Стереоскоп — оптический прибор для рассматривания фотографических изображений — стереопар. Принцип работы стереоскопа основан на возможности человеческого зрения — бинокулярности (формирование единого изображения в результате слияния изображений с левого и правого глаза). По сути, в устройстве одновременно представляются две фотографии одного и того же объекта, сделанные под немного разными углами, по одной для каждого глаза. Ракурс предмета по-разному воспринимается левым и правым глазом, в результате при рассматривании картинки, изображение кажется объемным.
Первый прообраз стереоскопа был изобретен в 1820-х учителем математики из Эдинбурга мистером Эллиотом. Он предназначался прежде всего для нарисованных на прозрачной пленке пейзажей и представлял собой коробку длиной чуть больше 45 сантиметров, шириной 18 сантиметров и высотой — 10, в которой изображение рассматривалось сквозь щель в перегородке.
В 1832 году стереоскоп другой конструкции изобрел английский физик Чарльз Уитстон. Он представил свое открытие Королевскому колледжу Лондона в 1838 году. В этом приборе физик использовал пару зеркал под углом 45° к глазам наблюдателя, каждое из которых отражало изображение, расположенное сбоку. Оба устройства появились до изобретения фотографии и служили для восприятия рисунков. И хотя уже через год Луи Дагер во Франции и Уильям Фокс Тальбот в Англии представили свои способы получения фотографических изображений, стереоскопу пришлось ждать еще почти пятнадцать лет, прежде чем он стал непременным атрибутом часов досуга.
«Двумерный рисунок, картина или дагеротип помещаются в проектор и рассматриваются одновременно обоими глазами через оптическое стекло. Из-за обмана зрения рисунок или картинка приобретают глубину и высоту, и вам является самая что ни на есть точная картинка действительности. В частности, замечательный эффект получается на снимках ландшафта и архитектурных памятников», — сообщал французский журнал Revue des Deux Mondes
«Двумерный рисунок, картина или дагеротип помещаются в проектор и рассматриваются одновременно обоими глазами через оптическое стекло. Из-за обмана зрения рисунок или картинка приобретают глубину и высоту, и вам является самая что ни на есть точная картинка действительности. В частности, замечательный эффект получается на снимках ландшафта и архитектурных памятников», —
По-настоящему история трехмерной светописи началась с Лондонской международной выставки 1851 года, на которой английский физик и профессор Эдинбургского университета Дэвид Брюстер преподнес королеве Виктории стереоскоп собственной конструкции и несколько картинок к нему. Брюстер использовал линзы, а не зеркала для объединения изображений, что позволило уменьшить размер и создать портативные устройства, которые стали известны как стереоскопы Брюстера.
Начало 1850-х годов ознаменовалось появлением фотографических процессов, позволяющих получать отпечатки на бумаге и стекле. В отличие от популярных до этого времени дагеротипов, такие технологии давали возможности воспроизводить множество дубликатов изображений с одного негатива. Таким образом фотографы смогли отойти от снимков, сделанных в единственном экземпляре для индивидуального клиента, и перейти к массовому производству одних и тех же отпечатков для широкой продажи. Для стереофотографии это прежде всего означало появление в продаже «объемных» снимков пейзажей и достопримечательностей различных стран. «Виртуальные путешествия» стали неотъемлемой частью жизни горожан Франции, Великобритании, Германии и других развитых стран Европы и Америки.
«В этот сезон гриппа и простуды, в сто раз лучше горьких конфет эти прелестные стереоскопические виды, с помощью которых можно, сидя у камина в собственном кресле, совершать прекрасные путешествия по планете», — писала в 1858 году французская газета La Lumière
«В этот сезон гриппа и простуды, в сто раз лучше горьких конфет эти прелестные стереоскопические виды, с помощью которых можно, сидя у камина в собственном кресле, совершать прекрасные путешествия по планете», —
В XIX веке коробочки со стереографическими картинками можно было встретить повсюду — на русских ярмарках, в американских салонах и французских кафе.
В 1861 году американец Оливер Венделл Холмс изобрел, а Джозеф Бейтс изготовил, портативную и гораздо более экономичную форму стереоскопа. Стepеоcкоп Холмса-Бeйтca сocтоял из деpевяннoгo дeржaтеля призмaтичecкиx oкуляpов c тубуcом для лица и подставки для стереопары, соединенных между собой регулировочной рейкой. За счет возможности перемещать подставку для стереопары вдоль рейки можно было делать подстройки для людей с недостатками зрения. Легкость прибора позволяла держать его в одной руке, для чего имелась специальная откидная ручка. Новые стереоскопические коллекции выходили одна за другой. Модифицировались модели стереоскопов. Просмотр снимков в стереоскопах стал любимым досугом во многих семьях. Это увлечение пережило несколько волн популярности — в 1850-е и в 1930-е годы.
Современные трехмерные стереоскопы находят свое применение и в бизнесе, и в медицине и многих других областях. Продаются сегодня стереоскопы и как сувениры, многие покупают их в качестве подарка.
Собрание Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО постоянно пополняется и на сегодняшний день, кроме коллекции фотографии, в которой представлены все периоды и многие значимые имена в истории отечественной и мировой светописи, РОСФОТО располагает одной из самых больших в России коллекций фотографической аппаратуры. В ней есть немало и стереоскопов.
Стереоскоп Брюстера. 1870-е. РОСФОТО
Изобретатель калейдоскопа Дэвид Брюстер объединил возможности стереоскопа и фотографии. Он не только усовершенствовал стереоскоп, но изобрел и фотографическую камеру для снимания стереоскопических картин.
Стереоскоп Холмса-Бейтса. После 1861. РОСФОТО
В 1861 году Оливер Уэнделл Холмс врач с новаторскими достижениями в медицине, писатель, поэт сконструировал новый, усовершенствованный и недорогой стереоскоп. Этот тип стереоскопов был очень популярен и продавался с середины 1860-х до 1939 года. Это была самая массовая модель стереоскопа, которая до сих небольшими тиражами выпускается некоторыми компаниями в качестве ретросувенира.
Стереоскоп Холмса-Бейтса. «Андервуд и Андервуд». После 1901. РОСФОТО
Компания «Андервуд и Андервуд» вплоть до 1920-х годов была крупнейшим производителем и дистрибьютором стереоскопических изображений и стереоскопов.
Стереографоскоп складной. Фредерик Джеймс Кокс. Великобритания. 1866–1882. РОСФОТО
Графоскоп — устройство XIX века, которое использовалось в салонах для улучшения просмотра фотографий и текста, часто объединяли со стереоскопом. Первый стереографоскоп был запатентован в Англии 1 февраля 1864 года Чарльзом Джоном Роуселлом.
Это был прибор с большой увеличительной линзой для просмотра обычных фотографий и двумя стереообъективами для просмотра стереоизображений на бумаге. Добавление стереообъективов, скорее всего, было связано с огромной популярностью стереофотографии в 1850-х и 1860-х годах. Англия, Европа и Соединенные Штаты Америки были основными производителями графоскопов, и в течение 30–40 лет было изготовлено и продано невероятное количество этих устройств.
С первых лет существования стереофотографии были известны два способа получения стереопары: с помощью одного фотоаппарата, которым последовательно делаются два снимка с разных точек, или с помощью двух камер, закрепленных на необходимом расстоянии друг от друга. Первый специализированный стереофотоаппарат с двумя объективами, созданный Людвигом Мозером — немецким физиком, преподавателем Кенигсбергского университета в начале 1840-х годов, предназначался для дагеротипных пластин. Затем было создано множество конструкций камер, позволяющих получать стереоизображение.
Популярность стереопар предопределила коммерциализацию этого направления фотографии. На рубеже ХIХ–ХХ веков появилось большое количество фирм, занимающихся производством и продажей стереофотографий. В коллекции РОСФОТО представлены стереопары конца 1890-х — начала 1910-х годов, выполненные в технике коллодионной и желатиновой печати такими фирмами, как «Свет», «Андервуд и Андервуд», «Конрад А. Мюллер и К°».
Санкт-Петербург
В подборку вошли стереопары с видами Санкт-Петербурга 1890-х — начала 1910-х годов из собрания РОСФОТО. Стереопары созданы петербургским фотографом Мечиславом Белявским и американским издательством «Андервуд и Андервуд». Автор выпустил несколько серий стереофотографий и был одним из немногих фотографов, кому разрешалась фотосъемка и выпуск стереофотографий с внутренними видами Императорского Эрмитажа.
Вид на Невский проспект в Санкт-Петербурге
1900‑е
Вид на Зимний дворец с Невского проспекта в Санкт-Петербурге
1897
Водосвятие на Неве в Санкт-Петербурге
1 августа 1897
Памятник Екатерине II и Александринский театр в Санкт-Петербурге
1890‑е
Фонтаны в Петергофе
1891
Портрет Ивана Павлова с собаками
1900–1910‑е
1880‑е
Белявский М., Санкт-Петербург, 1885-1896
РОСФОТО
Екатерининский дворец в Царском Селе
Великий князь Николай Николаевич (Младший) на выезде в Санкт-Петербурге
После 1900
Зал Нового Эрмитажа
В интерьере петербургской квартиры
Вторая половина 1880-х — начало 1890-х
Здание Биржи в Санкт-Петербурге
Эрмитаж внутри
Большой воскресный базар в Москве
1898
Воскресенские ворота в Москве
1880–1890‑е
Исторический музей и Воскресенские ворота в Москве
Царь-колокол в Москве
Красные ворота в Москве
Вид на Москва-реку и Кремль
Большой овощной рынок в Москве
Начало 1900-х
Церковь преподобной Параскевы Пятницы в Москве
Храм Василия Блаженного в Москве
1890–1900‑е
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве
Памятник А. С. Пушкину на Страстной площади в Москве
Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле
Триумфальные ворота в Москве
1889–1902
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
1907
Николаевский вокзал в Москве
1905
Вид на Москву от Храма Христа Спасителя
1902
Москва
В подборку вошли стереопары с видами Москвы середины 1880-х — начала 1910-х годов из собрания РОСФОТО. Стереопары созданы знаменитыми немецкими и американскими издательствами, специализировавшимися на изготовлении стереоскопов и стереофотографий: «Конрад А. Мюллер и К°», «Новое фотографическое общество», «Андервуд и Андервуд», «Х. К. Уайт и К°» и др.
Крым
В серию «Крым» вошли стереопары середины 1880-х — начала 1910-х годов из собрания РОСФОТО, созданные выдающимся отечественным фотографом Василием Сокорновым. Еще будучи вольным слушателем отделения живописи Императорской Академии художеств, в 1887 году он работал ретушером в петербургском фотоателье мастера Пазетти. А в начале 1890-х годов переехал из Санкт-Петербурга в Крым. Его ателье располагалось в Алупке. Затем, с 1928 года, фотограф работал в Ялте в Крымгосиздате.
Цветок магнолии
Алупка. Вид с моря
Симеиз. Вид со скалы Дивы
Весна в Алупке
Ялта. Набережная
Ночь в Алупке. Павильон у рыбачьей пристани
Прибой
Симеиз. Скалы Дива и Монах
У дворца в Алупке
Берег моря. Купальщики
Прозрачная вода
Ночь в Ялте. Мол
Ночь в Ялте
У фонтана в Алупке. Зима
Зима в Алупке. Пруд
Алупка. Верхний парк
Приобрести сувенирный стереоскоп можно в книжном магазине РОСФОТО.
Последнее изменение 25.12.2023
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: