В 1862 году петербургский живописец и фотограф Николай Александрович Зауервейд, «желая сблизить фотографию с художеством», открывает на Васильевском острове, на углу Среднего проспекта и 2 линии в доме Фохтса (ныне д. 16/39), художественно-фотографическую мастерскую. Здесь он снимает не только портреты горожан, но и проводит пересъемку гравюр и картин своих товарищей по художественному цеху.

Можно предположить, что заказ на выполнение фотографий памятника «Тысячелетие России» фотограф мог получить от своих коллег по Академии художеств — скульпторов или архитекторов.  

Памятник «Тысячелетие России» находится в Новгородском кремле (Детинце) — одном из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV–XVII веков. Авторы проекта памятника — скульпторы М. О. Микешин (1835–1896) и И. Н. Шредер (1835—1908). Выполнен в неовизантийском стиле. 

Памятник отражает историю государства российского с IX по XIX век. 128 представленных фигур — государственные деятели, военные, просветители, писатели и художники, значимые для истории России, композиционно делятся на три уровня. Венчает композицию группа из двух фигур — ангела, поддерживающего крест, и коленопреклоненной женщины, которые олицетворяют православную церковь и Россию; Среднюю часть памятника занимают 17 фигур группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства. Горельефы 109 исторических деятелей помещены на фриз в нижней части монумента.

«В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам».

Вероятно, снимки были сделаны Зауервейдом непосредственно перед открытием памятника в сентябре 1862 года или сразу после него. Первое косвенно подтверждается рядом совпадающих с экземплярами РОСФОТО фотографий из собраний других учреждений культуры. Можно с уверенностью предположить, что снимков было сделано большее количество и что проводилась не одна съемка. В любом случае, вероятность того, что снимки были сделаны в первые два года существования памятника, очень велика, т. к. спрос на фотографии и в столице, и в Новгороде в юбилейный период был огромен.

Открыт памятник 8 сентября 1862 года в присутствии императора Александра II и его семьи. Эту дату выбрали не случайно: в этом году совпадали три события – православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола цесаревича Николая Александровича Романова (8 сентября 1848 — 12 апреля 1865).


Изображения коллекции с комментариями


Памятник «Тысячелетие России». На заднем плане видна церковь Входа Господнего в Иерусалим

Церковь 1759 года постройки являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла функции теплой зимней церкви. В 1930 году была ликвидирована. В здании проведен ремонт: разобраны барабан и купол, единственный признак, свидетельствующий о том, что здесь когда-то был храм, – сохранившаяся апсида. В 1932 году в помещениях открылся Художественный музей.


Фигуры среднего ярусаГруппа 1: Основание Русского государства. Князь Рюрик 

На щите князя Рюрика славянская дата «Лета 6370», соответствующая призванию варяг на Русь в 862 году. Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым. За фигурой князя справа находится изображение языческого бога Велеса, хорошо видное слева от фигуры Дмитрия Донского. Скульптурный портрет расположен напротив здания Присутственных мест и обращен в сторону Киева.


Фигуры среднего яруса. Группа 2: Введение христианства. Князь Владимир Святославович

Фигуры относятся к периоду крещения Руси в 988–989 годах. Князь Владимир Святославович изображен с крестом, к нему обращаются женщина с ребенком (слева) и мужчина-славянин, низвергающий идола (справа). Автор скульптурной композиции Р. К. Зельман. Эта композиция также ориентирована в сторону Киева.


Фигуры среднего яруса. Группа 3: Начало освобождения от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской

Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть значимых эпох Российского государства. Святой великий князь Дмитрий Донской — символ освобождения от татаро-монгольского ига, победивший в Куликовской битве 1380 года (фигура князя обращена на восток, в сторону Москвы). Князь держит в правой руке шестопер, а в левой — бунчук и попирает ногой побежденного татарского мурзу. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом. 


Фигуры среднего яруса. Группа 4: Основание самодержавного царства Русского. Царь Иван III и покоренные народы

Иван III Васильевич — объединитель русских земель вокруг Москвы, основатель самодержавного Русского царства в 1491 году. Иван III облачен в царские ризы и шапку Мономаха, в руках символы царской власти, коленопреклоненный воин Золотой Орды протягивает ему в знак покорности бунчук. Рядом — побежденный литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане обращенная спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульпторами М.О. Микешиным и И. Н. Шредером и обращена на восток.


Фигуры среднего яруса. Группа 5: Начало династии Романовых. Царь Михаил Федорович, князь Пожарский и мещанин Кузьма Минин

Группа символизирует завершение Смутного времени и начало правления династии Романовых в 1613 году. Выполнена скульптором Р. К. Залеманом. 

Князь Пожарский облачен в одежды древнерусского воина, в его правой руке — обнаженная сабля, которой он защищает от неприятелей юного царя Михаила Федоровича, перед которым стоит преклонив колено мещанин Кузьма Минин, протягивая царские регалии – шапку Мономаха и скипетр. 


Фигуры среднего яруса. Группа 6: Основание Российской империи. Император Петр I

Петр I увенчан лавровым венком и одет в мундир офицера Преображенского полка. Мантия-порфира и скипетр символизируют власть над империей. За спиной Петра I крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный швед, защищающий своё разорванное знамя. Авторы скульптурной группы И. Н. Шредер и М. О. Микешин. Группа расположена напротив Софийского собора.

Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными изображениями выдающихся российских деятелей. Скульптуры государственных деятелей ваял Н. А. Лаверецкий, просветителей – М. А. Чижов. Фигуры расположены с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира.



Третий нижний ярус: Просветители России. Группа духовных лиц XI–XVI веков

Сидит с книгой игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий; Нестор Печерский, за спиной которого иеромонах Кукша Печерский; основатель Кирилло-Белозерского монастыря Кирилл; епископ Стефан Пермский, Алексий — митрополит Киевский и Всея Руси; основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, за спиной которого митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила; основатель Соловецкого монастыря  Савватий; митрополит Иона Московский; митрополит Московский и Всея Руси Макарий; перед ними: Максим Грек (сидит).


Третий нижний ярус: Просветители России

Архиепископ Тверской Варсонофий; архиепископ Казанский Гурий; князь Константин Константинович Остожский (у печатного станка); патриарх Никон; боярин Фёдор Ртищев; святитель Дмитрий Ростовский; за его спиной — епископ Тихон Задонский; Митрофан Воронежский; архиепископ Георгий Конисский; архиепископ Новгородский Феофан Прокопович.


Третий нижний ярус: Просветители России и государственные деятели. Группа духовных лиц XV–XVII веков

Те же лица, начиная от патриарха Никона до Феофана Прокоповича (см. предыдущую фотографию). Далее в профиль сидя — митрополит Московский Платон; архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий; великие князья Киевские Ярослав Мудрый (стоит с книгой в руках), Владимир Мономах (сидит); великий князь Литовский Гедимин.

Фигуры государственных и военных деятелей расположены на восточной и северо-восточной сторонах памятника. Среди фигур царей нет Ивана IV Грозного, т. к. он был причиной разорения и упадка Новгорода Великого. Скульптурные группы военных людей России ваял А. М. Любимов.

Третий нижний ярус: Государственные деятели

Великие князья литовские Гедимин, Ольгерд и Витовт (в рыцарском шлеме); великий князь Московский Иван III (на троне); священник Сильвестр; царица Анастасия Романовна и Алексей Адашев; патриарх Гермоген, указывающий на юного царя Алексея Михайловича, к которому склонился патриарх Филарет.


Третий нижний ярус: Военные люди и герои

Киевский князь Святослав Игоревич; князь Галицкий Мстислав Удалой; князь Даниил Галицкий; князь Псковский Довмонт; великий князь Владимирский Александр Невский; князь Михаил Тверской (преклонив одно колено, анфас); великий князь Дмитрий Донской; литовский князь Кейстут; московские воеводы XV–XVI веков — Даниил Холмский (сидит, опираясь на саблю), полководец Михаил Воротынский, князь и воевода Даниил Щеня. 


Третий нижний ярус: Военные люди и герои

Марфа Борецкая, у ног которой разбитый вечевой колокол Новгорода Великого; Ярмак Тимофеевич (сидит); за ним — князь Михаил Скопин-Шуйский; князь Дмитрий Пожарский, за которым келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицин; коленопреклоненный перед символами царской власти Кузьма Минин и крестьянин Иван Сусанин (сидит, прижимая руку к груди); за его спиной — украинский гетман Богдан Хмельницкий, за которым в профиль стоящий генерал-фельдмаршал Борис Шереметьев.


Третий нижний ярус: Военные деятели XVIII–XIX веков

Иван Сусанин и генералы-фельдмаршалы Борис Шереметев, Михаил Голицын, Петр Салтыков, Бурхард Миних и генерал-аншеф Алексей Орлов-Чесменский (сидят) фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, генералиссимус Александр Суворов, генералы-фельдмаршалы Михаил Барклай-де-Толли и Михаил Кутузов, адмирал Дмитрий Сенявин. 


Третий нижний ярус: Государственные и военные деятели XVIII–XIX веков

Петр I; военачальник Яков Долгоруков; Иван Бецкой; Екатерина II, перед которой, преклонив колено, стоит Григорий Потемкин; дипломат Виктор Кочубей; Александр I; за его спиной Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов; Николай I.


Третий нижний ярус: Военные люди, писатели и художники

Иван Паскевич (сидит); за его спиной адмирал Михаил Лазарев; вице-адмирал Владимир Корнилов; адмирал Павел Корнилов; ученый, поэт и художник Михаил Ломоносов (сидит, анфас); писатель Денис Фонвизин (сидит, в профиль); поэт, государственный деятель Гавриил Державин; за их спинами архитектор Александр Кокоринов; основатель русского театра Федор Волков; писатель и историк Николай Карамзин (видна только его спина).


Третий нижний ярус: Писатели, художники и музыканты

Гавриил Державин; Федор Волков; Николай Карамзин — за спиной Ивана Крылова, рядом с которым Александр Грибоедов (сидят); за спиной Грибоедова — Василий Жуковский и Николай Гнедич; Михаил Лермонтов (опирается подбородком на руку); Александр Пушкин; Николай Гоголь; Михаил Глинка; Карл Брюллов.

Об авторе

Николай Зауервейд

Николай Александрович Зауервейд (N. A. Sauerweid, 1836–1866, Санкт-Петербург) — фотограф, живописец, сын баталиста Александра Ивановича Зауервейда.

Учился в Императорской Академии художеств, которую окончил в 1859 году со званием классного художника и малой золотой медалью, присужденной ему за картину «Сражение при Нарве». В следующем году за картину «Въезд князя Репнина в Ригу по взятии этого города 4 июля 1700» Николай Александрович был удостоен звания академика. Кроме батальных картин, писал жанровые, например, «Скромный переезд с квартиры на квартиру» (1864) и др. Сотрудничал с «Русским художественным листком».

В 1862 году, «желая сблизить фотографию с художеством», Зауервейд открывает на Васильевском острове, на углу Среднего проспекта и 2 линии в доме Фохтса (ныне д. 16/39), художественно-фотографическую мастерскую. Здесь он снимает не только портреты горожан, но и проводит пересъемку гравюр и картин своих товарищей по художественному цеху.

Некоторые исследователи считают, что в 1864 году, ввиду того, что «расходы превышали доходы», мастерская Зауервейда прекратила существование. (Е. В. Бархатова. Русская светопись, с. 365), однако в фонде 766 РГИА (Главное управление по делам печати. Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии их заведений) указано, что в 1865 году мастерская продолжала работать по тому же адресу.

Вернуться

Последнее изменение 17.06.2022