В разделе Виртуальный музей опубликована новая коллекция — 40 фотографий начала XX века из подносного альбома Souvenir de Marphino («Воспоминание о Марфино»). Фотоальбом посвящен родовому подмосковному имению графов Паниных.

Подмосковная усадьба Марфино и сегодня — романтическое место со сказочным пейзажем. На фотографиях альбома из коллекции РОСФОТО мы видим двухэтажный дворец, перестроенный М. Д. Быковским в 1837—39 годах, липовый парк и знаменитые пруды. По замыслу архитектора, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро, по пути созерцая все значимые сооружения и живописные пейзажи.

Сын Быковского вспоминал: «Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. <…> Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время».

Марфино. Вид на южный фасад дворца со стороны пруда. На переднем плане фонтан (предположительно, И. П. Витали, 1840-е)
Марфино. Вид на южный фасад дворца со стороны пруда. На переднем плане фонтан (предположительно, И. П. Витали, 1840-е)
Неизвестный автор
1899—1900
Марфино. Вид на лестницу, фонтан, пруд и пристань со стороны террасы дворца
Марфино. Вид на лестницу, фонтан, пруд и пристань со стороны террасы дворца
Неизвестный автор
1899—1900

Лирические пейзажи Марфино у многих вызывали желание фотографировать и снимать фильмы. В 1910—20-х годах здесь создали свои шедевры знаменитые пикториалисты А. А. Иванов-Терентьев и А. Гринберг.

Александр Гринберг. Античный мотив. 1920-е годы. Марфино.

Позднее во дворце и прилегающем к нему парке проходили съемки эпизодов фильмов «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений».

Кадр из фильма «Яды, или Всемирная история отравлений», реж. Карен Шахназаров, 2001.

После революции в имении Марфино размещался санаторий. Вся внутренняя обстановка: мебель, картины, книги и элементы декора были переданы в различные музеи и библиотеки. Альбом, который мы представляем вашему вниманию, дает возможность увидеть одно из дворянских гнезд начала ХХ века до его разорения. 

Марфино. Интерьер зала Славы. Портрет Николая I
Марфино. Интерьер зала Славы. Портрет Николая I
Неизвестный автор
1899—1900
Марфино. Интерьер дворца. Зал Славы
Марфино. Интерьер дворца. Зал Славы
Неизвестный автор
1899—1900

Размер подносного альбома невелик — 17х23 см, снимки 11,6 х 16,6 см. Высокое разрешение цифровых копий позволяет рассмотреть лица обитателей имения, детали обстановки и пейзажа.

Задачей неизвестных создателей альбома была презентация имения с наиболее выгодной стороны — снимки предназначались для вступающей во владение Софии Паниной. Анонимный фотограф (предположительно один из обитателей имения) находит лучшие ракурсы для показа усадьбы, на фоне которой позируют несколько мужчин и молодая женщина, тех же персонажей мы видим в парке и на фоне пруда. У одного из них (с бакенбардами) на нескольких снимках виден фотоаппарат фирмы Kodak.

Марфино. Беседка-«гриб»
Марфино. Беседка-«гриб»
Неизвестный автор
1899—1900
Марфино. Пруд и пристань со скульптурами грифонов
Марфино. Пруд и пристань со скульптурами грифонов
Неизвестный автор
1899—1900

Люди, однако, не были главными героями съемки. Их групповые и одиночные портреты в архитектурном и пленэрном пейзажах выполняют роль стаффажных фигур — то есть играют второстепенную роль и лишь оживляют пейзаж, за исключением нескольких групповых портретов воспитанников местных школ.

Марфино. Мальчики, сидящие на лужайке перед зданием школы
Марфино. Мальчики, сидящие на лужайке перед зданием школы
Неизвестный автор
1899—1900
Марфино. Портрет девочек-воспитанниц и их наставниц
Марфино. Портрет девочек-воспитанниц и их наставниц
Неизвестный автор
1899—1900

Сотрудниками РОСФОТО на разных страницах альбома были обнаружены два идентичных снимка, раскрашенных акварельными красками с небольшим изменением тонов.

На фотографии церквей Рождества Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла видны фигуры двух мужчин. Один из них, сидящий на могильном камне, уже знакомый нам господин с бакенбардами и «кодаком», а второй, в светлой рясе и темной шляпе — местный священник. Мы предполагаем, что иерея зовут Виктор Александрович Виноградов, на снимке ему около 38 лет. По сохранившимся архивным документам, в 1916 году он еще служил в Марфино.

Альбомы, подобные «Souvenir de Marphino», представляют интерес как для специалистов, так и любителей старинных фотографий. В случае с Марфино мы не только можем любоваться бытом дворянской усадьбы — натуры уходящей уже для того времени, но и имеем возможность восстановить утраченные интерьеры и элементы парковой архитектуры.

Если вы можете предоставить информацию, кто из обитателей усадьбы изображен на других фотографиях, мы будем очень признательны.

Дополнительные материалы

Последнее изменение 17.03.2017