Виктор Ильин. Земля и небо

Благодаря персональной выставке «Земля и небо» зрители впервые имеют возможность познакомиться с масштабной ретроспективой творчества Виктора Михайловича Ильина (1957–2017) ― казахского и петербургского фотографа с мировым именем, одного из самых интересных представителей российской художественной фотографии. Материалы экспозиции охватывают более двадцати семи лет плодотворной творческой деятельности мастера.


Творческое наследие Виктора Ильина стоит особняком в истории петербургской фотографии. Причин тому множество. В его работах зритель не найдет привычных для классической петербургской светописи видов города. Его фотографическое видение мира было сформировано просторами Казахстана и Киргизии, в окружении которых он прожил значительную часть своей жизни. Неудивительно, что сюжеты его фотоснимков всегда ощутимо насыщены широко и свободно распахнутыми пространствами земли и неба. На тонкой грани их соединения и разворачивается большая часть неспешных философских историй, изобретательно рассказываемых автором своему потенциальному зрителю. Каждая повесть уникальна, а в совокупности они становятся отражением квинтэссенции авторского мировоззрения, сформированного произведениями любимых музыкантов, литераторов, кинорежиссеров и художников.

Широта жанрового диапазона Виктора Ильина ограничена портретом и пейзажем, но при этом его сюжеты максимально индивидуальны. Истоки такой индивидуальности лежат, с одной стороны, в осмысленном отказе от серийности в пользу одиночного произведения. По замечанию автора, ― «это кино одного кадра». С другой стороны, они заложены в характерном для Виктора Ильина стремлении с помощью доступных фотографии средств довести произведение до высшей степени художественной выразительности. При создании работ автор часто использует фотомонтаж, наложение, вирирование в оттенки синей и охристо-коричневой тональности. Но главным инструментом всегда остается неповторимое видение художником мира, результатом которого становится произведение, обладающее силой художественной правды и способностью эмоционального воздействия на зрителя. 

Уже в ранних произведениях середины 1980-х годов, периода членства в фотоклубе «СПЛАВ», намечается интерес автора к теме памяти, рассматриваемой в контексте личного жизненного опыта. Виктор Ильин занимается этой темой на протяжении долгого времени. Намечает в работе «Памяти отца» (1984), развивает в работах 1990-х годов «Из моих воспоминаний» (1990), «В застенках памяти» (1996) и «Путешествие в былое» (2001). Признание, полученное им в 1989 году на Международном салоне фотографии в Пекине (бронзовая медаль за работу «Памяти отца»), подтвердило актуальность его визуальных исследований, а также высокий технический и эстетический уровень исполнения им печатного листа.


Переезд семьи Виктора Ильина в Ленинград в 1990 году был вынужденным. Его предопределил распад большой страны и связанные с ним драматические процессы, затронувшие все республики бывшего СССР.  В то же время этот период связан с новым этапом творческой активности мастера. На короткое время в авторском портфеле появляются жанровые снимки, запечатлевшие петербургскую жизнь периода 1990-х годов. В них пространство жестко ограничено рамками событий, определявших социальную жизнь персонажей, а атмосфера подчеркнута темной тональностью.

Пейзажные работы Виктора Ильина завораживают своей удивительной атмосферой. Застигнутые в моменты перехода от одного времени суток к другому, снимки наполнены светом кристально прозрачного утра, струящимся вечерним и летаргическим, обволакивающим светом серого дня. Именно свет становится главным элементом пейзажа, определяющим одновременно и общую атмосферу и психологическое состояние героев. Именно свет увлекает зрителя и передает эмоцию снимка, переносит смотрящего на позицию персонажа.


Многочисленные портретные работы фотографа, героями которых зачастую выступают близкие Ильину люди, наряду с пейзажем остаются основой для поисков в течение всего сорокалетнего творческого пути автора. Впервые на портреты Виктора Ильина обратил внимание читателей журнала «Фотография» искусствовед Анри Вартанов. В статье «Утоление жажды» (№2, 1994), посвященной анализу состояния цветной фотографии в СССР, он рассматривает техники «оцвечивания» черно-белых фотографий, применяемых российскими авторами. 


Анализируя снимок «Девочка», Анри Вартанов обращает внимание на «…значительность характера девочки, которая смотрит на нас чуть сверху своими не по возрасту умудренными жизнью грустными глазами». Такой взгляд присущ почти всем персонажам портретов Виктора Ильина. Он всегда видим зрителю, но не назойлив и не требователен. Скорее это взгляд человека, стоящего на рубеже ожидаемых изменений и осознанно их принимающего.

Творческий и жизненный путь автора завершился в 2017 году, но коллекция работ Виктора Ильина, хранящаяся в музейном собрании РОСФОТО, и сегодня способна впечатлить своей целостностью и исключительной художественной ценностью.


Виктор Ильин

Виктор Ильин родился в Челябинске в 1957 году. Долгое время жил в Казахстане. Фотографией заинтересовался в возрасте 14 лет после поездки с отцом в Ленинград в 1971 году.

Азы фотографии помог освоить отец, затем наступило время самообразования и непрерывного совершенствования технического и творческого мастерства. В 1979 году Ильин окончил Новосибирский электротехнический институт по специальности «Электрические станции и подстанции». Военную службу проходил на Дальнем Востоке. Женился в Киргизии в городе Фрунзе на скрипачке симфонического оркестра Театра оперы и балета. Работал инженером-электриком на металлургическом комбинате в Темиртау. В 1983 году вступил в известный в СССР фотоклуб «Сплав» Дворца культуры металлургов города Темиртау и начал участвовать в республиканских и всесоюзных выставках. Вскоре появились первые публикации работ в периодических изданиях и каталогах выставок. В 1985 году Виктор Ильин впервые представил свои работы на конкурс Международного фотосалона под эгидой Международной федерации фотографического искусства (FIAP) «EUROPA-85», проводившегося в испанском городе Реус. В 1989 году на фотосалоне в Пекине получил за одну из своих работ бронзовую медаль.

В 1990 году семья переехала в поселок Нурма в Тосненском районе Ленинградской области. Тогда Ильин работал наладчиком железнодорожных машин в Тосненской дистанции службы пути. В 1992 году Виктор Ильин вступил в члены Союза фотохудожников России. Период 1991–1994 годов был особенно успешен для сформировавшегося зрелого мастера: участие в 100 международных фотосалонах, проходивших более чем в тридцати странах мира. В то же время он активно участвовал и в российских фотоконкурсах и провел 14 персональных выставок. Умер Виктор Ильин в 2017 году.


Вернуться

Последнее изменение 2.07.2023





    Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Фотография не найдена

    Поделиться ссылкой на выделенное