деятельность в труднейших условиях.В «Записке об использовании фотографической лаборатории Всероссийской академии художеств в военное время» Сергей Гаврилович писал:
«Известно, что современная фотография разнообразно и с большой пользой может быть применена в военном деле и при работе штабов крупных войсковых соединений, где она может облегчить, уточнить и ускорить работу. В настоящее время, когда все силы и средства нашей Великой Родины интенсивно используются для борьбы с врагом… фотографическая лаборатория ВАХ может взять на себя выполнение видов работы, потребность в которых возникает особенно в условиях военной обстановки».
Активное участие фотолаборатория Всероссийской академии художеств принимала в создании наглядной агитации для войск Ленинградского фронта. Были подготовлены сотни передвижных выставок. Огромное значение имела работа лаборатории по фотофиксации разрушений и определению ущерба в рамках деятельности Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Сергей Гасилов создал серию фотографий о быте сотрудников и студентов Академии художеств в блокадном Ленинграде. На снимках запечатлены условия жизни в общежитии, находившемся в подвале главного здания, процесс обустройства огородов во внутреннем дворе академии и в саду, повреждения зданий, вызванные бомбардировками и артобстрелами.
После войны на протяжении многих лет Сергей Гаврилович Гасилов оттачивал профессиональное мастерство и совершенствовал методы научно-прикладной фотографии. Его особенная заслуга — внедрение способа трехцветной печати.
Эвакуация студентов, преподавателей и сотрудников, февраль 1942 © Научный архив Российской академии художеств
Батальон выздоравливающих в Академии художеств. Ленинград, 1942 © Научный архив Российской академии художеств
Батальон выздоравливающих в Академии художеств, 1942 © Научный архив Российской академии художеств
Команда по охране порядка в здании Академии художеств, декабрь 1941 © Научный архив Российской академии художеств
Огород в саду Академии художеств, лето 1944 © Научный архив Российской академии художеств
Николай Александрович Калашников — литературный сотрудник и фотокорреспондент дивизионных газет «Ворошиловский залп» и «Родина зовет». Прослужил почти все дни войны под Ленинградом, сохранил бесценный архив фотопленок о быте боевых будней солдат и офицеров Красной армии и жителей блокадного города.
Родился в станице Некрасовской Усть-Лабинского района Краснодарского края. В 17 лет переехал в Ленинград. Работал на одном из ленинградских заводов. В 1929 году поступил в Ленинградский политехнический институт. После второго курса перевелся курсантом в военно-техническую авиационную школу. В 1931 году принят в ряды ВКП(б).
С 1935 по 1937 год служил борттехником в 15-й тяжелой бомбардировочной бригаде Киевского военного округа. В 1939 году окончил Высшие военно-политические курсы Красной армии. До октября 1940 года работал начальником отдела газеты управления 11-й армии.
Фронтовые будни. Ленинградский фронт, 1941–1944 © РОСФОТО
Фронтовые будни. Лялино. Ленинградский фронт, 1943 © РОСФОТО
Гаубичный артиллерийский полк. Ленинградский фронт, до 1943 © РОСФОТО
Лялино. Ленинградский фронт, 1943 © РОСФОТО
Ленинградский фронт, 1941–1944 © РОСФОТО
Фронтовые будни. Ленинградский фронт, лето 1943 © РОСФОТО
Портрет девушки. Ленинградская область, 1944 © РОСФОТО
С октября 1940 по январь 1943 года служил инструктором газеты «Ворошиловский залп» 125-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта. Затем работал редактором газеты «Родина зовет» 23-й артиллерийской дивизии прорыва, вместе с которой до 1944 года находился под Ленинградом. С 1944 по 1946 год воевал в Прибалтике, Польше, Германии, дошел до Берлина.
За годы войны запечатлел «лейкой» тысячи кадров быта солдат и офицеров Красной армии. Сохранил огромный архив, насчитывающий более 70 фотопленок, впоследствии переданных в коллекцию РОСФОТО родственниками Николая Александровича.
На снимках Калашникова — ленинградский фронт, районы Лялино и Колпино, служба радистов, гаубичный артиллерийский полк, работа штаба артиллерийского подразделения, передвижные редакция и типография. На пяти пленках изображена Советская армия в Берлине. Фоторепортаж Николай Александрович снимает как непосредственный участник событий, находящийся на передовой вместе с бойцами.
Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
Радисты. Ленинградский фронт, 1941–1944 © РОСФОТО
Штаб артиллерийского подразделения. Ленинградский фронт, лето 1943 © РОСФОТО
Полковник. Ленинградский фронт, 1943 © РОСФОТО
Выезд на дачу. Ленинградская область, 1941–1944 © РОСФОТО
Передвижная редакция типографии. Ленинградский фронт, лето 1943 © РОСФОТО
Колпино. Ленинградский фронт, 25 апреля 1942 © РОСФОТО
Портрет ребенка. Ленинградская область, лето 1942 © РОСФОТО
Еврейское кладбище. Ленинград, 1941–1944 © РОСФОТО
Георгий Иванович Луговой — старейший фотограф Санкт-Петербурга. Фотографией увлекся в 1910 году, в десятилетнем возрасте, когда отец подарил ему жилетно-карманный кодак 4,5 × 6. 23 февраля 1919 года Луговой запечатлел парад Красной армии на Дворцовой площади. Один из этих снимков позднее был растиражирован на весь СССР в учебниках истории.
После Гражданской войны закончил кинофототехникум. До Великой Отечественной войны в течение 20 лет сотрудничал с агентствами «Пресс-клише-фото» и «Унионфото» — предшественниками ТАСС. Начало войны встретил в Ленинграде, пережил весь ужас первой блокадной зимы. Осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт и стал военным фотокорреспондентом дивизионной газеты «За Родину!» 85-й стрелковой дивизии, принимавшей участие в обороне Ленинграда.
На негативах сохранились сюжеты, повествующие о повседневной жизни бойцов и страданиях людей на оккупированных территориях. Большая часть архива фотографа бесследно исчезла, изъятая сотрудниками НКВД. В 1944 году Георгий Луговой награжден медалью «За боевые заслуги». В послевоенный период и до выхода на пенсию работал в ленинградской газете «Смена».
Портрет бойца 85-й стрелковой дивизии, 1941–1942 (печать 2013) © РОСФОТО
Портрет бойца 85-й стрелковой дивизии, 1941-42 (печать 2013) © РОСФОТО
Портрет бойцов 85-й стрелковой дивизии, 1941-42 (печать 2013) © РОСФОТО
Портрет двух бойцов, 1941-42 (печать 2013) © РОСФОТО
Игорь Михайлович Никитин родился в деревне Листовка Шимского района Ленинградской области (ныне — Уторгошский район Новгородской области). С трех лет проживал в Ленинграде, учился в школе No 77 Петроградского района.
В мае 1941 года окончил восьмой класс, в девятый не пошел и в октябре устроился фрезеровщиком на завод No 209 (завод имени А. А. Кулакова). В январе 1943 года был призван в армию. До призыва в период блокады жил с матерью, Антониной Анатольевной Никитиной, работницей завода No 209, на улице Эдисона (ныне — улица Яблочкова).
18-летний красноармеец Никитин служил в 519-й гаубичной бригаде. Участвовал в операциях по прорыву и снятию блокады Ленинграда. В марте 1945 года был тяжело ранен в Польше, полгода провел в госпиталях. В октябре этого же года демобилизован в звании старшего лейтенанта технической службы. Игорь Михайлович был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», в апреле 1985 года получил орден Отечественной войны I степени.
Игорь Михайлович Никитин госпитале после ранения с медалью «За оборону Ленинграда». Куйбышев, май 1945 (поздняя печать) © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Антонина Анатольевна Никитина в комнате, декабрь 1941 (поздняя печать) © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
И. М. Никитин с матерью (А. А. Никитиной) на кухне, апрель 1942 (поздняя печать) © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Трое артиллеристов возле орудия в зимнее время. Грауденц, Польша, 1945 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
На протяжении всей жизни был страстным фотолюбителем. Первые фотоаппараты появились у него еще до войны. В октябре 1941 года Игорь Михайлович купил в Пассаже фотоаппарат ФЭД и снимал на улицах и в квартире, несмотря на официальный запрет. В дневнике описывает разные сюжеты съемок, но сохранилось всего несколько его фотографий военного периода.Вел дневник с июля 1941 по январь 1943 года, не пропустив ни одного дня.
«8 марта 1942 года купил по дороге фотобумаги 2 пакета 13 × 18 и 1 — 18 × 24, 15 проявителей, 1 кассету 9 × 12 квасцов, 2 кинолампы, бинтов 3 шт., ваты 4 шт., от головной боли пирамидон и пластыри. Пришел к т. Тоне, подождал ее. Если что, можно сходить к Лизе. Разговорились с Лизой насчет фото. Она мне дала 2 ФЭД пленки. Пришла т. Тоня — поговорили [нрзб]. Пошел домой. Погода хорошая. На Невском снимал [нрзб] работающих на сколке льда на воскреснике. Пришел домой в 3 ч. <…> 12 августа 1942 годаВ огороде снимал 11 августа 300 [нрзб] 6,3 1/25 со светофильтром, я и [нрзб], 6,3 1/25 со светофильтром улица 18 1/25 без светофильтра мама и я».
«8 марта 1942 года купил по дороге фотобумаги 2 пакета 13 × 18 и 1 — 18 × 24, 15 проявителей, 1 кассету 9 × 12 квасцов, 2 кинолампы, бинтов 3 шт., ваты 4 шт., от головной боли пирамидон и пластыри. Пришел к т. Тоне, подождал ее. Если что, можно сходить к Лизе. Разговорились с Лизой насчет фото. Она мне дала 2 ФЭД пленки. Пришла т. Тоня — поговорили [нрзб]. Пошел домой. Погода хорошая. На Невском снимал [нрзб] работающих на сколке льда на воскреснике. Пришел домой в 3 ч. <…>
12 августа 1942 годаВ огороде снимал 11 августа 300 [нрзб] 6,3 1/25 со светофильтром, я и [нрзб], 6,3 1/25 со светофильтром улица 18 1/25 без светофильтра мама и я».
Даже в период блокады ленинградцам требовались фотографии на документы — при получении пропусков или оформлении карточек красноармейца. Также такие фотографии использовались как снимки «на память»: встречаются изображения, где на небольшой площади 3 × 4 см помещались дата, имя и дарственная надпись.
Съемка на документы давала работникам фотоателье средства к существованию. В дневнике Ивана Ивановича Жилинского (1890 — ок. 1942) имеются упоминания, как эта работа помогала ему выживать в Ленинграде: за снимки люди расплачивались хлебом.
«9 февраля 1942 года<…> После 12 ч. ночи ушел спать. Оля меня пожурила. У Оли болит желудок, приняла 20 кап. Иноземцевых. Нет табаку. Курил шалфей, теперь курю ромашку. Сегодня было 2 заказчика на фото для паспортов (по 100 граммов хлеба). Болит рука (правая), растяжение жил; смазал руку йодом и камфорным маслом. Попытка сделать какой-либо обмен на рынке не удалась, безрезультатно. Хлеба нет.
4 марта 1942 года. Мороз 15° с сильным ветром, суровый день. Жутко холодно. Утром прикрепился к Новодеревенcк. магаз. No 44 на Моск. ул. Там же получил и хлеб. Подсунул свои карточки и получил здесь же мяса 600 гр. за февр. и 450 гр. клюквы на троих. Крупу же не дали, обнаружив, что я не здесь был прикреплен. Ел дома второй раз в жизни сырое мясо, и оно очень мне понравилось. С горчицей, перцем и солью. Часть на сковородке, на воде отварил и минут 5 подержал. Сыт. За день было 4 заказчика по фото, каждый принес по 100 гр. хлеба. Вот день уже и обеспечен. <…>
22 марта 1942 годаНа солнце +2°, в тени –2°. Пришел домой. Заказчики по фото спасли хлебом. Принял заказов на 600 гр. хлеба. Сегодня буду сыт (200 гр. за 2 карточки). Заговорило радио с 20/III 1942 г.».
Володя, март 1941 © Ю. И. Комболин
Портрет на документы. Ленинград, 1941–1944 © А. А. Классен
Портрет мужчины в военной форме, 1940‑е © Ю. И. Комболин
Анна Дмитриева, командир взвода 348-го отдельного городского батальона МПВО, 26.04.1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Портрет мальчика, июль 1941 © Ю. И. Комболин
Портрет молодой девушки в шапке-ушанке и шинели, 17 марта 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Л. В. Дробикова после выхода из больницы (дистрофия 3-й степени), 24.06.1942 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Портрет Ольги Парфеновны Классен. Ленинград, 1941–1944 © А. А. Классен
© А. А. Классен
Текст: Юлия Буянова (Музей обороны и блокады Ленинграда)
4 декабря 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление об открытии в сжатые сроки выставки «Героическая оборона Ленинграда». Будущую выставку планировалось разместить в помещениях Инженерного замка, но в итоге было выбрано здание бывшего Сельскохозяйственного музея в Соляном городке.
20 января 1944 года начались работы по формированию будущей выставки. Были привезены десятки подлинных самолетов, пушек, танков, тысячи единиц стрелкового оружия. В подготовке материалов приняли участие оставшиеся в городе историки и музейные работники, а также отозванные с фронта художники, архитекторы, скульпторы, макетчики. Главным художником выставки был назначен известный художник Николай Михайлович Суетин.
Заместителем директора по научной части, а затем и директором выставки стал лектор Политуправления Ленинградского фронта Лев Львович Раков — заметная фигура в среде ленинградской интеллигенции. До войны он был ученым секретарем Эрмитажа. В июле 1941 года ушел в народное ополчение, но уже через две недели был отозван в политический отдел армии, где ему поручили читать лекции в воинских частях. В 1943 году участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда, а летом 1943 года — в боях под Синявино. С осени 1943 года работал над выставкой «Героическая оборона Ленинграда». Именно ему Нина Савичева принесла маленькую записную книжечку с блокадными записями сестры. Лев Львович первым увидел и оценил силу этого маленького экспоната, ставшего всемирно известным.
Коллектив создателей Музея обороны Ленинграда. Большая группа лиц, левее центра в первом ряду – Л. Л. Раков и Н. М. Суетин, 1944–1949 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Некоторые музеи Ленинграда начали собирать материалы по истории Великой Отечественной войны сразу после ее начала. Так, Государственный музей революции (ныне — Государственный музей политической истории России) в 1944 году предоставил 4000 предметов на выставку. Похожая ситуация сложилась и в Артиллерийском историческом музее (ныне — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Его сотрудники, оставшиеся в Ленинграде, вели собирательскую работу. 10 ноября 1943 года музей открыл выставку «Реликвии бойцов и командиров Ленинградского фронта». В 1944 году значительная часть экспонатов этой выставки также отправилась в Соляной городок.
Торжественное открытие выставки «Героическая оборона Ленинграда» состоялось 30 апреля 1944 года. Это была первая выставка, посвященная тематике Второй мировой войны, и единственная в мире, открывшаяся еще в годы войны. В первый день выставку посетили 16 тысяч человек. В 37 залах общей площадью около 40 тысяч квадратных метров было размещено 37 865 экспонатов — от скромного солдатского письма и продовольственной карточки до боевых самолетов и танков. Наибольший восторг посетителей вызвали два экспоната. В зале с трофеями была выставлена пирамида из 520 немецких касок, напоминавшая картину В. В. Верещагина «Апофеоз войны». Также посетители могли рассмотреть прикрепленный под потолком дальний бомбардировщик Героя Советского Союза летчика 1-го минно-торпедного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота М. Н. Плоткина, участвовавшего в бомбардировке Берлина в августе 1941 года. Трофеи были выставлены и в партизанских залах. Помимо оружия, можно было увидеть личные вещи противника: паспорта, удостоверения, немецкие смертные медальоны, продовольственные карточки, награды, фотографии, найденные у убитых немцев.
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда». Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда», Трофейный зал. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда», зал «Год коренного перелома в ходе Отечественной войны». «Обстрел Невского проспекта» — работа художников К. Е. Джакова и И. Я. Цепалина. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Больше всего экспонатов было представлено фотографиями и живописными картинами, панно, диорамами. Для усиления эмоций посетителей применялись различные приемы театрализации. Например, электрифицированные макеты впечатляли игрой света. В теме «Ладожская трасса — дорога жизни» был представлен макет ледовой дороги. Зритель видел регулировщика и вереницу машин с эвакуируемыми ленинградцами. Сгущались сумерки, в руке регулировщика зажигался фонарь, вспыхивали фары грузовиков. Подобным образом «оживала» и скульптура «Литейщицы» в зале, посвященном ленинградской промышленности в 1943 году. Скульптура представляла собой фигуры литейщиц, опрокидывающих ковш. Льющийся из ковша расплавленный металл был показан с помощью прикрепленных к гипсу красных лампочек. Самый крупный световой эффект был применен в зале Победы: огромные своды зала украшали тысячи лампочек, которые создавали торжественную атмосферу и мерцанием напоминали салют.
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда», зал «Борьба за Ленинград на ближних подступах к городу». Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда», зал Краснознаменного Балтийского флота. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда». Совет Ленинградского фронта: маршал Л. А. Говоров, генерал-полковник А. А. Жданов, генерал-лейтенант А. А. Кузнецов, генерал-лейтенант Н. В. Соловьев. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда». Член Военного совета Ленинградского фронта генерал-полковник А. А. Жданов — скульптура работы В. Б. Пинчука. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда». В. И. Ленин — барельеф работы В. Б. Пинчука. Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция выставки «Героическая оборона Ленинграда», зал «Великая победа под Ленинградом». Ленинград, 1944 © Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Первыми посетителями музея стали фронтовики и блокадники. Поэт Павел Лукницкий в своей книге «Сквозь всю блокаду» так описывает впечатления от посещения выставки:
«Я бродил по выставке четыре часа, с огромным интересом и вниманием разглядывая все экспонаты. Каждый из них будил во мне воспоминания, вызывал ассоциации. Все, о чем рассказывала выставка, было известно мне, все испытано, изведано, измерено — собственными шагами, лишениями, невзгодами, надеждами… Конечно, мы, ленинградцы, знаем гораздо больше, чем рассказывает выставка, — например, о лишениях и ужасах блокады. Голод очень бедно и стыдливо показан на выставке. Многообразно представлены Ладога и Дорога жизни. Артиллерийские обстрелы и бомбежки показаны хорошо… Странное, приятное чувство овладело мною: все то, что еще вчера было нашим бытом, будничным и обыденным, сегодня, отойдя в историю, уже предстает перед нами в виде экспонатов выставки. Явно ощущается, что мы, ленинградцы, ныне живем уже в другой эпохе».
«Я бродил по выставке четыре часа, с огромным интересом и вниманием разглядывая все экспонаты. Каждый из них будил во мне воспоминания, вызывал ассоциации. Все, о чем рассказывала выставка, было известно мне, все испытано, изведано, измерено — собственными шагами, лишениями, невзгодами, надеждами…
Конечно, мы, ленинградцы, знаем гораздо больше, чем рассказывает выставка, — например, о лишениях и ужасах блокады. Голод очень бедно и стыдливо показан на выставке. Многообразно представлены Ладога и Дорога жизни. Артиллерийские обстрелы и бомбежки показаны хорошо… Странное, приятное чувство овладело мною: все то, что еще вчера было нашим бытом, будничным и обыденным, сегодня, отойдя в историю, уже предстает перед нами в виде экспонатов выставки. Явно ощущается, что мы, ленинградцы, ныне живем уже в другой эпохе».
Успех выставки превзошел все ожидания. За первые шесть месяцев ее посетило около 250 тысяч человек, а к 1949 году — более миллиона.
5 октября 1945 года распоряжением Совета народных комиссаров РСФСР выставка «Героическая оборона Ленинграда» была преобразована в Музей обороны Ленинграда республиканского значения. По посещаемости в первые послевоенные годы музей уступал только Эрмитажу. Но, несмотря на такую популярность, в 1949 году музей был закрыт — сначала временно, а в 1953 году окончательно.
Последнее изменение 8.05.2024
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: