В истории сохранилась точная дата первой фотографической съемки Санкт-Петербурга. Она состоялась вскоре после того, как в августе 1839 года в Париже были обнародованы подробности открытия, сделанного художником-декоратором Луи Жаком Манде Дагером. С помощью многолетних трудов другого исследователя – Жозефа Нисефора Ньепса – он сумел получить через объектив камеры и зафиксировать на укрепленной в ней посеребренной медной пластине, предварительно покрытой парами йода, «световой рисунок», который давал, как в зеркале, точное, документальное изображение реального мира.
Именно таким способом 8 октября 1839 года на берегах Невы была произведена съемка, о которой сообщила газета «Journal de Saint-Pétersbourg», выходившая на французском языке, и «Санкт-Петербургские ведомости»:
«Хотя изобретение г. Дагера дошло до С.-Петербурга только нынешней осенью, то есть во время года самое неблагоприятное для этого рода опытов, но результаты, доселе полученные, вполне соответствуют ожиданиям.
В минувшее воскресенье, 8 октября, подполковник Корпуса инженеров путей сообщения г. Термен в присутствии многочисленных любителей снял посредством дагеротипа вид Исаакиевской церкви и в двадцать пять минут получил рисунок, на котором с изумительною точностью изображены все подробности этого огромного здания. Этот результат доказывает, что петербургский климат не менее другого благоприятен для употребления замысловатого фотографического изобретения г. Дагера».
Исаакиевский собор с северной стороны, 1870‑е
Не только во Франции, но и во всем мире фотографические процессы стремительно и безостановочно развивались, в их совершенствовании участвовали представители самых разных стран. В 1850-е годы, например, получили большое распространение стереоскопические дагеротипы, которые рассматривались с помощью специального устройства, давая интересный визуальный эффект. Они были особенно пригодны для запечатления панорамных пейзажей, предоставляли возможность значительного зрительного охвата, создавали впечатление дополнительной иллюзорности при съемке ландшафтов.
Фирма «Underwood & Underwood»
Старейший жанр изобразительного искусства – портрет во все времена был наиболее востребован обществом. Неудивительно поэтому, что изготовляемые в разных техниках иконографические изображения, черно-белые или раскрашенные от руки, стоили значительно дешевле акварельных и тем более живописных миниатюр, отличаясь при этом сходством, которое гарантировала «фотографическая машина». С самого зарождения светописи именно портреты продолжали оставаться самым распространенным и модным товаром.
Осенью того же 1859 года в Петербурге случилось и еще одно важное событие – на годичную выставку в Императорскую Академию художеств едва ли не впервые в истории этого почтенного учреждения были допущены работы, исполненные не кистью или резцом, а фотоаппаратом. Совет Академии, проявив небывалую ранее широту взглядов, разрешил экспонировать среди картин и гравюр снимки своего выпускника Вильяма Каррика под названием «сельский быт».
Продавец бубликов, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Уличная торговка и мальчик-покупатель, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Крестьянки, Санкт-Петербург, 1860‑е
Водоносы, Санкт-Петербург, 1860‑е
Торговка медовухой, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Дворники, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Почтальон, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Коробейник, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Продавец мороженого, Санкт-Петербург, 1860–70‑е
Этот мастер одним из первых в русской фотографии стал активно развивать в 1860-е годы бытовой жанр, запечатлевая петербургских разносчиков, уличных торговцев, персонажей городских низов, которые становились все более популярны как в литературе «натуральной школы», так и в отечественном изобразительном искусстве. Сцены народной жизни Вильям Каррик стремился заснять и на столичных улицах – на его фотографиях можно увидеть праздничные гулянья, карусели и балаганы с простым людом, уличную торговлю, рубку льда на Неве. Он создавал и более традиционные для видового жанра снимки, отпечатанные уже в «кабинетном» формате, который довольно быстро сменил маленькие «визитки». В них были запечатлены обычные «достопримечательности столицы», петербургские дворцы и памятники. Однако в наследии Вильяма Каррика наиболее ценны именно стаффажные кадры, где показана каждодневная жизнь петербургских обывателей, крайне редко попадавшая в объектив мастеров, занимающихся пейзажной съемкой.
Академия наук, Санкт-Петербурге, 1890-90‑е
Вид на здание Нового Эрмитажа и Миллионную улицу, 1870‑е (?)
Симеоновский мост в Санкт-Петербурге, 1890-90‑е
Английская набережная, 1870‑е (?)
Сад при Сергиевском дворце в.к. Марии Николаевны, 1890-90‑е
Именно поэтому особенно интересны те фотографии Альфреда Лоренса, на которых можно увидеть лоточников на Аничковом мосту, продавцов кваса у Варшавского вокзала или петербуржцев, стоящих около деревянной пристани на набережной Невы. Выходец из Германии, Лоренс в 1855 году прибыл в Петербург и открыл по традиции портретное ателье на Невском проспекте, одновременно он стал в 1860-е годы одним из наиболее активных производителей видовых снимков. Они существенно уступали в «художественной направленности» снимкам Бианки, и в отличие от работ Вильяма Каррика, в них нет стремления к расширению жанрового диапазона. Однако это был технически очень сильный мастер – недаром у него учились ремеслу очень многие в Петербурге.
Почти безупречные в композиционном построении снимки Лоренса отличаются очень четкими контурами рисунка, иногда они даже несколько «суховаты», что свидетельствует о своеобразии использованной им оптики.
Однако для придания фотографическому изображению целостности, для возможности «вместить» в него мощные архитектурные сооружения, величественные ансамбли он был вынужден снимать со значительного удаления, что часто делало одинаково «мелкими» разнообразные по пропорциям здания, нивелировало их особенности, а иногда даже и искажало масштабы.
С этими же трудностями, вызванными состоянием фотографической техники, боролся и Альфред Фелиш, также выходец из Германии, с 1865 года работавший в ателье Лоренса. Он сумел впоследствии открыть собственное портретное ателье, которое в виду большой конкуренции вскоре пришлось закрыть. Однако как свидетельствовали современники мастера, Альфред Фелиш обнаружил имеющуюся потребность в видовой фотографии, актуальность ее на столичном рынке. И в 1860-е годы он навсегда связал себя со съемкой городских пейзажей, изготовлением своеобразной сувенирной фотопродукции, которая пользовалась успехом и была экономически выгодна. Сохранилось довольно много видовых снимков Фелиша. Однако Альфреду Фелишу удалось на своих снимках очень органично соединить видовой и хроникальный жанры, умело вписать в великолепную панораму Сенатской площади, снятую с крыши, движение больших людских масс.
Вид на портик Нового Эрмитажа, 1870–80‑е
Скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту, 1870–80‑е
Здание Генерального штаба. Триумфальные ворота, 1870–80‑е
Фонтан «Нептун», 1880‑е
Панорама Исаакиевской площади с колокольни собора, 1870–80‑е
Большой каскад, 1880‑е
В начале 1880-х годов в России совершился поистине революционный переворот, благодаря которому фотография перешла из рук небольшого числа специалистов «в общее пользование». После почти 30-летнего господства коллодиона в мокром и сухом виде утверждается броможелатиновый способ. Это не было следствием принципиально нового изобретения, а основывалось на длительном усовершенствовании учеными разных стран состава светочувствительной эмульсии, которым можно было заранее покрывать негативы. Появление в продаже готовых «сухих пластин» существенно упрощало фотографический процесс. Все это вызвало небывалый взлет интереса к фотографии, появление большого числа любителей. Их деятельности способствовали многочисленные публикации в журналах, издававшихся в Петербурге, – «Фотограф» (1880–1884), «Фотографический вестник» (1887–1897), а затем и в специальном издании «Фотограф-любитель» (1890–1909), пользовавшемся огромной популярностью.
Бархатова Е.В., заведующая Отделом эстампов Российской Национальной библиотеки, кандидат искусствоведения
Ателье «Братья Де Жон», издание А. Фельтена
Троице-Измайловский собор, 1880–90‑е
Памятник Николаю I, 1880–90‑е
Ателье Карла Буллы
Площадь Александринского Театра (сейчас пл. Островского) , 1910‑е
Городская дума, 1880–90‑е
Альфред Лоренс
Портрет Е. Т. Добужинской, Санкт-Петербург, 1880‑е
Сирелка Васильевского острова. Биржа, 1900‑е
Издание «Дациаро»
Александринский театр, 1880–90‑е
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Главный вход, 1880–90‑е
Адмиралтейство, 1880–90‑е
Внутренний двор Екатерининского дворца в Царском селе, 1870–80‑е
Иван Александровский
Портрет пожилого мужчины, 1860-80‑е
Дворец В. К. Константина Николаевича, 1870‑е
Вольф Ясвоин
Портрет неизвестной, 1905
Санкт-Петербург. Собор Казанской иконы Божией Матери, 1870–80‑е
Николай Лоренкович
Портрет юноши, 1874–80‑е
Альберт Фелиш
Павел Жуков
Погрудный портрет мужчины, 1900‑е
Санкт-Петербург. Смольный монастырь, 1865–70‑е
Фотоателье «Ренц и Шрадер»
Портрет актрисы оперетты Бетти Стоян, 1897-1900‑е
Последнее изменение 23.09.2022
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: