VENEZIA

Здравствуй, милая, мраморная, удалая Венецiя! Здравствуй, величественный левъ, заснувшiй глубоко и непробудно! Здравствуй, прекрасная Венецiя! Съ пламеннымъ желанiемъ спѣшилъ я къ тебѣ, и хожу по тебѣ, очарованный. Сегодня съ утра отправился ходить по городу и прежде всего къ площади S.-Маrсо. Надо пройти по улицамъ, безпрестанно переходить мостики, видѣть около себя одни каналы, чтобъ понять впечатлѣнiе, которое испытываешь вдругъ, видя передъ собою огромную площадь, обнесенную превосходными зданiями, и прямо — странный восточный фасадъ базилики S.-Маrсо”.

Боткин, 1890. С. 22–23

Главное, любопытнѣйшее мѣсто въ Венеціи, какъ въ прежнее время славы ея, составляетъ и теперь площадь св. Марка. <…> Здесь, съ утра до ночи, кипитъ жизнь и дѣятельность: безпрерывное движеніе народа всякаго состоянія, туземцевъ и иностранцевъ, съ отголосками различныхъ языковъ, продажа и покупка, пѣнiе, музыка, представленiя фигляровъ, пульчинелловъ и шарлатановъ, произношеніе заученныхъ рѣчей и повѣстей, приманчивые разговоры людей, нечаянно будто-бы встрѣтившихся, площадные и уличные адвокаты, нотаріусы и писцы просьбъ, жалобъ и писемъ, сидящіе на стульяхъ, табуретахъ и скамейкахъ за столиками съ бумагой, перьями и чернилами, все это и подобное каждый день встрѣчаете на этой площади. А по вечерамъ, при большомъ освѣщеніи прекрасно убранныхъ магазиновъ, лавокъ, кофейныхъ и кондитерскихъ подъ арками и на самой площади, многоразличными представленіями до того завлекается новый посѣтитель, что не хотя участвуетъ въ забавахъ чуждаго народа”.

Паулович, 1861. С. 713

Въ самомъ дѣлѣ, обѣ площади св. Марка — большая piazza и малая piazzetta, весьма примѣчательны и красивы. Нигде въ Европѣ я не видалъ такой площади, на которой бы такъ много сосредоточено было пріятныхъ и великолѣпныхъ предметовъ, зрѣлищъ, занятий, увеселеній и произшествiй, какъ на этихъ двухъ площадяхъ, съ рисовокупленіемъ морскаго берега”.

Паулович, 1861. С. 716

Между тѣмъ лодка плыла… вотъ тротуары исчезли, передо-мною льется улица воды между домами, которыхъ формы, архитектура, мнѣ незнакомы, никогда мною не виданы, — вотъ переулки, — заглядываю — вода и дома — въ туманной дали между домами круто перебросились мостики. Каналъ раздвигается шире и шире, передо мной разстилается улица воды, — и перспектива домовъ, усыпанныхъ колоннами, барельефами, чудныхъ, которымъ основанiемъ служитъ влага. Видъ единственный! Эти дома безъ земли, плавающiе по морю, соединенные мостиками; легкiя, черныя гондолы, покрывающiя даль канала и скользящiя мимо; это множество народа — и тишина; но всего болѣе архитектура строенiй, причудливая, игривая, роскошная, — я вскрикнулъ отъ удивленiя и удовольствiя. Венецiя, Венецiя? о какъ прекрасна ты! недаромъ я такъ давно такъ страстно любилъ тебя, красавица!”

Боткин, 1890. С. 22

Вдали показался высокiй мостъ, съ удивительною нѣжностiю легко, грацiозно, перекинувшiйся черезъ каналъ — я спросилъ о немъ у гребца. — Rialto, signore. — Рiальто! —  какъ давно знакомъ ты мнѣ, — здравствуй!”

Боткин, 1890. С. 22

Вчера я былъ очарованъ Венецiею. Гостинница, гдѣ живу я, выходитъ къ морю. Передъ окнами моей комнаты устье большого канала и прямо на противоположномъ берегу — превосходной архитектуры церковь Maria della Salute. Я сидѣлъ у камина и читалъ; было около 12 часовъ, и я ужъ хотѣлъ было лечь спать, и какъ-то нечаянно подошелъ къ окну. Ночь была чудная. Полная луна ярко лила свѣтъ на море, отражаясь въ безконечной полосѣ, переливавшейся огнемъ и золотомъ. Ночной туманъ придалъ прелестнымъ формамъ церкви Maria della Salute воздушность; по широкому каналу — ни гондолы. Можно-ли въ такую ночь сидѣть въ комнатѣ? Я пошелъ на площадь S. Маrсо. Полная очарованiя и мечтательности, лежала она, покрытая голубоватымъ туманомъ ночи; огромный Palazzo Reale, съ двухъ сторонъ ее окружающiй, только половину ея давалъ на волю лучамъ мѣсяца, оставляя другую въ темнотѣ; подъ арками дворца темно и пусто; вдали свѣтилась только кофейная Florian, отпертая всегда, день и ночь. Изъ тѣни площади видъ на дворецъ дожей, стоящiи къ морю и весь облитый свѣтомъ мѣсяца, удивителенъ. Съ арками, барельефами, прозрачными кружевными рубцами своими, онъ казался мнѣ воздушнымъ. Я стоялъ, очарованный необыкновеннымъ видомъ. Воображенiе рисовало картины минувшей жизни венецiанской, я вспомнилъ Марино Фальеро и Гофмана, моего волшебнаго Гофмана, съ его нѣжвою Аннунцiатою и удалымъ гондольеромъ. Сколько жизни, страсти, любви кипѣло на этой площади, теперь тихой, пустынной… У пристани стояло нѣсколько гондолъ. Я разбудилъ одного гондольера и велѣлъ везти себя по каналамъ Венецiи — и тутъ-то показалась она мнѣ совсѣмъ иною. Свѣтъ луны выбѣлилъ всѣ дома, скрылъ запустѣнiе ихъ, далъ всему новый, фантастическiй видъ, помолодилъ Венецiю. Игривая, полувосточная архитектура дворцовъ ея, съ ихъ безконечными колоннами и балконами, сквозь дымковый туманъ ясной ночи, покрылась какими-то чудными цвѣтами; этотъ туманъ снесъ съ Венецiи слѣды пролетѣвшихъ столѣтiй, закрылъ воздушнымъ своимъ покровомъ слѣды запустѣнiя. Я плылъ по большому каналу. Какъ описать эту единственную картину! Вода какъ зеркало! Перспектива домовъ, возвышающихся изъ нея, ярко отразилась въ каналѣ, словно дома выросли внизъ. Въ переулкахъ ряды перекинувшихся между домами мостиковъ образовали какiя-то воздушныя галлереи, терявшiяся въ туманѣ. Какъ тихо! Можно-бы слышать легчайшiй вздохъ съ этого балкона, но дворцы эти пусты. Въ разбитыя стекла оконъ свободно льются лучи полнаго мѣсяца. Ни полетъ вѣтра, ни шелестъ шаговъ не нарушаютъ странной, волшебной тишины. Эти дворцы, вставшiе изъ влаги, съ восточными, причудливыми своими формами, эти ряды домовъ, теряющiеся въ воздушной дали воды и неба, пустынные, темные переулки съ своими прозрачными мостиками, это повсюдное отсутствiе земли и тверди — привели въ замѣшательство мое воображенiе. Что такое передо мною? Не видѣнiя-ли ночи?”

Боткин, 1890. С. 27–28

Въ Венеціи такъ много красотъ зодчества, ваянія и живописи, что я восхищаюсь ими на каждомъ шагу. Это можно назвать упоеньемъ”.

Волков, 1857. С. 16

Въ Венеціи, основанной на водѣ и со всѣхъ сторонъ окруженной водами моря, рѣшительно ничего не растетъ, и естественно ничего не производится, а все нужное, полезное и раскошное доставляется съ твердой земли, или съ окружающихъ ее острововъ, и то не иначе, какъ только кораблями и гондолами, коихъ привиллегированное число простирается въ Венеціи до 20,000. Зато въ Венецiи не нужно иметь лошадей, экипажей, фуража и ничего прочаго, что требуется для сухопутной ѣзды, а это не бездѣлица. Да сверхъ того, если положить на каждую гондолу по два человѣка, то въ Венеціи ежедневно заняты бываютъ дѣломъ болѣе 40,000 человѣкъ простаго сословія, кои зарабатываютъ себѣ каждый день пропитаніе и все нужное. По сей причинѣ въ Венеціи нѣтъ нищихъ совершеннолѣтнихъ, или очень мало, и если какіе попадаются на Славянской набережной, то они всѣ малолѣтніе, или совершенно дряхлые”.

Паулович, 1861. С. 821–822

Я шелъ по улицамъ шириною въ 4 шага. Между рядами лавокъ и магазиновъ, — ни стуку экипажей, ни лошадей, — необыкновенное впечатлѣнiе! Эти улицы безпрестанно прерывались, снова соединялись мостиками, ихъ перспектива воздушна, узкiе каналы извивались въ переулкахъ, по нимъ мелькали и тѣснились гондолы; тихiй плескъ отъ веселъ, крикъ разнощиковъ, говоръ народа, — все это было мнѣ такъ явственно и странно слышно, не заглушаемое стукомъ экипажей, народъ такъ свободно наполнялъ узкiя улицы, — я чувствовалъ, что нахожусь въ какомъ-то иномъ мiрѣ…”

Боткин, 1890. С. 22

Надо быть въ Венеціи, чтобы понять всю ея прелесть. Городъ безъ лошадей и безъ колесъ: только и видѣлъ колеса, что у пушекъ, стоящихъ на Пьяцеттѣ, передъ дворцомъ Дожей. Площадь Св. Марка, освѣщенная газомъ, очаровательна… Подъ портиками, вокругъ площади, свѣтло какъ въ Лондонѣ, чтобы не сказать — какъ днемъ. Площадь уставлена стульями. Передъ кофейнями, шаговъ на сто отъ домовъ, простирается этотъ партеръ. Сидятъ и ходятъ семьями и парами. Блыкающіеся музыканты потѣшаютъ публику и собираютъ съ нее дань”.

Волков, 1857. С. 217

 

После обеда катались по каналу Grande и кругом всей Венеции, были на Риальто и на рынках. Что за молодцы гондольеры! Вечером гуляли опять по площади св. Марка. Я влюбился в эту площадь. Это еще первый город, из которого мне не хочется уехать”.

Островский, 1852

Изъ всѣхъ городовъ въ нашей части свѣта, кажется, только два такихь, Венеція и Римъ, которые готовы задушить тебя впечатлѣніями; голова кругомъ пойдетъ, если не остережешься”.

Лубяновский, 1845. С. 346

 

“Венеція, Римъ, Неаполь, Помпея, Везувій, природа (какъ мескиненъ кажется здѣсь Гете съ своимъ: Kennst du das Land, wo die Citronen blühen!), произведенія искусствъ древнихъ, средневѣковыхъ скульптуры, архитектуры, живописи, музыки. Развѣ этого мало, чтобы заставить полюбить Италію? — Погода до сихъ поръ мнѣ благопріятствовала. Жаровъ удушливыхъ еще не было, были даже дожди, что приписываютъ кометѣ , гдѣ-то гуляющей въ небѣ”.

Аксаков, 1892. С. 342

 

 

 

 

Прощай, чудная Венеція, на вѣки; левъ твой крылатый задремалъ для тебя навсегда; прошелъ же хищный часъ твой, счастливый; ты не возстанешь больше уродливою республикою никогда”.

Паулович, 1861. С. 824


Аксаков, 1892
Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ въ его письмахъ. Часть первая. Томъ третiй.
Письма 1851–1860 годовъ. Поѣздка въ Малороссiю. Ополченiе. Путешествiя за границу.
Москва, 1892.
Анненков, 1960
Анненков П. В. Литературные воспоминания / Вступительная статья,
подготовка текста и примечания В. П. Дорофеева. М., 1960.
Анненков, 1928
Анненков П. В. Литературные воспоминания. Л., 1928.
Баратынский, 1869
Сочиненiя Е. А. Баратынскаго. Москва, 1869.
Бехтеев, 1846
Разсказъ объ Италiи Александра Бехтљева, двора Его Императорскаго Величества
камергера, действительнаго статскаго Совѣтника и разныхъ орденовъ кавалера,
изданный для руководства предпринимающимъ это путешествiе. Москва, 1846.
Боткин, 1890
Сочинения Василiя Петровича Боткина. Т. I. Путешествiя.
Изданiе журнала «Пантеонъ Литературы». С.-Петербургъ, 1890.
Буданова, 2017
Буданова И. Б. А. Н. Островский — переводчик итальянских
драматургов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2017.
Волков, 1857
Отрывки изъ заграничныхъ писемъ (1844–1848) Матвѣя Волкова. СанктПетербургъ, 1857.
Всеволожский, 1839
Путешествiе чрезъ Южную Россию, Крымъ и Одессу, въ Константинополь,
Малую Азию, Сѣверную Африку, Мальту, Сицилию, Италию, Южную Францию
и Парижъ, въ 1836 и 1837 годахъ, Н.С. Всеволожскаго. Томъ второй. Москва, 1839.
Герцен, 1858
Письма из Францiи и Италiи Искандера. (1847–1852).
Изданiе Второе Н. Трюбнера, Лондон, 1858.
Гоголь, 1857
Сочинения и письма Н. В. Гоголя. Томъ пятый. СанктПетербургъ, 1857.
Горихвостов, 1831
Записки россiянина, путешествовавшаго по Европѣ
съ 1824 по 1827 годъ. Книжка первая. Москва, 1831.
Горихвостов, 1832
Записки россiянина, путешествовавшаго по Европѣ
съ 1824 по 1827 годъ. Книжка вторая. Москва, 1832.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Дергачева, 2019
Дергачева И. В. Образы Италии в эпистолярном наследии
Достоевского [Электронный ресурс] // Язык и текст 2019. Том 6. №1.
URL: http://psyjournals.ru/langpsy/2019/n1/Dergacheva.shtmldoi:10.17759/langt.2019060103
(дата обращения: 03.02.2020).
Достоевский, 1863
Письмо Ф. М. Достоевского H. H. Страхову. Рим. 18 сентября 1863.
Егоров, 2002
Егоров О. Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование. М., 2002.
Ковалевский, 1864
Ковалевский П. Этюды путешественника. Италiя. Швейцарiя.
Путешественники и путешествiе. СанктПетербургъ, 1864.
Крамской, 1888
Иванъ Николаевичъ Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критическiя
статьи. 1837–1887. СанктПетербургъ, 1888.
Лобанов, 1989
Лобанов М. Островский. М., 1989.
Лубяновский, 1845
Замѣтки за границею. В 1840 и 1843 годах. СанктПетербургъ, 1845.
Островский, 1952
А. Н. Островский. Дневники. Том XIII. Художественные произведения.
Критика. Дневники. Словарь. 1843–1886. М., 1952.
Паулович, 1861
Замѣчанiя объ Италiи и объ островахъ
Сицилiи и Мальтѣ. Харьковъ, 1861.
Погодин, 1844
Годъ въ чужих краяхъ. 1839. Дорожный дневникъ
М. Погодина. Часть вторая. Москва, 1844.
Русские писатели, 1990
Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., 1990.
С.-Петербург, 1902
Русскiй бiографический словарь. Т. 13. С.-Петербургъ, 1902.
Шикман, 1997
Шикман А. П. Деятели отечественной истории.
Биографический словарь-справочник. М., 1997.

 

 

 

Вернуться

Последнее изменение 17.12.2020





    Нажимая "Отправить", я подтверждаю свое согласие на обработку моих персональных данных, указанных в форме
    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Фотография не найдена

    Поделиться ссылкой на выделенное