Выставка организована при поддержке министерства культуры Италии, генерального консульства Италии и Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге
Как известно, термин «гран-тур» начинает распространяться с 1697 года, когда была опубликована книга священника и наставника дворянских семей Ричарда Ласселса «Итальянский вояж», в которой утверждалась необходимость для молодых представителей английской элиты дополнить свое человеческое и культурное образование посещением Бель Паезе (От итал. «Bel Paese» — «прекрасная страна» (прим. пер.). С точки зрения истории и социологии, современный туризм восходит к началу XVIII века, а первой страной назначения туристов являлась Италия. Таким образом, неудивительно, что эта мода сразу же была с энтузиазмом подхвачена аристократами Российской империи, главной набирающей силу в тот период державы, положив начало плодотворному процессу взаимного ознакомления наших народов.В последующем веке мода стала традицией, и мало кто из известных интеллектуалов современной истории России не оставил в своих трудах след спонтанного чувства духовной и эмоциональной близости с итальянским народом, которое созрело во время их визитов. Ведь в «русской версии» гран-тура не только и не столько следы классической цивилизации привлекают внимание визитера, сколько сопереживание народному сознанию, так схожее в обеих наших культурах. Эта коллекция фотографий, купленных в Италии русскими туристами XIX века и сохраненных в российских государственных или частных архивах, составляет ценное свидетельство этой традиции, до сих пор оказывающей большое влияние на глубину дружеских отношений между Италией и Россией.Мы выражаем благодарность организаторам выставки, среди которых РОСФОТО и Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге, за то, что они придумали и воплотили этот замысел.
Италия, итальянские виды и памятники за прошедшие века стали неотъемлемой точкой притяжения русских туристов, которые с эпохи Возрождения до наших дней часто выбирают нашу страну целью своей поездки. Их путешествия задокументированы в многочисленных дневниках, опубликованных и нет, а также их восхищение Италией получило отражение в незабвенных литературных произведениях. Со второй половины XIX века, благодаря развитию фотографии, к письменным свидетельствам добавляются изображения, собранные в альбомах, купленных туристами, чтобы потом забрать с собой на память частичку Италии, разглядывать альбом в ностальгические моменты, показывать друзьям или попросту украсить фотографиями свое жилище. Это — немаловажные исторические документы, позволяющие проследить общую смену вкусов и более конкретные изменения, произошедшие в посещаемых туристами городах. Выставка «Гран-тур. Русская версия» объединяет большое количество таких фотографий, найденных в архивах РОСФОТО и коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых, и предлагает ценнейший материал для изучения нашей страны, а также для истории самой фотографии. Погружаясь в эти изображения, можно не только хорошо рассмотреть наиболее туристические города, но и узнать названия знаменитых фотоателье того времени, сейчас, к сожалению, забытых, и запечатлеть в коллективной памяти имена пионеров нового искусства фотографии. Выставка снабжена письмами и путевыми дневниками, мастерски подобранными кураторами выставки. Я благодарю директора РОСФОТО Захара Коловского за возможность сотрудничать в реализации этого мероприятия, а также за большое внимание к нашей стране.
Колизей, 1858
Альбуминовый отпечаток
Италiя издавна почитается страною занимательною историческими воспоминанiями и по множеству изящныхъ художественныхъ произведенiй, которыя она въ себѣ вмѣщаетъ. Покровительствуемыя благораствореннымъ климатомъ живописныя мѣестоположенiя, любопытные памятники и богатыя хранилища прекраснѣйшихъ произведенiй природы и искуства прiобрѣли ей званiе рая Европы, куда въ новѣйшiя времена стекается множество любопытныхъ путешественниковъ. Не мало и соотечественниковъ нашихъ подъ предлогомъ поправленiя здоровья и въ желанiи насладиться зрѣнiемъ безсмертныхъ образцовъ архитектуры, ваянiя и живописи, предпринимаютъ сiе путешествiе каждый по мѣрѣ своихъ способовъ и по роду своего вкуса. Бехтеев, Разсказъ объ Италiи. Москва, 1846. С. V.
Италiя издавна почитается страною занимательною историческими воспоминанiями и по множеству изящныхъ художественныхъ произведенiй, которыя она въ себѣ вмѣщаетъ. Покровительствуемыя благораствореннымъ климатомъ живописныя мѣестоположенiя, любопытные памятники и богатыя хранилища прекраснѣйшихъ произведенiй природы и искуства прiобрѣли ей званiе рая Европы, куда въ новѣйшiя времена стекается множество любопытныхъ путешественниковъ. Не мало и соотечественниковъ нашихъ подъ предлогомъ поправленiя здоровья и въ желанiи насладиться зрѣнiемъ безсмертныхъ образцовъ архитектуры, ваянiя и живописи, предпринимаютъ сiе путешествiе каждый по мѣрѣ своихъ способовъ и по роду своего вкуса.
Собор Святого Марка, 1860‑е
Вторая половина XIX века характеризуется стремлением «расширить горизонты» — узнать другие страны, народы. Фотография как нельзя лучше соответствует этому порыву, позволяя путешествовать не покидая дома и удовлетворять жажду изучения мира с помощью его растиражированных изображений. Это свойство фотографии станет отправной точкой захлестнувшего нас позже потока визуальной информации и началом семантического мышления и образной коммуникации современности. Особое место в ряду фотографических изображений того времени занимает Италия.
В конце 1850–1860-х годов условия фотографического производства позволяют начать тиражирование стабильных изображений хорошего качества. Массовое воспроизводство коммерциализируется и расширяет клиентуру. В поле зрения фотографии оказывается топография местности во всех ее проявлениях — пейзажи, памятники архитектуры, промышленные сооружения и региональные типажи. Распространению видовой продукции способствуют и появившиеся с 1851 года «фотографические типографии». Документальные задачи в фотографии этого периода уживаются с эстетическими устремлениями. В сущности, создавая новый визуальный жанр, фотографы пытаются понравиться зрителю, сформировать его вкус, в случае изображения экзотических регионов, или соответствовать эталонным стереотипам, в случае известных классических сюжетов.
Фотодокументы сформировали свод визуальных познаний во всемирной географии — но, как знать, не они ли убедили зрителя в том, что фотографический взгляд непременно должен быть нейтральным и беспристрастным? Новая история фотографии / под ред. М. Фризо. СПб., 2008. С. 140.
Фотодокументы сформировали свод визуальных познаний во всемирной географии — но, как знать, не они ли убедили зрителя в том, что фотографический взгляд непременно должен быть нейтральным и беспристрастным?
Рыбаки на пляже Марина Пиккола, 1900‑е
Пьяцца дель Пополо, 1860-1870‑е
Серии видовой фотографии были чрезвычайно доступны: их продавали в сувенирных лавках и отелях, на пристанях и вокзалах. Любой путешественник стремился приобрести альбом-сувенир или выбрать по каталогу изображение «на память». Фотографии собирались в личные «альбомы-путешествия», украшали салоны и гостиные, приглашая в воображаемые странствия. В конце 1860-х появляются периодические издания, публикующие «иллюстрации с фотографии». Снимкам топографического жанра, или «фотографии путешествий», при многих сходствах, свойственны национальная образность и местный колорит.
В первой половине XIХ века Италия продолжает притягивать творческую элиту. Рим становится культурной и художественной столицей Европы: в конце 1840-х именно Вечный город — центр любительской фотографии. А на известных ранних видовых дагеротипах запечатлены виды Венеции.
Рим, 1860‑е
Умирающий галл. Капитолийские музеи, 1860‑е
Портрет молодой пары в традиционных костюмах, 1850‑е
С начала 1850-х годов живописцев-стипендиатов Виллы Медичи снабжали своими видовыми снимками Джакомо Канева, Томмазо Куччони, а также компаньоны Джоаккино Альтобелли и Помпео Молинс. Живописцы не только использовали фотографию для создания своих работ, но и сами становились фотографами. Например, живший в Риме шотландец Роберт Макферсон, до этого в течение десяти лет занимавшийся живописью. Этот талантливый художник специализировался на большеформатных фотографических ведутах Рима и его окрестностей — Сполето, Перуджи, Ассизи, продававшихся для туристов. Английский акварелист Джеймс Андерсон образовал фирму, которая специализировалась на съемке останков античного Рима.
Амальфи, 1870‑е
С начала ХIХ века посещение юга Италии становится неотъемлемой частью русского гран-тура. Неаполь, Помпеи и их окрестности привлекали писателей, философов, путешественников не только своей богатой историей, но и местоположением, мягким приморским климатом и особой атмосферой dolce far niente («сладостного ничегонеделания»). В течение трех десятилетий главным фотографом юга Италии считался уроженец Германии Джорджо Зоммер. В середине 1870-х годов здесь появляются и местные фотомастерские, как правило семейные предприятия: фотоателье Эспозито, Броджи, фотомастерская Акилле Маури. Фотографический рынок Неаполя заполняли романтические «этюды природы»: панорамные виды города и его окрестностей, морские пейзажи. Одним из самых популярных сюжетов становится вид Неаполитанского залива с Везувием на заднем плане. Фотографии юга Италии отличаются от строгих и сдержанных видовых и архитектурных снимков Рима. Изображения Неаполя населены людьми: торговцы, рыбаки, беззаботные лаццарони (босяки) и веселые скуниццо (уличные мальчишки). Любимыми сюжетами местных фотографов становятся сценки на набережной, рынке, уличные танцы.
Парад Национальной гвардии на пьяцца дель Плебишито, 1861–1865
Крестьянин, ведущий осла, груженного мешками, 1870–1890‑е
Девушка спорит с мальчиком — продавцом фруктов, 1870–1890‑е
Продавец ягод, 1870–1890‑е
Фотографии юга Италии отличаются от строгих и сдержанных видовых и архитектурных снимков Рима. Изображения Неаполя населены людьми: торговцы, рыбаки, беззаботные лаццарони (босяки) и веселые скуниццо (уличные мальчишки).
Любимыми сюжетами местных фотографов становятся сценки на набережной, рынке, уличные танцы.
Рыбаки, 1870–1890‑е
Во всех крупных городах Италии работали свои фотографы-летописцы, часто приехавшие из других стран, где уже добились известности и успеха. Во Флоренции главенствовали братья Алинари, в Тоскане — династия, основанная Джакомо Броджи.
С именем Алинари связан расцвет флорентийской фотографии. Благодаря активной деятельности братьев и контрактам с крупными музеями фирма быстро добилась международного успеха. В 1856 году был издан их первый каталог видов Флоренции, Сиены, Пизы и фоторепродукций произведений итальянского искусства.
Понте Веккьо, 1855
Микеланджело, статуя «Утро», 1860‑е
Цинерария гибридная, 1860‑е
Микеланджело «Давид», 1860‑е
Венеция — это город для глаз; остальные чувства играют здесь еле слышную вторую скрипку. Бродский И. Набережная неисцелимых, СПб., 2018 с.13
Венеция — это город для глаз;
остальные чувства играют здесь еле слышную вторую скрипку.
Уже в середине 1850-х годов Венеция становится вторым после Рима фотографическим центром Италии. Здесь было открыто множество фотомастерских, конкурировавших между собой. Венецианская фотография — это прежде всего архитектурные виды города и его окрестностей. Любимые сюжеты местных фотографов — гондолы, плывущих по Гранд-каналу, старинные палаццо, овеянные легендами мосты. Особо популярны видовые фотографии площади Сан-Марко и Дворца дожей.
Одним из первых фотографов-любителей, создавших серию снимков достопримечательностей Венеции, был профессиональный художник Доменико Брезолин, использовавший в начале 1850-х годов печать на соленой бумаге.
Исключительную популярность имели архитектурные виды Венеции, стилистическую традицию которых, заложенную фотографом и издателем из Швейцарии Карло Понти, блестяще продолжили итальянские мастера Карло Найя и Томмазо Филиппи. Студия Найи с 1857 года была самой популярной в Венеции. После, в 1870-х, переехав в Неаполь, эти авторы снимали сцены народной жизни на Капри и в Абруцци.
Собор Санта-Мария-делла-Салюте, 1876
В 1858–1859 годах генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич совершил поездку в страны Средиземноморья. В плавание он пригласил фотографа-любителя Гавриила Рюмина. В результате этого путешествия была создана знаменитая серия крупноформатных видов юга Италии, включающая фотографии Помпей.
Дом Диоскуров. Помпеи, 1859
Дом пекаря. Помпеи, 1859
Храм Веспасиана. Помпеи, 1859
Панорама порта Генуи, 1870‑е
Представленные в проекте фотографические снимки Италии передают неповторимую атмосферу каждого региона и воспроизводят все эталонные знако-символы каждой местности. Однако наше современное визуальное восприятие, знакомое с живыми красками итальянских пейзажей, нуждается в дополнительном информационном контексте для погружения в атмосферу старой фотографии, в замечательное и подробное «зеркало реальности», существовавшей почти два столетия назад. Таким дополнительным содержанием, способным вызвать внимательный интерес, по мнению организаторов проекта, может послужить материал итальянских дневниковых записей, писем и путевых воспоминаний русских путешественников XIX века, которые щедро делятся с нами впечатлениями, сведениями и событиями, сопровождавшими их в поездке, то есть вербализуют современную снимку действительность, оживляют ее и наполняют изображения возможными новыми смыслами.
Лестница Гигантов во внутреннем дворе Дворца дожей, 1850‑е
Вид на мост Вздохов, 1876
Путевой дневник, занимающий значительное место в литературе путешествий, являлся одним из популярнейших литературных жанров XIX века. Помимо литературной и познавательной ценностей, дневник имел важное научное значение. Он был своеобразным хранилищем материала по современной истории, этнографии, памятникам культуры. В то время, когда снова вошли в моду так называемые гран-туры, этот литературный жанр обрел второе дыхание. Как правило, русские культурные путешественники придерживались традиционных маршрутов — Германия, Австрия, Франция, иногда добавляя Бельгию с Голландией и славянские земли (Польшу и Чехию), но главным и обязательным пунктом для посещения всегда оставалась Италия.
Проект «Гран-тур. Италия в фотографии и воспоминаниях русских путешественников XIX века» включает работы лучших представителей этого жанра. Путевые записи, дневники, письма П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Н. С. Всеволжского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. Н. Крамского, М. П. Погодина — это не просто заметки о жизни зарубежных стран, географические наблюдения и личные впечатления. Так, письма И. Н. Крамского являются в том числе незаурядными статьями об искусстве и современных художниках. А дневник М. П. Погодина «Год в чужих краях» занимает исключительное место в ряду писательских путевых дневников.
Последнее изменение 27.01.2023
Ваше имя:
Ваш Email:
Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка: