Масштабная экспозиция выставки «Новая волна. Художественная фотография 1970–1980-х годов» посвящена уникальному периоду в истории советской и российской фотографии, когда фототворчество переживало невероятный подъем, по своей силе и значимости сопоставимый с периодом авангарда в советском искусстве 1920–1930-х годов. Название выставки отсылает сразу к двум экспозициям, развернутым в 1991 году в Москве, — «Новая волна в фотоискусстве России и Белоруссии» в Центральном музее кино и «Искусство современной фотографии. Россия. Украина. Беларусь» в Центральном доме художника, после которых понятие «новая волна» твердо вошло в отечественный фотографический дискурс. Настоящая экспозиция поможет проникнуться атмосферой этого поистине эпического для истории российской фотографии времени.
Двойной портрет, 1980‑е
© РОСФОТО
Москва. Рок-фестиваль «Монстры Рока», 1991
Москва. Парк Горького, 1988
Репетиция в театре А. Васильева, 1988
Портрет Олега Гаркуши, 1980‑е
Москва. Лужники. Грюн, 1985
Женский портрет, 1980‑е
Двойной портрет, 1985
Из цикла «На свежем воздухе», 1984
Портрет Тимура Новикова, 1984
Мужской портрет, 1987
Пейзаж, 1987
Мужской портрет, 1990–2000‑е
В 1960-х годах в советском фотоискусстве нарастает интерес к любительской фотографии, связанный с развитием фотолюбительства в рамках самодеятельного народного творчества в СССР. В это же время в фотоклубы приходят авторы, чьи эстетические поиски нацелены не на копирование действительности, а на ее субъективное переосмысление и активную трансформацию путем использования разнообразных творческих методов съемки и печати. На выставочных стендах и на страницах фотографических изданий в ряду непременных для выставок репортажных и этюдных снимков появляются примеры фотографий, по эстетике схожих с графическими произведениями, где важную роль играет работа с линией, контуром, работа над художественной выразительностью.
Другим направлением формальных поисков конца 1960-х годов становится интерес к повседневности, а именно к творческому преображению реальности, что отсылает зрителя к замечанию Александра Родченко: «Мы не видим того, на что мы смотрим».
Без названия, 1993–1994
Без названия, 1989–1994
Без названия, 1994
Без названия, 1981
Без названия, 1974
Без названия, 1980
Без названия, 1990
Без названия, 1987
Без названия, 1992
Без названия, 1985
Художники Вадим Овчинников и Владислав Буцевич, 1990
Художник Инал Савченков, 1988
Портрет группы «Кино», 1985
Художник Борис Кошелохов, 1985
Автопортрет II, 1987
Автопортрет с Колесниковым, 1986
Автопортрет IV, 1988
Люди, 1990
Люди 2, 1990
Без названия (Коллаж), 1990‑е
Без названия (Коллаж), 1994
Мона Лиза. Из цикла «Розовый дым», 1993
Композиция 63. Из цикла «Розовый дым», 1992
Мона Лиза. Из серии «Розовый дым», 1992
Рыба. Из цикла «Натюрморты», 1992
Композиция 80. Из цикла «Розовый дым», 1993
Композиция 94. Из цикла «Розовый дым», 1993
Из серии «Красный город», 1992
Ночной дождь. Из серии «Красный город», 1991–1992
7.90-16.2. Сакральные пейзажи`2, 1990
7.90-16.5. Сакральные пейзажи`5, 1990
7.90-16.4. Сакральные пейзажи`4, 1990
7.90-16.3. Сакральные пейзажи`3, 1990
7.90-16.1. Сакральные пейзажи`1, 1990
12.92-5. Сакральные пейзажи, 1992
3.93-4. Сакральные пейзажи, 1993
Без названия (В лесу), 1987
Без названия (Натюрморт), 1987
Без названия (На стройке), 1987
1970-е годы, принесшие очередную смену поколений на фоне эпохи застоя, были отмечены началом расцвета неофициальной молодежной культуры, воплощением энергии которой и ее лицом стали рок-музыканты, художники, поэты, писатели, кинорежиссеры, актеры. Отрицание всего устоявшегося, нешаблонность мышления, борьба за индивидуальность авторского взгляда делает их героями и 1980-х годов.
И фотография, по мнению искусствоведа Александра Лаврентьева остро ощущавшая «необходимость в обновлении пластического языка фотоискусства», для многих из них стала той областью творчества, которая предоставила авторам бесконечные возможности для поисков. Именно в фотографии во второй половине 1980-х годах произошел невероятный рост количества мастеров с индивидуальным и ярким творческим почерком. Работая на стыке с изобразительным искусством и другими видами творчества, фотохудожники непрерывно расширяли рамки фотографического видения и представлений о том, что есть искусство фотографии.
Из серии «Кузьма», цикл «Колоризмы», 1995
Из серии «Алатырь», цикл «Колоризмы», 1995
Из серии «Пайгусово», цикл «Колоризмы», 1995
Без названия. Из серии «96 портретов», 1990
«Опыт жесткой фотографии III». №11, 1990–1991
«Опыт жесткой фотографии III». №1, 1990–1991
«Опыт жесткой фотографии III». №12, 1990–1991
«Опыт жесткой фотографии III». №10, 1990–1991
Без названия 2, 1990
Без названия, 1986
Вопросы ленинизма, 1986
Без названия 1, 1990
Без названия 3, 1990
Без названия, 2000‑е
Натюрморт, 1980
Выставка знакомит зрителя с творчеством целого ряда ключевых фигур российской и белорусской фотографии, определивших одновременно и ее быстрый расцвет в 1980-х годах, и ее успех на всесоюзной и мировой выставочных сценах конца 1980-х — первой половины 1990-х годов.
В числе таких авторов: Сергей Чиликов, один из основателей чебоксарской группы «Факт»; Александр Слюсарев, лидер московской группы «Непосредственная фотография»; Евгений Юфит, один из основоположников направления некрореализма в российском «параллельном кино»; минский фотограф Игорь Савченко, один из самых известных представителей направления «анонимной фотографии»; московский фотограф Андрей Абрамов, представитель направления художественной фотографии; Едыге Ниязов, павлодарский фотограф, мастер постановочного портрета, создавший галерею деятелей ленинградской неформальной культуры.
Alone, 1994
Untitled, 1996
Split of Maturity, 1995
Untitled, 1997
Rustle, 1996
Untitled, 1995
Без названия, 1990‑е
АП2, 1992
АП1, 1992
Из цикла «Город», 1980‑е
Из цикла «Город», 1986
«Без названия». №3, 1994
«Без названия». №2, 1994
Без названия, 1988
Без названия, 1989
Среди других мастеров, чьи работы вошли в экспозицию: Михаил Ладейщиков, Евгений Лихошерст (Чебоксары), Игорь Мухин, Николай Кулебякин, Владимир Ефимов, Алексей Шульгин, Сергей Леонтьев, Татьяна Либерман, Сергей Рогожкин (Свердловск), Андрей Чежин, Сергей Свешников, Юрий Цехновицер, Юрий Петроченков, Николай Матренин, Игорь Васильев, Дмитрий Виленский (Ленинград), Сергей Кожемякин (Минск), Игорь Рятов (Павлодар), Сергей Осьмачкин (Куйбышев).
Ретроспективный подход позволяет зрителям погрузиться в творческую жизнь 1980–1990-х годов, познакомиться с уникальными фотоотпечатками, выполненными в разнообразных авторских техниках.
Без названия (Фотоколлаж), 1960–1970‑е
Без названия (Балерины), 1960–1970‑е
Лес на стекле, 1960–1970‑е
Без названия (Женский портрет), 1960–1970‑е
Художник Михаил Шемякин с моделью, 1978
В мастерской Михаила Шемякина. Людель, Юрий Петроченков и Михаил Шемякин, 1978
Модель в мастерской Михаила Шемякина, 1978
Михаил Шемякин в своей мастерской дает интервью журналисту, 1978
Портрет Александра Тышлера, 1975
Последнее изменение 25.12.2023
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: